замечательное
видео принес Comet. Мне очень понравилось ,хоть и досмотрел только 1-ю часть и то не до конца.
предварительные комментарии: Мы тут на ветке часто обсуждаем, "как же ГСС сможет ли выйти на более высокие темпы" и "а почему так мало делают самолетов". Предлагаемые рецепты тоже известны: новые цеха, больше рабочих, больше смен и так далее.
Никто вроде бы тут раньше не обсуждал такие темы как стоимость этого самого производства. Выработку на одного рабочего. О производительности труда.
А Калиновский очень ярко описывает то, что случилось на НАПО в 2008м году. Они говорит пахали без выходных, дневали и ночевали на заводе (про это же писал и Comet) - а в итоге не только не выполнили план, но и оказались с огромными убытками. Причем на производстве комплектов для SSJ у них было кажется 1400 человек. И тут сели и задумались, "если у нас так тяжело идет первый год предсерийного производства "бочек", то что же будет дальше?". Если ничего не поменять то убытки будут расти как снежный ком и производить в таком режиме просто не имеет смысла.
причем к тому времени у них уже и лучшие станки, и все компьютерные технологии, и лучшй инструмент. Но не помогало. И тогда они занялись lean технологиями - результат в итоге уже есть, хотя и тяжко идет (очень большое сопротивление среднего звена, в один год уволилось 50% программистов и других мастеров - люди не хотят работать по новому)
Мораль: кроме просто темпов выпуска, которые "на виду" идет огромная хоть и невидима работа на то, чтобы производство было эфективным и прибыльным. "бережливым". С огромным сопротивлением людей "старой школы"
кстати, рассказ Калиновского о том, как программисты не желали переезжать из кондиционируемых офисов "на пол", в цеха ("я такой крутой программер и с мазутами сидеть не буду") - весьма показателен. Чем ближе программист/технолог/конструктор сидит к самому производству - тем быстрее с ним свяжется тот, кому нужна его помощь. А сам программер/конструктор будет остро "чувствовать боль" того, кому нужна его работа "уже вчера". Это я на своей шкуре испытал. Когда тот кто поддерживает производство сидит даже на другом этаже - вопросы производства решаются медленно и печально, зато программисту можно пойти попить чай или посидеть часик в интернете. Когда же ты сидишь рядом с тем кто использует твою работу - скорость решения проблем возрастает очень резко, а возможности "откосить" у поддерживающего персонала так же резко сокращаются. Сам программист острее понимает что от него хотят
И вообще все должны сидать в одном помещении, даже без "кубиков", а не в кабинетах. Локоть к локтю. Это реально ускоряет, проверено.
Есть даже правило у нас в конторе - чаще всего люди общаются с теми, с кем они сидят рядом или через одного. Даже если человек сидит в 10 метрах - с ним ты уже будешь гораздо меньше общаться. Поэтому когда надо быстро решить проблему - людей смешивают и сажают за один длинный стол. И вообще у нас народ часто "перемешивают" и ни в коем случае не держат никого в отдельных кабинетах, даже директоров и их замов. Короче, всё то что рассказывал Калиновский как новинку для них - я знаю на собственной шкуре
Так же, Калиновский говорил о том что у Боинга даже 120 конструкторов сидит прямо в цеху где собирают 787. Сидят "прямо здесь", а не "где то там". И "чувствуют боль" прямо здесь и сейчас, а не по телефону, письмом, запросом, "надо б сходить в заводуправление и поискать там палпалыча"... "Пал палыч" сидит прямо тут и ему можно задать вопрос лично и в любую минуту
Новый мэр Нью-Йорка, когда пришел в мэрию, распорядился выгнать всех из своих кабнетов. И сделал одно огромное помешение, где все сидят за длинными столами, все вперемешку. Такое же помещение со столами и экранами он сделал для работников мэрии. Чтобы не в кабинеты друг к другу ходили пить кофий, а сидели локоть к локтю и решали проблемы города быстрее. И сам факт что директор сидит не где то в кабинете, а в одном с тобой зале и может пройти у тебя за спиной - как то невольно мотивирует, надо полагать.
вообще видео замечательные, посмотрите