SpaceX, Falcon-9, Starship, Илон Маск

Судя по бумагам, предоставленным SpaceX в FCC, следующий запуск Falcon Heavy:

а) запланирован на 8 апреля 2023 г.
б) предполагает вывод спутника связи Viasat-3 Americas (массой 6400 кг) напрямую на геостационарную орбиту.
в) не предусматривает возврат ни одного (!) из бустеров первой ступени.

Таким образом, компания планирует избавиться от сравнительно старых бустеров B1052-8 и B1053-3, которые выступят в роли «боковушек». Ну а о возврате центрального блока (B1068-1) речь изначально не шла. Так будет протестирована «полностью одноразовая» версия Falcon Heavy, которой в будущем предстоит выводить межпланетный аппарат Europa Clipper. (По общему мнению, спутник не такой уж тяжелый, чтобы его не мог вытянуть вариант Falcon Heavy, где боковые бустеры совершают посадку, так что причины данного решения – не в параметрах массы / орбиты).
 
Реклама
Полным ходом идет подготовка к запуску пилотируемого корабля Dragon с миссией Crew-6. Старт был перенесен на день, т.к. технические службы где-то там провозились – теперь запуск намечен на 27 февраля в 09:45 мск (01:45 по местному времени).

В куче информации, которой НАСА снабжает журналистов перед каждым подобным запуском, оказался перечень «объектов повышенного интереса» – список того, за чем агентство следит наиболее пристально (обычно это тех. компоненты, по поводу которых есть вопросы). Помимо привычных баков с гелием для наддува первой ступени ракеты Falcon 9 (ставших в свое время причиной аварии AMOS-6) и температурного режима солнечных батарей, был отмечен факт расследования ситуации, сложившейся при запуске «Старлинков» 12 февраля. Внутри двигательного отсека первой ступени B1062.12 после полета были обнаружены следы горения (хотя не понятно, шла ли речь о возгорании внутри, или же внутрь проникли раскаленные газы снаружи). На работе первой ступени тогда это, впрочем, никак не сказалось. SpaceX не ожидает появления аналогичных проблем при старте Crew-6, т.к. пилотируемый Dragon полетит на новой первой ступени.

Далее – фото с подготовки миссии.

Капсулу Endeavour (для которой это будет уже 4-й полет) доставили на стартовый комплекс 20 февраля.

20230224-crew6-0.jpeg



Экипаж (командир Стивен Боуэн, пилот Уоррен Хобург, специалисты полета Султан Аль-Нейади и Андрей Федяев) прибыли на космодром имени Кеннеди днем 21 февраля.

20230224-crew6-1.jpeg


20230224-crew6-2.jpeg

20230224-crew6-3.jpeg



Ракета установлена на стартовом столе и ожидает статического прожига, который намечен на 24 февраля:

20230224-crew6-5.jpeg


20230224-crew6-4.jpeg

 
Как на верхнем снимке найти российского космонавта? Правильно, все улыбаются, а он нет. Правда, ниже его уже не узнать, улыбается.
 
Вчера на стартовой площадке LC-39A прошла репетиция запуска корабля Dragon с миссией Crew-6. Она подразумевала последовательность действий, идентичную запланированной на день реального старта – экипаж в скафандрах прибыл на стартовый комплекс, занял свои места на корабле, ракета была заправлена, и в конце состоялся статический прожиг двигателей. Судя по сообщениям, все прошло нормально.

20230225-crew6-2.jpeg


20230225-crew6-3.jpeg


20230225-crew6-4.jpeg


20230225-crew6-5.jpeg


20230225-crew6-7.jpeg


20230225-crew6-8.jpeg


20230225-crew6-9.jpeg


Источники фото: 1, 2, 3.

Старт по-прежнему запланирован на утро 27 февраля.
К слову, в тот же день (только вечером) с Ванденберга полетят очередные «Старлинки».
 
Любопытный скриншот с онлайн-камеры, который наглядно показывает размеры первой ступени F9. Здесь ее можно сравнить с экскурсионным автобусом, который проезжает мимо (он едет перед траспортером).

20230226-falcon9_vs_bus.jpeg

 
Любопытный скриншот с онлайн-камеры, который наглядно показывает размеры первой ступени F9. Здесь ее можно сравнить с экскурсионным автобусом, который проезжает мимо (он едет перед траспортером).

20230226-falcon9_vs_bus.jpeg


хмм
А где же люди с автоматами?
Все же на Байконуре знают, что ракету нельзя возить без толпы вооружённой охраны, сидящей прямо на ракете!
Вдруг туристы ракету испортят?!
#автоудаление
 
хмм
А где же люди с автоматами?
Все же на Байконуре знают, что ракету нельзя возить без толпы вооружённой охраны, сидящей прямо на ракете!
Вдруг туристы ракету испортят?!
А там аллигаторы вместо автоматчиков ;)

20230226-alligator.jpeg


Кстати, только сейчас разглядел, что сопла маневровых двигателей Draco заклеивают, пока ракета несколько дней стоит перед запуском:

20230226-draco.jpeg

 
А там аллигаторы вместо автоматчиков ;)

20230226-alligator.jpeg


Кстати, только сейчас разглядел, что сопла маневровых двигателей Draco заклеивают, пока ракета несколько дней стоит перед запуском:

20230226-draco.jpeg


Так был же стёб при малярный скотч, при первом старте.
Вы запямятовали.
 
А где же люди с автоматами?
Все же на Байконуре знают, что ракету нельзя возить без толпы вооружённой охраны, сидящей прямо на ракете!
Вдруг туристы ракету испортят?!
В США с них просто взыщут стоимость попорченного, это останавливает... :ROFLMAO:
 
Реклама
Неисправность в системе старта двигателей первой ступени, которую не успели устранить до запуска. Перенос.
Если успеют к завтрашнему дню – то полетят завтра (примерно в это же время). Хотя там прогноз погоды не оч.
 
