первоначально первым эксплуатантом должна была быть АК Shandong Airlines, подписавшие заказ аж в 2003-м году. Но они сейчас от сего чуда - отмазались, ссылаясь на задержки. Вторым в очереди должна была быть Shenzhen Airlines’ Kunpeng Airlines (они же - Henan airlines
http://en.wikipedia.org/wiki/Henan_Airlines). "Огромная" авиакомпания, имеющая в своем флоте чертыре Е-190 и заказ аж на 100 штук ARJ. Но они тоже отмазались. "Передали это почетное право" государственной компании Chengdu Airlines, которая по совместительству является главным держателем акций производителя ARJ, компании COMAC.
Chengdu Airlines, in which Comac is a major shareholder, is to be the launch operator. Chengdu placed an order for 30 ARJ21s after Comac bought into the airline. The launch operator was originally supposed to be Shandong Airlines, but it decided to delay taking delivery of the Chinese-built regional aircraft. Shenzhen Airlines’ Kunpeng Airlines was next in line to be the launch operator, but it handed that mantle to Chengdu.
Д) Самолет был заказан в основном китайскими авиакомпаниями, плюс правительством Лаоса и американской фирмой GE Commercial Aviation Services. Лаос - союзник Китая, GE делает для самолета движки.
Comac has sold the ARJ21 mostly to Chinese airlines. Its foreign customers are GE Commercial Aviation Services and the Laos Government. Laos is a political ally of China. GE is providing the engines for the ARJ21
Статья в "Авиатион Вик" не упоминает другого заказчика, Xiamen Airlines, который по идее долен бы стоять в очереди после Kunpeng Airlines. Вероятно, тоже отмазались от этой почетной роли стать стартовым заказчиком. Примечательно, что в заказчиках аж на 50 штук стоит так же некая Joy Air, в данный момент имеющая во флоте 4 турбопропа Ан-24, ой, тфу, типа "Xian MA60"
то есть, пока это все только политические заказы и вилами по воде. Коммерческих покупателей на проект нет и в среднесрочной перспективе не предвидится. Не верит, видать, бизнес, в китайских авиаинженеров.
в догонку, о "мощных заказах" на ARJ
* Лаосская гос.компания заказала аж 2(два) ARJ.
* дочка GE заказала 5 штук. Только видать ради того, чтобы FAA пришлось начать процесс теневой сертификации самолета (они не начинают пока нет заказа от американской компании)
* Merkukh Enterprises, индонезийская горнодобывающая(!!) компания, подписала меморандум о понимании о покупке нескольких турбопропов и ARJ
все крупные заказы - или от гос китайских корпораций и довольно странные заказы, типа Henan, подписавшейся аж на 100 ARJ, при том что у них в эксплуатации - 4 эмбрайера.