Штурвал или сайдстик?

Реклама
За дискуссией слежу с самого начала, и никак не возьму в толк как AF447 может иметь отношение к теме обсуждения.
Ну разве что к него был сайдстик, а не рога
Ваша ирония не совсем к месту. Экипаж А330 не понимал, что происходит с самолетом и в стрессе полностью забыл базовые навыки пилотирования, а также существующие процедуры.
В кабине была паника. И совершенно не имело значения как у них выглядел орган управления. Они не управляли самолетом, а просто паниковали до столкновения с водой.
 
Ваша ирония не совсем к месту. Экипаж А330 не понимал, что происходит с самолетом и в стрессе полностью забыл базовые навыки пилотирования, а также существующие процедуры.
В кабине была паника. И совершенно не имело значения как у них выглядел орган управления. Они не управляли самолетом, а просто паниковали до столкновения с водой.

310, а я не иронизировал вовсе. Просто попытался понять Yuha, и как связана эта катасрофа с обсуждаемой темой.
Спасибо Вам за уточнение. Ранее, я уже подробно ознакомился с заключением по этой катастрофе, и знаю (из отчета + мнение bclk) что творилось в кабине.
 
Последнее редактирование:
На самом деле в той катастрофе сайдстик и компьютеры сыграли свою роль. На любой классике поведение штурвала (если бы он был хоть немного связан с рулями) дало бы понять, что самолет парашютирует, да и дурной алгоритм предупреждения об углах атаки (которое убиралось при уменьшении скорости, тоже глупость) помешал разобраться в происходящем.

В общем, в той катастрофе проявились все отрицательные свойства Аэробусов, и не помогли никакие положительные. И сайдстик тоже помог им упасть.
 
На любой классике поведение штурвала (если бы он был хоть немного связан с рулями) дало бы понять, что самолет парашютирует,
С гидравликой штурвалы обратной связи могут и не иметь и какое может быть у штурвала поведение в этом случае.


да и дурной алгоритм предупреждения об углах атаки (которое убиралось при уменьшении скорости, тоже глупость) помешал разобраться в происходящем.
Здесь надо разбираться уже со знанием конкретной техники и вполне может оказаться, что недоученность или не подготовленность могли сыграть свою роль.
 
С гидравликой штурвалы обратной связи могут и не иметь и какое может быть у штурвала поведение в этом случае.



Здесь надо разбираться уже со знанием конкретной техники и вполне может оказаться, что недоученность или не подготовленность могли сыграть свою роль.

Конечно могут не иметь, и это тоже стало бы минусом в той истории. Я сравниваю вариант _классический штурвал_ и _сайдстик_ , штурвалы безусловно давно уже не классическими стали.

(Сайдстик кстати и на мелочи бывает. Честно сказать, ничего особо удобного заметить не удалось. Чуть лучше обзор приборов, чуть менее удобно рулить. В целом на мелочи, один черт что так что эдак. Важно не сайдстик или штурвал, а ЭДСУ или тросы :) :) ).
 
На 787 штурвальные колонки "растут" из роскошных на вид загружателей, стоящих под полом кабин пилотов. И всё что из этих загружателей идет - это несколько пучков проводов.
 
Я сравниваю вариант _классический штурвал
А я и говорю. Обратной связи нет. Штурвал через тяги-тросы-механизмы ворочает золотничками бустеров. Бустеры отрабатывают хлеб, ворочая рулями. Загружатели имитируют нагрузки на рулях в зависимости от скорости и высоты и делают управление удобоваримым. И на каком то этапе отпусти штурвал - что бы не происходило с самолетам, усилия с рулей к тебе в кабину на штурвал не придут (нет её, обратной связи). Они, эти рули, будут заперты бустерами и трепыхаться не будут, и какой то информации о критических режимах не дадут.
 
Реклама
А я и говорю. Обратной связи нет. Штурвал через тяги-тросы-механизмы ворочает золотничками бустеров. Бустеры отрабатывают хлеб, ворочая рулями. Загружатели имитируют нагрузки на рулях в зависимости от скорости и высоты и делают управление удобоваримым. И на каком то этапе отпусти штурвал - что бы не происходило с самолетам, усилия с рулей к тебе в кабину на штурвал не придут (нет её, обратной связи). Они, эти рули, будут заперты бустерами и трепыхаться не будут, и какой то информации о критических режимах не дадут.