Последнее редактирование:
Вроде как проблема была в определении количества жидкости, используемой для поджига двигателей первой ступени (TEA-TEB, которая вспыхивает зеленым пламенем при старте). Проблему решили... но завтрашний день не проходит из-за погоды. В итоге перенос на 2 марта.
 
Crew-6 перенесли по технической неисправности;
«Старлинки» с Ванденберга – по погодным условиям.

И только главный труженик SpaceX – стартовый комплекс SLC-40 продолжает исправно запускать «Фальконы» в космос.
Вчера вечером оттуда вновь улетели «Старлинки».
Виды на трансляции вышли «открыточные» – что при запуске, что при посадке первой ступени :love:
Рекомендую:


.

Бустер первой ступени: B1076 (3-й полет; оборот ступени – 48 дней).
Успешная посадка на баржу A Shortfall of Gravitas.
Половинки головного обтекателя: б/у, обе слетали во 2-й раз.

«Старлинки», выведенные в этот раз, были не простые, а усовершенствованные – т.н. «v2 mini». От предыдущей итерации (v 1.5) они отличаются значительно большей пропускной способностью, а как следствие – существенно большими размером и массой. Каждый «Старлинк» теперь весит около 800 кг, и как следствие – в «партии» на один запуск уместился только 21 аппарат. (Первые партии «Старлинков» пару лет назад состояли из 60 спутников!)

Из прочих нововведений – крепления для «Старлинков» (tension rods) теперь неотделимы от второй ступени и сводятся с орбиты вместе с ней (на 4 объекта «мусора» меньше). Также начали применять какую-то новую пленку для снижения блеска аппаратов, чтобы астрономы не так сильно страдали.

20230228-starlink61.jpeg

 
Ах да, вот видео отделения новых «Старлинков», снятое с того самого держателя, прикрепленного ко второй ступени.
Выглядит не менее эффектно, чем сам запуск:

 
За счёт чего Старлинки разбегаются из группы?
Я думаю, эти железные штуки, когда расходятся в стороны, они придают аппаратам какой-то импульс. А дальше спутники просто медленно расплываются по орбите. При необходимости, там есть небольшие движки.

Чуть не забыл. В обновленной версии «Старлинки» используют аргон в качестве топлива для ионных двигателей (стандарт индустрии – движки на ксеноне, раньше SpaceX использовали криптон, а теперь вот решили удешевить топливо еще сильнее). Там набегает большая экономия – с учетом того что «Старлинков» много, и топлива всем им тоже нужно много.

20230228-argon.jpeg



Под спойлером вынесу сюда комментарий с форума NSF на англ. от человека, имеющего отношение к индустрии:
Interestingly, argon as electric propulsion propellant has been used since the 60s (see Wikipedia's non-exhaustive list: List of spacecraft with electric propulsion - Wikipedia

However, the claim that no Hall-effect thruster has ever used argon *in space* appears to hold water. Nevertheless, and notwithstanding SpaceX's stated performance for these new Starlink v2 thrusters, Ar was routinely, seamlessly and interchangably used with more precious noble gases, such as the industry-standard Xe and the Starlink v1 (and others) Kr, for ground testing. Translation to space-bound Hall thrusters was not generally undertaken because of its comparatively worse performance compared to the former: in simple terms, being a much lighter and smaller atom, it requires more energy to ionize and -weaker effect- provides less thrust.

There is quite a rich literature of recent (from the late 90s) revisiting of Ar as an in-space electric propellant though, especially in mixtures with low amounts of Xe, which provide some interesting advantages in performance beyond pure cost: from a cursory reading, it appears collective effects of xenon atoms banging into an argon environment can greatly increase the exhaust's kinetic energy (while perhaps relatively increasing erosion). Of course, there is a pervasive industry-wise xenon scarcity that is affecting all manufacturers, so there's that facet to take into account too.
 
Близится повторная попытка запуска пилотируемой миссии Crew-6 с площадки LC-39A космического центра имени Кеннеди (время старта – 8:34 мск в четверг; или 00:34 по местному времени). В преддверии старта в НАСА обнародовали подробности неисправности, из-за которой старт был отложен в минувший понедельник.

Причиной отмены старта 27 февраля стали необычные показатели датчиков, отображающих процесс подачи TEA-TEB (жидкости-воспламенителя двигателей первой ступени Falcon 9). Речь идет об оборудовании стартового комплекса, а не о системе ракеты. Во время подготовки к запуску жидкость TEA-TEB циркулирует от бака-хранилища к системам ракеты и обратно в улавливающий бак. В момент запуска жидкость поступает к двигателям, воспламеняясь при контакте с воздухом, поджигая смесь горючего и окислителя. До этого TEA-TEB должна оставаться внутри системы, и датчики потока в улавливающий резервуар контролируют, что жидкость была стравлена правильно.

При попытке запуска 27 февраля поток в улавливающий резервуар был слабее, чем положено. После тщательного анализа данных и наземной системы НАСА и SpaceX определили, что причиной послужил засорившийся фильтр. Фильтр заменили, линию TEA-TEB продули азотом и теперь она должна быть в порядке.
 
Последнее редактирование:
Тем временем заглючил датчик одногоиз замков на стыковочном узле...
За счёт чего Старлинки разбегаются из группы?
Ступень слегка раскручена - так что скорость при отделении пропорциональна позиции в стопке. Плюс упругость упоров.
 
Реклама
Назад