Самолеты ГВФ в Великой Отечественной

    avro

    Модератор
    Недавно в интернете, в т.ч. в нашей "архивной" ветке, появилось фото редкого самолета Як-6 в 1943 году. Оно ниже.

    Вопрос по теме: какие еще отечественные гражданские/транспортные типы ВС ГВФ так или иначе участвовали в воинских перевозках во время войны?

    Уточню: под "самолетами ГВФ" здесь понимаются все небоевые самолеты (не Як-9, не Ил-2 и не Ил-4), то есть, транспортная, санитарная, связная авиация. Ан-12, будь он в то время (для примера), тоже попал бы в этот транспортный список.

    По-2, Р/П-5, ПС-9, К-5, Г-1, Г-2, Ли-2, разные "Стали" и АИРы, ПС-35... о каких еще (неединичных) гражданских типах известно, что они летали тогда как в районе фронта, так и в прифронтовых местностях и далеко в средних азиях и на востоке страны?

    Если:

    "...Говоря в целом о периоде войны, можно сделать твердый вывод, что личный состав гражданской авиации внес в победу советского народа и его Вооруженных Сил над гитлеровской Германией достойный вклад. Имея всего лишь около 3 тыс. самолетов (из них 350 тяжелых кораблей Ли-2 и С-47), с учетом фронтовых и учебных подразделений, ГВФ налетал 4,5 млн. часов, из них 2,6 млн. часов для обслуживания тыла страны, Наркоматов, на перегонку самолетов и в международных рейсах. Им было перевезено более 2,3 млн. военнослужащих, партизан и других пассажиров и около 280 тыс. тонн грузов, в том числе боеприпасов".

    "Мирные крылья в годы войны", 1995

    Як-6.jpg
     
    Последнее редактирование:

    avro

    Модератор
    Бурундук, это вообще редкий тип.

    Вики пишет, что "Большая часть самолётов Як-6 строилась в транспортном варианте."

    И вот:

    ...Первые три Як-6 были переданы в ГВФ в июне 1943 года, но по частям они были распределены только в июле. До конца 1943 года ГВФ получил от промышленности всего 9 машин. Они были переданы в 1-ю авиатранспортную дивизию, 3-ю отдельную авиадивизию связи, 4-й отдельный авиаполк (ОАП), 62-й гв. ОАП и 9-й ОАП. Потерь среди Як-6 ГВФ в 1943 году не было; один самолет передали в погранвойска. Таким образом в конце 1943 года в ГВФ насчитывалось 8 Як-6. Цесь парк ГВФ в тот момент составлял 2428 самолетов.

    В 1944 году авиапромышленность уже не выпускала Як-6, но увеличение их числа в ГВФ продолжалось за счет передачи из ВВС. В 1944 году оттуда поступило 6 самолетов. Максимальное количество Як-6 в ГВФ (11 машин) было в июне 1944 года. Убыль же за год составила 9 самолетов; из них 6 - списаны по износу.

     

    cloudy-joe

    Старожил
    По-2, Р/П-5, ПС-9, К-5, Г-1, Г-2, Ли-2, разные "Стали" и АИРы, ПС-35... о каких еще (неединичных) гражданских типах известно, что они летали тогда как в районе фронта, так и в прифронтовых местностях и далеко в средних азиях и на востоке страны?
    Можно вспомнить УТ-2, УТ-1, Ще-2.

    Для примера - самолетный парк Киевской Особой авиагруппы ГВФ (списочный состав)
    на июль 1941 года:
    ПС-84 -5
    ПС-35 -6
    ПС-43 -5
    Г-2 -2
    Г-1 -1
    ПС-7 -4
    ПР-5 -6
    П-5 -5
    У-2 -6
    СП и АП - 68
    С-1 -4
    С-2 - 20
    СКФ -14

    на июль 1942 года:
    ПС-84 - 3
    ПС-35 - 1
    ПС-43 - 2
    Г-2 -2
    ПР-5 - 3
    П-5 - 2
    ПС-7 -5
    ПС-9 - 1
    СП - 57
    С-2 - 21
    СКФ -2
    У-2 -16
    УТ-2 -4
    Я-6 -2
     
    Последнее редактирование:

    avro

    Модератор
    cloudy-joe, я тут не все типы знаю... СКФ не встречал, например.

    Вопрос: а есть ли какая-то картинка со списком этих типов времен войны, аутентичная? Именно с транспортными типами.

