serega nsk
Местный
генеральный директор авиакомпании "Якутия" Ольга Федорова. интервью
На минувшей неделе российский премьер Дмитрий Медведев поручил выделить Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) 30 млрд руб. на закупку самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) для нужд российских региональных авиакомпаний. Одним из партнеров ГТЛК в этом проекте стала авиакомпания "Якутия", в парке которой сейчас числятся два SSJ 100. Однако, несмотря на договоренности с лизингодателем, реализовать их в полной мере не удается. В чем заключаются эти сложности и с какими еще трудностями приходится сталкиваться республиканской авиации, в интервью ATO.ru рассказала генеральный директор авиакомпании "Якутия" Ольга Федорова.
АТО: Ольга Николаевна, давайте начнем с контракта "Якутии" с ГТЛК. На МАКСе был подписан меморандум о лизинге пяти самолетов SSJ 100, в том числе двух ВЭБовских. Хочется понять, на каком этапе сейчас находятся переговоры. Уже миновали стадию меморандума или нет?
О. Ф.: Подписан даже договор поставки трех машин. В принципе, сегодня сомнений по поводу того, что мы будем приобретать их в лизинг с конца 2016 г., у нас нет. Потому что по своим характеристикам эти самолеты действительно более эффективные для нас с точки зрения экономики по сравнению с уже имеющимися в парке.
У нас сейчас возникли некоторые трудности, вопросы с ГТЛК. Все авиакомпании России были в ожидании улучшения условий, связанного с постановлениями правительства об увеличении уставного капитала как ОАК, так и ГТЛК. К сожалению, несмотря на то что мы проговаривали заранее, что сможем попасть в перечень авиакомпаний, которых коснется докапитализация ГТЛК на 30 млрд руб., мы в него не попадаем с двумя имеющимися в парке авиакомпании "Якутия" машинами. На прошедшем в сентябре совещании у замминистра Промторга Андрея Ивановича Богинского мы получили информацию, что при подготовке проекта решения правительства РФ перечень ВС был согласован, практически по бортовым номерам.
Конечно, для нас это удар. Проблема в том, что условия нашего действующего контракта с "ВЭБ-лизинг" становятся неконкурентными. Все остальные эксплуатанты имеют (как "Аэрофлот") или будут иметь ("Ямал", Red Wings) меньшую стоимость лизинга "суперджетов".
В Минпромторге у заместителя министра Богинского прошли два совещания, и я очень надеюсь, что все-таки их участники — а это и ГТЛК, и ГСС, и ОАК — услышат наши доводы относительно улучшения условий контракта. По действующим постановлениям и программам поддержки мы сможем получить определенное снижение стоимости и лизинговых платежей. Однако для того, чтобы сегодня, с новой стоимостью доллара, эксплуатация была экономичной, лизинговая ставка должна быть ниже.
АТО: Я уточню: этот проблемный пункт — это два ВЭБовских самолета?
О. Ф.: Да.
АТО: То есть вопросов по трем новым нет?
О. Ф.: То, что сегодня предлагается и обсуждается, находится в пределах общих подходов к самолетам, которые будут продаваться компанией ГСС. В их отношении уже определены условия. Это новые машины, которые будут стоить дешевле уже изначально, ставка будет в рублях. Условия действующего лизингового договора отличаются разительно.
АТО: Может, я забегаю вперед, но представим себе негативный вариант. Если не удастся найти взаимопонимания по этим двум самолетам, что вы будете делать?
О. Ф.: В контрактах описана процедура возврата. Но я считаю, что при таком развитии событий потеряют все. Самолет, которому мы сегодня (беседа состоялась 7 октября. — Прим. ATO.ru) присвоили имя легендарного летчика Якутии Валерия Кузьмина, улетит из республики. Конечно, нам очень этого не хочется. Потеряет и ГСС, ведь компании нужно будет проводить ремаркетинг, а на это нужно будет отвлекать деньги и прилагать дополнительные усилия. Я считаю, что в данной ситуации все заинтересованы в нахождении компромисса.
АТО: Давайте теперь пробежимся по теме Q300. Во-первых, получен ли уже третий борт?
О. Ф.: Нет, пока еще не получен. Все документы у нас подписаны, но остались вопросы, которые не связаны с лизингодателем, а касаются наших взаимоотношений с компанией, которая будет стороной в этом лизинговом договоре. Мы получаем самолет через "Алросу", и у нас есть определенные взаимоотношения, которые нужно урегулировать.
