SpaceX, Falcon-9, Starship, Илон Маск

Трансляция закончена, хотя второй ступени еще предстоит завершить вывод спутников на орбиту.
Первая ступень вернулась на космодром: юбилейная, 250-я успешная посадка в истории Falcon 9 и Heavy.
Кстати, я ожидал увидеть укороченное сопло второй ступени на этом запуске... Оказался неправ: был установлен обычный Mac.

Все следующие запуски SpaceX – старлинки, ближайшие – уже менее чем через сутки с SLC-40 (предварительно, в 07:01 мск).

Уточненная дата запуска Falcon Heavy с X-37B – 10 декабря.
Появилось фото челнока перед накаткой головного обтекателя: внешних отличий аппарата по сравнению с прошлыми стартами, вроде бы, нет.


Источник
 
Последнее редактирование:
Старт перенесли на сутки, и в итоге запуск состоялся всего полтора часа назад.



Все, как обычно: 23 «старлинка» на опорную орбиту высотой 290 км и наклонением 43 градуса.
В качестве первой ступени – B1078, использована в 6-й раз. По какой-то причине, этот бустер довольно долго отлеживался на складе компании – с момента его предыдущего запуска прошло целых 78 дней (при том, что обычное время оборота бустера F9 в последнее время – в пределах полутора-двух месяцев).

На площадке LC-39A, расположенной неподалеку, тем временем, готовятся провести статический прожиг Falcon Heavy (для запуска X-37B 10 декабря):


Источник: кадр вебкамеры от NSF.
 
Прожгли 20 минут назад:


Источник: кадр вебкамеры от NSF

Тем не менее, следующий запуск SpaceX – вовсе не Falcon Heavy, а очередные старлинки с SLC-40 в середине недели. Этот запуск будет 90-м по счету для Falcon 9 в этом году (казавшаяся невероятной цель Илона Маска в 100 запусков за год, видимо, будет [почти] достигнута).
 
SpaceX пообещало НАСА, что в следующем испытательном полете Старшипа после выхода на орбиту (если таковой случится), они попытаются осуществить перекачку криогенного топлива в невесомости из одного бака в другой (передает журналист Марсия Смит). Возможность гонять метан / кислород туда-сюда – неотъемлемая часть архитектуры миссий Старшипа за пределами низкой околоземной орбиты, в т. ч. в рамках программы Artemis.
 
ну когда же появится смайлик "огромное ведро попкорна"?
#автоудаление
 
Появились данные о полях падения центрального блока Falcon Heavy в предстоящем запуске с беспилотным кораблем X-37B. Они указывают на запуск на опорную орбиту с наклонением порядка 48 градусов. При этом отсутствует зона падения второй ступени, что позволяет исключить вариант с выводом на низкую околоземную (т. е. вторая ступень улетит с полезной нагрузкой куда-то высоко, и топлива на ее сведение с орбиты уже не хватит).

Остается несколько вариантов:

– геопереходная орбита с высоким углом наклонения (скорее всего)
– средневысотная орбита (наподобие 20 000 км, как у спутников GPS)
– вывод на орбиту типа «молния», до которой надо будет еще довернуть в ходе этапа работы второй ступени.


источник
 
Ааааа!
Это от нашей "Молнии"!
А я подумал, что это что-то с зигзагами…
Да, это полная калька названия.

…Помню, как в школьные годы у меня имелась книжка, где была фраза советского автора: что-то вроде «после успеха 4 октября 1957 года, в языки большинства стран мира вошло слово «спутник», заменившее английское «сателлит». Я точно помню, что меня это впечатлило: вон мол как, и японцы слово «спутник» поди выучили, и какие-нибудь эфиопы, и конечно же, американцы! Потом я чувствовал себя обманутым, когда увидел, что весь мир спокойно говорит себе satellite… безо всяких «спутников».

А вот «молнией» подобные орбиты называют все Термин прижился на все сто.
 
И даже когда говорят "спутник", то произносят его как "спатник". Эх...

А орбита "молния" действительно вошла в языки, как и "тундра". Кстати, а если лететь на "молнию", то какой смысл выводиться на 48 градусов? Севернее условия космодрома не позволяют?
 
Ну... еще на несколько градусов севернее лететь можно, миссии к МКС отправляют же c наклонением 51.7.
А вот на 63.4 градуса, необходимых для прямого вывода на Молнию, напрямую запустить не удастся – пришлось бы лететь над густонаселенными районами Восточного побережья, а таких трасс для запусков нет.

Никто не хочет заморочиться и найти, какой профиль был у прошлых запусков на «молнии» с мыса Канаверал? Это довольно редкий вариант запуска, американцы обычно летают на подобные орбиты с Ванденберга.
 
Очередные 23 старлинка отправились на орбиту с наклонением 43 градуса со стартового комплекса на мысе Канаверал чуть менее часа назад.



Это была группа №6-33 (в то время как №6-32 все еще ждет своего старта, такое и раньше бывало, что нумерация этих запусков сбивалась).

Следующий запуск SpaceX – уже через сути: тоже старлинки, но уже с Ванденберга.
 
Сколько стоит перекачать 11 тонн жидкого кислорода из одного бака в другой? НАСА готово заплатить 53 миллиона долларов. Но непонятно, контракт на эту сумму предусматривает ли ещё и другие операции по освоению дозаправки в космосе.
NASA awarded SpaceX a $53 million contract in October 2020 to conduct the refueling trial in Earth orbit. This trial will involve transferring 11 tons of liquid oxygen between tanks inside the Starship vehicle.
 
53 миллиона – это в общем-то копейки по меркам отрасли, рабочая технология перекачки и длительного хранения криогенного топлива в космосе стоит куда дороже. Но... надо полагать, контракт на разработку лунного старшипа тоже включает в себя финансирование разработки дозаправки в космосе. А там деньги гораздо бóльшие.
 
Появились первые даты планируемых запусков SpaceX с площадки SLC-6 на Ванденберге (которая освободилась по мере окончания эксплуатации ракет серии Delta). Речь идет о первом запуске Falcon 9 в середине 2025 года, и дебюте Falcon Heavy c 2026-го. Для Хэви будут построены новые посадочные площадки для боковых бустеров. Об этом пишет местная пресса.

После ввода в эксплуатацию SLC-6 у SpaceX будет два стартовых комплекса на Западном побережье (SLC-4E давно арендован компанией, и активно используется).

ИМХО – самый фотогеничный стартовый комплекс у американцев, хоть и незаслуженно мало использовавшийся. Интересно, как он будет выглядеть после реновации? Многое ли уберут из построек и оборудования?


Фото: НАСА


Фото: ULA


Фото: ULA