SpaceX, Falcon-9, Starship, Илон Маск

Реклама
Запуск из Калифорнии перенесли на 12:33 мск (02:33 местное) на пятницу.
Улетели, наконец, сегодня: запуск был задержан из-за шторма в Тихом океане, во время которого посадка первой ступени на баржу на прошлой неделе была невозможна. Бустер-старичок B1061 успешно выполнил свой 15-й полет.

 
Очередное испытание Starship будет не ранее 31 августа. Комментариев от SpaceX нет, но береговая охрана США предупреждена о возможных ограничениях судоходства с этой даты. А пока бустер в очередной раз доставлен на стартовую площадку.

 
Вторая попытка статического прожига бустера Super Heavy #9, трансляция:



P.S. Прожиг проведен, внешне все выглядело нормально; длительность работы двигателей достигнута полная (в отличие от прошлого теста).
 
Последнее редактирование:
Почему в этот раз заиндевела половина бустера?
Оба компонента топлива холодные. Должен был весь заледенеть.
Если маленькое колечко инея вверху -- это метан, то почему налили метана чут-чуть, а кислорода под завязку?
 
Почему в этот раз заиндевела половина бустера?
Оба компонента топлива холодные. Должен был весь заледенеть.
Если маленькое колечко инея вверху -- это метан, то почему налили метана чут-чуть, а кислорода под завязку?
Метана наливают ровно столько сколько надо, а кислорода – полный бак, чтобы бустер был устойчивым и вместо статического прожига не вышел «динамический». За счет кислорода обеспечивают массу бустера, нужную для испытания. Можно было бы обеспечить ее и за счет метана, конечно, но с ним куда больше мороки.
 
Реклама
В случае аварии кислород обогатит атмосферу. А метан сгорит. Так что всё сделали разумно. Топлива минимум, а окислителя по максимуму, всё равно в составе воздуха его много. Хотя опасность и так большая, в чистом кислороде горит всё нагретое, даже сталь.
 
Солянка новостей от SpaceX.

1. В космос успешно отправилась пилотируемая миссия Crew-7, что освещалось в теме про МКС.

В ходе этого запуска произошел интересный момент, касавшийся возвращения первой ступени. Несмотря на то, что ведущая трансляции анонсировала 10-секундное включение двигателя Falcon 9 для торможения при входе в атмосферу (равно как это и было указано в сопроводительных материалах к запуску), двигатель (двигатели?) включились только на пару секунд. Это хорошо заметно на видео:


.

Тем не менее, ступень сохранила устойчивость и смогла успешно приземлиться на площадку LZ-1 на мысе Канаверал.

20230827-crew7-launch-11.jpeg


С недавних пор SpaceX возвращает бустеры после пилотируемых запусков на космодром, что заставляет планировать возврат ступени буквально на грани возможного: и по остаткам топлива, и по траектории приземления. Что было в этот раз – неизвестно: то ли схема посадки изменилась в последний момент, то ли все пошло не по плану, но первая ступень оказалась достаточно крепкой. Напомним, что назначение данного включения двигателей (т.н. entry burn) – в том, чтобы погасить скорость бустера перед входом в плотные слои атмосферы, снизив тем самым уровень перегрузок.

2. Менее чем через сутки после запуска Crew-7 с соседней площадки SLC-40 улетели очередные старлинки:


.

Для запуска 22 старлинков на орбиту с наклонением 43 градуса был использован сравнительно новый бустер B1080.3.
По выполнении миссии ступень успешно села на баржу.

3. Что же касается результатов пятничного прожига Супер Хэви BN9, стало известно, что в начале теста запустились все 33 двигателя, однако 2 Раптора преждевременно отключились. С одной стороны, это прогресс по сравнению с прошлым прожигом (когда 3 Раптора вообще не зажглись), с другой – надежность двигательной установки сверхтяжелой ракеты до сих пор вызывает вопросы. Стоит отметить, однако, что нынешние проблемы почти наверняка связаны не с работой конкретных движков, а с трудностями управления связкой из 33 мощных двигателей.

4. Отметим также, что куски бетона по-прежнему летят, хотя и в куда меньших масштабах:

20230827-debris-1.jpeg


20230827-debris-2.jpeg



Конечно, это некуда не сравнится с кратерами, появившимися в окрестностях Бока Чика после апрельского старта:

20230827-debris-3.jpeg

Источник.

5. И гвоздь нашей программы обеспечил отчет природоохранного общества, которое оценивало влияние апрельского запуска Старшипа на обитателей местного заповедника. Там ничего примечательного: погибших животных / птиц не нашлось, правда ученые нашли больше гнезд, разоренных койотами – возможно, некоторые из птиц побросали свои кладки яиц после громких звуков ракеты – но тут связь доказать сложно, может это койоты разбушевались, может еще что.

Но вот эта камера, которую оставили зоологи для наблюдения за гнездом песочника, запечатлела запуск с довольно близкого расстояния! Эта птица, сидящая на гнезде, напомнила мне бесстрашных байконурских сусликов:

20230827-plover.jpeg


6. Напоследок – в Бока Чика разрушили один из ангаров, в котором клепали ранние Старшипы (прозванный в народе Midbay):


На его месте будут строить что-то еще.
 
3. Что же касается результатов пятничного прожига Супер Хэви BN9, стало известно, что в начале теста запустились все 33 двигателя, однако 2 Раптора преждевременно отключились. С одной стороны, это прогресс по сравнению с прошлым прожигом (когда 3 Раптора вообще не зажглись), с другой – надежность двигательной установки сверхтяжелой ракеты до сих пор вызывает вопросы. Стоит отметить, однако, что нынешние проблемы почти наверняка связаны не с работой конкретных движков, а с трудностями управления связкой из 33 мощных двигателей.

4. Отметим также, что куски бетона по-прежнему летят, хотя и в куда меньших масштабах:
Надежность двигательной установки явно недостаточная. Даже если каждый двигатель отдельно работает надежно, при их совместном запуске их взаимное влияние приводит к сбоям в работе. Это может быть акустика, вибрации. А может температура высокая от соседних двигателей. Пока не видно, что эту проблему решили. Это новый уровень надежности двигателей.
С кусками бетона тоже проблема не малая. Но тут хоть есть проверенные методы решения.
 
Очередные «Старлинки» улетели прошлой ночью с SLC-40. B1077.7 в качестве первой ступени.


.

Это был 60-й запуск SpaceX в этом году.
Следующий – завтра с Ванденберга, когда оттуда полетят военные спутники связи.
 
То есть, если завтра улетит 61-й, то будет паритет со всем 2022 годом?
Ну да ;) Но до заявленных 100 за год, КМК, вряд ли дотянут – SLC-40 придется выводить на какое-то время для модернизации под запуски Dragon.
 
Реклама
Назад