    Про Ще-2 я позже вспомнил. Такие у нас в Бердске в военной авиашколе базировались.

    ...В начале 1940-х годов была поставлена задача-создать самолёт многоцелевого назначения, способный транспортировать относительно крупные грузы и работать с полевых площадок.
    ...Было выпущено 567 машин.
    ...Гражданский вариант военно-транспортного самолёта Ще-2 с двумя двигателями М-11Д широко применялся на местных авиалиниях СССР вплоть до поступления в эксплуатацию Ан-2.


    Вот про его послевоенную службу ни разу не слышал. Интересно, в каких отрядах он использовался.
     

    cloudy-joe

    Старожил
    СКФ не встречал, например.
    СКФ - санитарная кабина Филатова (проще говоря, вариант У-2)

    Вопрос: а есть ли какая-то картинка со списком этих типов времен войны, аутентичная? Именно с транспортными типами.
    Про картинку не совсем понял. Есть типографская форма отчетности для авиаполков ГВФ, которая появилась в середине войны. Вот ее фрагмент с основными типами самолетов:
    8оавп.jpg


    Про Ще-2 я позже вспомнил. Такие у нас в Бердске в военной авиашколе базировались.

    Это из постановления ГКО в декабре 1944 года:
    ГКО44.jpg
     

    cloudy-joe

    Старожил
    26 оавп ГВФ (14 оавп ГВФ)
    14-0.jpg


    Указанные в списке ПС-7 - это в реальности списанные Р-6, восстановленные до летного состояния и переоборудованные под грузовой вариант силами технического состава полка.

    Итоги работы в 1943 году:
    14-1.jpg


    14-2.jpg


    Итоги работы в 1944 году:
    14-4.jpg


    14-3.jpg


    Май 1945 года:
    14-45.jpg
     

    Вложения

    • 0 байт · Просмотры: 0
    Последнее редактирование:
    Про историю некоторых бортов Ще-2 в виде небольшого реестра с фото есть вот тут у Юры: Сайт авиационной истории - Реестр Ще-2.

    Долётывали они (те, что передали из ВВС, не все) как в ведомственной авиации по различным задачам, так и некоторое количество в ГВФ. Из опубликованного в Сети, например, упоминаются Северное (авиаотряд в Архангельске), Казахское (267 ао, Алма-Ата) управления.
     
    Последнее редактирование:

    Инженер-109

    фельдмаршал
    Вот про его послевоенную службу ни разу не слышал. Интересно, в каких отрядах он использовался.
    В Васьково в Архангельске видел стенд в 90-е - там фото со Ще-2 на аэродроме - ряд Ще-2 солидный, машин 5-7
     
    Последнее редактирование:

    avro

    Модератор
    Кстати, про аэродром Суково кто-то слышал? Там ГВФ тоже базировался во время войны, под Москвой.
     

    starik

    Старожил
    Кстати, про аэродром Суково кто-то слышал? Там ГВФ тоже базировался во время войны, под Москвой.
    Это Солнцево нынешнее
    Вблизи деревни Суково с 1937 года существовал военный аэродром, на котором на момент начала Великой Отечественной войны базировался 564-й истребительный полк 6-го авиакорпуса московской зоны ПВО.
     

    cloudy-joe

    Старожил
    на котором на момент начала Великой Отечественной войны базировался 564-й истребительный полк 6-го авиакорпуса московской зоны ПВО.
    Немного уточню.
    На аэродроме Суково в начале войны базировались:
    на 31.08.41 г. - 35 аэ (11 МиГ-3)
    на 31.10.41 г. - 34 иап (3 МиГ-3) и 428 иап (11 МиГ-3)
    на 30.11 41 г. - 429 иап (9 МиГ-3)
    на 31.12.41 г. - 428 иап (12 МиГ-3)
    564 иап перебазировался в Суково весной 1942 года.
    Внуково и Суково обслуживал 646 бао.
    Суково.jpg
     

    cloudy-joe

    Старожил
    Что было перед войной. Так летали в июне 1941-го.
    А были в летнем расписании 1941 года рейсы в Берлин, это проверенная информация?

    Суково в книге "Мирные крылья в годы войны", 1995
    Если память не изменяет, уже осенью 1941 года эту эскадрилью перевели в Мячково, а позднее на ее базе развернули 3-ю особую авиадивизию связи ГВФ двух полкового состава.
    Шарыкин.jpg

    Мячково.jpg

    3 оадс.jpg
     
    Последнее редактирование: