"Аэрофлот" хочет заработать на "лишних пассажирах"
Ведущий авиаперевозчик планирует повысить прибыльность за счет продажи билетов на несуществующие места в самолетах. Лишним пассажирам будет предложена компенсация, сумму которой авиакомпания будет определять сама. Однако в случае дальнейшего укрупнения рынка в пользу монополии компенсация может оказаться унизительно маленькой.
Генеральный директор крупнейшего российского авиаперевозчика ОАО "Аэрофлот" Виталий Савельев продолжает настаивать на легализации практики продажи авиабилетов в большем количестве, чем это сейчас допустимо по закону.
"По нашей логике, продавая 145-147 билетов на самолет с 140 местами, мы гарантируем заполнение", - заявил Савельев в интервью телеканалу "Россия 1", отметив при этом, что за первые два месяца года компания перевезла больше пяти миллионов пассажиров, что на 15 процентов больше, чем в этом же периоде в прошлом году.
Но несмотря на перевыполнение прошлогоднего плана по перевозкам, авиакомпания не оставляет идею получения сверхдоходов за счет продажи "лишних билетов". Логика этого механизма, который именуется овербуком и используется в некоторых странах мира, в том, чтобы избавить авиакомпанию от риска незаполняемости мест в самолете. По расчетам г-на Савельвева, сейчас недозагруженность пассажирских рейсов составляет в среднем до 10%, что делает авиаперевозки неэффективными.
"В случае легализации этой нормы, авиакомпании смогут снизить издержки в том числе за счет тех пассажиров, которые не пришли на рейс и не вернули билеты, - говорит главный редактор AVIA RU Network Роман гусаров. - Но разумеется, если купившие ранее билеты люди все же пришли на рейс, что бывает в сезоны пиковых нагрузок, образуются лишние пассажиры, которым следует компенсировать проиндексированную стоимость билета".
Подобная инициатива обсуждается в профессиональных кругах уже несколько лет. На уровне Госдумы тему поднял год назад депутат Александр Четвериков, предложивший прописать в законе жесткую ответственность авиаперевозчика за отказ от доставки пассажира в указанный пункт назначения. В частности, Четвериков допустил, что авиакомпания должна заплатить в таком случае "лишнему" пассажиру 10-кратную компенсацию стоимости авиабилета. Впрочем, тогда на это в "Аэрофлоте" ответили, что такой размер компенсации будет губителен для авиаперевозок вообще.
"Вообще в случае легализации овербука при невозможности доставить пассажира к месту назначения, авиакомпания должна выплатить компенсацию, но ее размер она может установить по-своему усмотрению, - пояснил "Эксперт Online" главный редактор Авиапорт.ру Олег Пантелеев. - Размер компания определяет как на основе специальных расчетов пассажиропотока в данном направлении и частоты рейсов, так и с учетом своей программы лояльности к пассажирам".
За рубежом в условиях высокой конкуренции авиакомпании по овербуку могут предложить кратную компенсацию лишнему пассажиру. Однако в России гораздо меньше авиакомпаний, которые реально конкурируют за пассажиров. Совокупная доля пяти крупнейших перевозчиков на российском рынке составила почти 65,7%, из них более 25% контролирует "Аэрофлот" и намерен наращивать присутствие.
В конце года Виталий Савельев заявил, что "Аэрофлот" готов взять на себя пассажиропоток тех компаний, которые в ближайшее время может постигнуть банкротство. Если так произойдет, то "Аэрофлот" существенно укрепит монопольные позиции и тогда уже о кратной компенсации лишним пассажирам речь вести скорей всего не придется.
Более того, по словам Четверикова, авиакомпании и сейчас нелегально используют овербук. Он утверждает, что сам как-то раз оказался "лишним", немного опоздав на регистрацию и в итоге не получил компенсацию. " Я считаю, что это откровенное мошенничество в особо крупных размерах, аморальные и незаконные действия авиакомпаний должны быть пресечены", - уверен депутат.
"Овербук те же западные компании используют в основном на популярных направлениях, где интервалы между рейсами составляют от одного до нескольких часов. В таких случаях пассажиры сами охотно хватаются за компенсацию", - говорит Олег Пантелеев.
Но известно, что российских авиакомпаний много направлений в отдаленные регионы, интервалы между рейсами большие, и есть риск, что в случае легализации овербука компания установит в том же объеме, что и на другие. Следовательно, для некоторых пассажиров овербук может привести к срыву отпусков, командировок и личных планов.
"Для нас важно, чтобы каждое кресло было заполнено. Мировая практика показывает, что это (овербукинг - прим.ред.) работает. Это дает возможность делать свой рейс более доходным, эффективным и стабильным и не перекладывать стоимость на пассажиров", - заявил Савельев.
Между тем другому крупнейшему аваперевозчику "Трансаэро" удалось без всякого овербука добиться самой высокой заполняемости кресел в Европе. По данным издания Airline Business, в 2014 году этот показатель "Трансаэро" составил 83,5%, в то время как занятость кресел европейских авиакомпаний выросла в среднем до 81%. Несмотря на негативную рыночную ситуацию, заполняемость рейсов "Трансаэро" снизилась всего на 0,1 п.п. При этом пассажирооборот по сравнению с предыдущим годом вырос на 0,1%, до 47,06 млрд пассажиро-километров.
"В условиях сокращения спроса и падения ликвидности наиболее оправданной является стратегия сбалансированного роста, контроля над издержками и оптимизации бизнеса при сохранении высокого уровня сервиса. - говорит генеральный директор "Трансаэро" Ольга Плешакова. - И такие акценты дают свои положительные результаты".
У "Аэрофлота" же в январе этого года процент занятости кресел снизился на 1,2%. Видимо, этот пробел компания и планирует заполнить за счет "лишних" пассажиров, не прибегая к иным мерам повышения эффективности.
Кстати, помимо этого "Аэрофлот" также предлагает закрутить пассажирам "гайки" в части бесплатного провоза багажа. Воздушный кодекс определяет минимальную норму веса бесплатного багажа в 10 кг (никто не запрещает индивидуальному перевозчику делать свою норму выше, у Аэрофлота - 23 кг). "Однако современная формулировка позволяет некоторым пассажирам считать, что этот вес можно разбить на множество мест (сумок, кульков и т.п.), - говорится в презентации антикризисных мер "Аэрофлота", представленной на заседании своего общественного совета. - Такая "раздробленная" перевозка создает проблемы при обработке багажа, замедляет и удорожает ее, повышает возможность утери багажа. Закрепление нормы одного места бесплатного багажа позволит в значительной степени оптимизировать производственный процесс обработки багажа".
Источник: журнал «
Эксперт»