Victor S
Местный
На первые несколько месяцев хватило запчастей на складах плюс существует некоторое число самолётов, которые не летают, и у которых можно позаимствовать. На следующий год будет сложнее, через год - ещё сложнее.нас этим еще в марте пугали, однако почитай год прошел, а пока только все новые "на крыло ставят" да старые "поднимают"
Вообще я больше всех непричастных болею за наш авиапром. И в феврале-марте у меня появилась надежда на возрождение хотя бы одной отрасли промышленности в России. Я на самом деле считал бы прогрессом замену иномарок даже на Ту-214 предыдущего поколения, и уж конечно буду рад, если залетают хотя бы единичные серийные Суперджеты и МС-21.
Но по сообщениям в СМИ всё не так просто.
Ну например, согласно открытым источникам, в производстве крыла МС-21 не задействовано ни одной единицы российского оборудования. Все репортажи в СМИ представляли из себя бравурные отчёты о том, что "всё оборудование поставлено под ключ и введено в эксплуатацию только самыми лучшими мировыми поставщиками". У дилетанта сразу возникает вопрос. 1) Можно ли это оборудование даже включить без разрешения/программного обеспечения иностранных поставщиков? Если да, то 2) сможет ли это оборудование работать без постоянной поддержки производителя - то есть, например, выдавать по 20 комплектов крыла в год в течение 20 лет? Ответы на эти вопросы сейчас мы не узнаем - а "нет" или "да" узнаем только через несколько лет, когда, соответственно, или а) вообще не будет поставлено ни одного комплекта крыла или б) комплекты будут регулярно идти в Иркутск ну хотя бы наже по несколько комплектов в год.
Или, возвращаясь к Суперджету. Например, шасси на Суперджете сейчас канадское, в России оно не производится, а на Суперджет просто устанавливается импортное. Кто в России сможет производить по 10-20 комплектов шасси для Суперджета в год? Плюс ещё столько же для МС-21? Гидромаш? А у них есть такие производственные возможности? Всё, что мы знаем про Гидромаш - это поставка пяти комплектов шасси в этом году для Ил-76. То есть производство как-то дышит, но может ли оно расшириться до реальной серии? Особенно с учётом того, что оборудование теперь нельзя заказать под ключ на Западе.
Или например САРД/СКВ на Суперджете - это Либхер. Кто в России сможет поставлять эти системы в серийных объёмах?
И в целом - Суперджет производился достаточно серийно, но достигнуто это было за счёт того, что все критические компоненты поставлялись в готовом виде из-за рубежа. А всё, что делалось в России - делалось на импортном оборудовании.
Какие возможности российской промышленности без иностранного оборудования под ключ? Самые большие энтузиасты могут указать только на Ил-76 на Авиастаре, и подумать, что он "почти весь" российский. Даже если он российский весь, и оборудование для его производства может функционировать без иностранных специалистов, то производят его в количестве всего 5 штук в год. Как эту российскую промышленную мощь смасштабировать на 20-30-40 бортов в год?
Ну и вообще - для того, чтобы серийно производить Суперджет и МС-21, нужно создать и сертифицировать все производственные линии и все станки для производства каждой мельчайшей детали, коих тысячи! Ещё в прошлом году каждый начальник на местах как раз мечтал: "Импортозамещение? Пошёл себе выписывать командировку за границу, чтобы иностранные партёры поставили нам под ключ оборудование для локализации!" Сейчас такого нет, и каждый станок нужно создать и сертифицировать самим. Это сложнее, чем просто разработать аналоги импортных комплектующих, и требует сотни миллиардов рублей и несколько лет работы.
При этом не очевидно, что на самом верху знают о масштабах проблемы. Инженер на заводе знает, но его начальник всю жизнь докладывал наверх об успехах импортозамещения, и сейчас может бояться говорить наверх правду. Скажет что-то приукрашенное. Следующий начальник - ещё чуть-чуть приукрасит. В конце концов товарищ Мантуров докладывает товарищу Президенту, что "производство готово, вот только ждём подпись о сертификате типа"! И люди наверху могут даже не осознавать, что для "обещанного" производства Суперджетов нужны десятки и сотни миллиардов рублей и несколько лет для создания производственных цепочек.
Но может я сгущаю краски. Я, опять же повторю, никак не связан ни с авиацией, ни с производством вообще. Всё, что я сказал - написано в открытых источниках. Специалисты меня поправят.