Кстати, а ведь не так уж технически сложно сделать эту обратную связь. А то ведь были катастрофы, когда бустеры выходили на предельное усилие а экипаж этого не замечал, после чего наступали кранты.
 
...или не нужно, раз уж...
на каких то типах не сделали.
Ибо устройство, обеспечивающее эту обратную связь, точно так же может отказать, как и сам бустер; особенно, если стоит рядом с этим бустером (повреждение одним и тем же воздействием, например).
 
Ariec 71, дело было примерно так:
- Готовимся к проверке самолета на устойчивость на скоростях близких к скорости сваливания и срабатывание системы предупреждающей тряски штурвала. - объявил Константин следующий номер нашей Программы.

Я выключил автопилот, поставил двигателям малый газ и потянул штурвал на себя, удерживая самолет от опускания носа.

При подходе к скорости сваливания начал нарастать гул от вибрирующих в предсрывной аэродинамической тряске крыльев. Штурвал почти полностью на себя, самолет устойчиво висит в разреженном воздухе.

- Ничего не трогать! Он сейчас сам должен дать газу! - скомандовал Константин.

Через секунду, автоматика, спасая самолет, увеличила тягу двигателей.

- О! Сработала! Теперь доводим до скорости сваливания и наблюдаем процесс.

Снова двигатели на малом газе. Автомат тяги выключен. Гул предсрывной тряски. Штурвал "у пупа". Я сижу в напряженной готовности дать полный газ и опустить нос самолета, позволяя ему разогнаться. Но замечательное детище Эрбаса и не думает сваливаться. Обиженно гудя крыльями, самолет сам без малейшего крена плавно опускает нос и начинает понемногу увеличивать скорость!

- Газу! Восстанавливаемся! Снижаемся на сотый эшелон и там проделываем все то же самое, но в посадочной конфигурации и с выпущенными шасси.

Самолет оказался устойчив и с полностью выпущенными закрылками. Разве что не гудел крыльями, а предупреждал пилотов искуственно создаваемой тряской штурвала.
 
Последнее редактирование:
Мне кажется в данном вопросе всё же главное не удобство и т.п., а функциональность. Пока было возможно полностью ручное (без ГУ) управление,то на тяжёлых с-тах применялся и применяется штурвал. Мои коллеги летали однажды на Ту-95 без ГУ РВ и,соотв-но, без АП часов 10, очень сомневаюсь,что было бы возможно тягать левой рукой джойстик при тех усилиях. Но т.к. от таких систем управления отказались, то и особой разницы с помощью чего управлять компом нет. Но согласен с тем,что штурвал перед носом пилота более информативен,чем ручка где-то сбоку, особенно в комплекте с "советским" авиагоризонтом,когда "крен" штурвала совпадает с креном самолётика на АГД.(две спорные ветки объдиняются )
 
Однако, там ШТУРВАЛ. С Сайдстиком такое бы не получилось (такая информативность).
Нет у штурвала никакой специальной информативности. :)
Даже в описываемом случае в предсрывной тряске гудели крылья. На штурвал эти вибрации не передавались.
 
Нет. И в боинге, и в аэрбасе работают профессионалы. И не нам их решения критиковать. Спорить тут, собственно, не о чем.
Нельзя критиковать решения профессионалов? В топку!
Меня за№"*^*% решение "профессионалов" обеих букв подвесить указатели мест в салонах под полки. Дети и маленькие женщины, конечно видят, куда садиться. Остальные пассажиры идут по проходу в самолёте в поисках своего места время от времени сгибаясь буквой "Зю", в попытках найти свой ряд и прочие атрибуты места. Даже стюардессы сгибаются при вызовах явно не в попытках угодить пассажирам.
 
Последнее редактирование:
Нельзя критиковать решения профессионалов? В топку!
Меня за№"*^*% решение "профессионалов" подвесить указатели мест в салонах под полки. Дети и маленькие женщины, конечно видят, куда садиться. Остальные пассажиры идут по проходу в самолёте в поисках своего места время от времени сгибаясь буквой "Зю", в попытках найти свой ряд и прочие атрибуты места.
.
Оччень "уместное" замечание в ветке про эргономику пилотской кабины. :confused:
 
Реклама
Нет у штурвала никакой специальной информативности. :)
Даже в описываемом случае в предсрывной тряске гудели крылья. На штурвал эти вибрации не передавались.

А положение штурвала _у пупа_ это не информативность?
 
Назад