Насколько я помню система аварийного подрыва объекта(АПО) на Протоне не устанавливается.Сразу после прохождения КП (контакт подъема) производится увод аварийной ракеты от стартовых сооружений,при этом АВД (аварийное выключение двигателя) блокируется до 20 секунды полета.Тротиловый эквивалент РН Протон на старте составляет 72 тонны,зона поражения для человека 4,3 км,повреждение стекол в зданиях и сооружениях на расстоянии 6,5 км,максимальный радиус зоны воздействия токсичных продуктов взрыва составляет 12,4 км.Так что:Помнится Протон несколько лет назад целиком с о..енной высоты целиком брякнулся - никто не взорвал. Шарахнуло так что на земле в пару километрах все прозрели от одного лишь звука.
А разве в Артемис не Старшипы запланированы?Допустим бустер и сам Старшип будут испытаны и готовы через пару лет. Что дальше? Кто-то уже готов разместить заказ на целый Старшип, или Маск сам строит, сам придумывает и реализовывает дальнейшее? В окружающем пространстве нет даже тени того чем бы можно было загрузить проект.
с миру по нитке, Маску новый аккумуляторный завод...А это не загрузка для Старшипа. Для флоговтыка двумя людьми лучше действительно отдать контракт Безосу.
старлинки, для началаЧто дальше?
они, хотя пока еще это up to the judgeА разве в Артемис не Старшипы запланированы?
а зачем ждать если себестоимость пуска будет меньше 10 лямов, а заказчик платит ну скажем 50?Ждать когда корзина заказов заполнится чтобы загрузить целый Старшип, не порожняком же его гонять.
за то же за что и сейчас - за вывод спутникаЗа что он будет платить 50? За название Старшип?
Так же стоит учитывать и [возможно лавинообразный] рост числа заказчиков в случае [гипотетического] суперпадения цен на вывод нагрузкиа зачем ждать если себестоимость пуска будет меньше 10 лямов, а заказчик платит ну скажем 50?
гипотетическое появление возможности вывода 100 тонн на НОО за копейки это дизрапшн такого масштаба, который сложно учитыватьТак же стоит учитывать и [возможно лавинообразный] рост числа заказчиков в случае [гипотетического] суперпадения цен на вывод нагрузки
Если "копейки", то "куча заказчиков". Каков приход, таков расход ))) когда "копейки" преобразуются в конкретные циферки долларов, тогда и заказчиков легко будет учесть по головам и валовому спросу... 100 тонн на НОО за копейки это дизрапшн такого масштаба, который сложно учитывать
Стоимость космической миссии складывается из трех составляющих: стоимость запуска, стоимость КА и стоимость управления КА в течении всего срока активного существования.Стоимость выведения,почти всегда(если это не Сатурн-5,Шаттл или SLS),значительно ниже двух других составляющих в общей сумме затрат.Спрос на космические услуги в традиционном секторе (связь, навигация, ДЗЗ,) неэластичен, поскольку потребность в космических полетах ограничена.Снизьте стоимость выведения до нуля и с удивлением обнаружите, что количество запускаемых спутников практически не увеличится, удешевление составит процентов на 20-25.Так же стоит учитывать и [возможно лавинообразный] рост числа заказчиков в случае [гипотетического] суперпадения цен на вывод нагрузки
Для межпланетных да, но они составляют небольшой процент для коммерческого извозчика. Для коммерческих спутников все не так плохо. Кроме того, существует понятная зависимость: пока стоимость запуска высока, не очень выгодно делать дешёвый спутник, как только стоимость запуска сильно снижается, производство дешёвых спутников становится выгодным и растет в геометрической прогрессии, так как недорогой спутник готовы купить многие.Стоимость космической миссии складывается из трех составляющих: стоимость запуска, стоимость КА и стоимость управления КА в течении всего срока активного существования.
Есть у меня большие сомнения в этой неэластичности. Это примерно как спрос на компьютеры до появления ПК: пока комп был дорог и использовался только предприятиями - это была одна эластичность, а как компы стали персональными, так и структура спроса изменилась. Я не говорю о персональных спутниках, я говорю о самом принципе: эластичность - это не железная характеристика и может меняться при сильном изменении рынка. (Наример, ту же недорогую сеть спутников защищённой связи хотели бы иметь многие страны. Если цена вывода одного спутника 60 млн, и нужно 10 спутников (то есть вывод 600млн), то никто не будет делать спутники китайского качества по цене 50 млн за спутник - цена группировки будет 1,1 млрд, а цена поломки спутника 110 лямов. Если вывод будет стоить 100 за всю группировку, то есть цена группировки 600, а цена поломки 60 лямов (а с дешёвым запуском дешевых заправщиков и ремонтников станет ещё дешевле) , то уже совсем другой расклад. В итоге пока спутники "китайского качества" по 60.невыгодны, их нет, спутник стоит 160 и спрос на него мизер. Когда цены упадут, то спрос может взлететь в космос (каламбур, однако).Спрос на космические услуги в традиционном секторе (связь, навигация, ДЗЗ,) неэластичен, поскольку потребность в космических полетах ограничена.
А что если можно понизить общую стоимость эксплуатации КА в пересчёте на год службы, если позволено в разы увеличить его массу?Стоимость космической миссии складывается из трех составляющих: стоимость запуска, стоимость КА и стоимость управления КА в течении всего срока активного существования.Стоимость выведения,почти всегда(если это не Сатурн-5,Шаттл или SLS),значительно ниже двух других составляющих в общей сумме затрат.
Тут (на первый взгляд) возможен другой путь,- при низкой стоимости вывода, станет выгоднее использовать массовые дешёвые спутники, и будет не важно, что их САС (срок активного существования) упадет в разы,-всегда есть возможность запустить новый "хлам".А что если можно понизить общую стоимость эксплуатации КА в пересчёте на год службы, если позволено в разы увеличить его массу?
Три последних слова - ключевые. Кроме того, спутники коммерческой связи и вещания - это не единственные ПН, и в других "рыночных условиях" структура выводимых полезных нагрузок тоже может существенно измениться.в рассматриваемых рыночных условиях
Или пока международное сообщество не решит строить действительно большую орбитальную станцию.Dominicinio, я позволю себе не согласиться – на сегодня рынок запусков действительно не эластичен.
Стоимость килограмма на орбиту в США / Европе заметно снизилась за последние годы, а коммерческий грузопоток существенно не возрос.
Единственные кейсы большого коммерческого проекта – Старлинк / OneWeb, но по ним есть свои серьезные оговорки (особенно по OneWeb).
Фишка в том, что все интересное, что есть в коммерческом космосе, происходит сейчас в кубосатах.
Прорывом для них стали rideshare-миссии на текущих носителях... Спутники активно миниатюризируются и дешевеют.
Создание супертяжа для кубосатов не актуально, нынешних ракет хватает за глаза... Многим новичкам, кто хочет в податься запуски, инвесторы нынче сразу говорят – хватит ходить к нам с мультиками про ракеты, приходите позже с мультиками про то, что на них запускатьRocketLab вон неспроста носится со своим Фотоном, и правильно делает.
Мантра «сделаем дешевую ракету, и нас порвут на части заказчики» ходит уже пару десятков лет, но пока ракетчики возились с удешевлением запусков, многие их клиенты научились делать спутники дешевле и меньшеЕсли Старшип хорошо себя покажет, то и для него найдется работа... но пока индустрия к этому не готова.