АТО: Удалось ли решить проблему с допуском Q300 на грунтовые аэродромы в республике?
О. Ф.: В полном объеме — нет. Мы движемся в соответствии с нашим планом, работаем в полном взаимодействии с Bombardier. На данный момент осуществляем рейсы по утвержденному плану полетов на грунтовые ВПП Республики Саха (Якутия) по первой и второй фазе. Фазу 1 — технические рейсы — осуществили по 12 аэродромам, фазу 2 — коммерческие полеты — в летний период осуществляли постоянно в Батагай и Усть-Неру; было совершено по одному полету в Среднеколымск и Депутатский. Результаты полетов еще раз подтвердили необходимость работ по приведению в соответствие прочности грунтового покрытия и устранению микронеровностей на ВПП.
Интерес нашей компании к Q300 связан с его коммерческими и техническими характеристиками. У самолета Bombardier Q300 есть возможность совершать полеты на определенную дальность, не дозаправляясь в пункте посадки. И это очень существенно. По нашим расчетам по республике мы смогли бы сэкономить около 2,5 тыс. т керосина, причем не в Якутске, а на севере. Мы можем получить мультипликативный эффект — снижение расхода керосина, снижение объемов завоза в северные районы республики, снижение потребности в дополнительных судах того же ЛОРПа (Ленского объединенного речного пароходства. — Прим. ATO.ru), сокращение количества емкостей компании "Саханефтегазсбыт" и т. д.
Убеждаем и доказываем нашим коллегам из "Аэропортов Севера" и Мирнинского авиапредприятия, а также территориального управления гражданской авиации, что это интересно для экономики республики.
АТО: Вы назвали цифру в 2,5 тыс. т топлива. Это по всем направлениям сразу или по каждому?
О. Ф.: На севера мы ежегодно завозим 7 тыс. т. Экономия составит 35%.
АТО: Вторая фаза, которую вы упомянули, — что это означает, сколько еще осталось сделать?
О. Ф.: Это коммерческие полеты с некоторыми ограничениями на ресурс стоек шасси, с расшифровкой и предоставлением всех данных в адрес Bombardier. В принципе, мы теперь должны выйти на стадию получения допусков в эти аэропорты без ограничений. Следующая итерация — это расширение количества аэропортов.
Конечно, нам хочется, чтобы в каждом аэропорту мог садиться самолет Q300, потому что кроме высокой топливной эффективности у него и скорость больше. Это сокращение времени полета, это несколько иная практика формирования расписания. Мы могли бы летать чаще и быстрее.
Мы формируем флот исходя из данности: у нас грунтовые аэропорты. Возникает вопрос: "Почему у нас, в республике, которая только летает, все аэропорты грунтовые?" Федеральной программой социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона предусмотрена реконструкция 16 аэропортов Якутии. Это полностью совпадает с поручением Владимира Владимировича Путина по развитию Дальнего Востока. Но в связи с состоянием экономики Российской Федерации эти аэропорты опять исключены из данной программы.
Государственная политика с точки зрения развития авиации должна быть пересмотрена. Должно же быть сопоставление с вложениями в авиационную инфраструктуру регионов Центральной России с высокой плотностью автомобильных, железных дорог и в регионы с низкой плотностью населения, с 36 см автомобильных дорог с твердым покрытием на 1 кв. км территории! У нас на Севере, в республике с такими расстояниями, авиации нет альтернативы.
АТО: Если я правильно помню, республиканские власти инициировали законопроект, который предусматривает федеральное финансирование для перевозок в пределах Якутии. Есть какое-то движение?
О. Ф.: Мы очень долго бились по этому поводу. В марте этого года было совещание в Курумоче, которое проводил председатель правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев. Тогда был снова поставлен вопрос о необходимости федерального субсидирования внутрирегиональных перевозок на расстояния свыше 500 км. Расстояния на авиационных маршрутах внутри республики сопоставимы с расстояниями, которые субсидируются на межрегиональных авиаперевозках в Российской Федерации. Вспомните еще раз про одну пятую России! От Андрюшкино (Нижнеколымский район) до Якутска — более 1,5 тыс. км, и нет никакого другого транспорта. Ну, может, только на оленях или "Буранах" (снегоходах. — Прим. ATO.ru).
После этого был протокол по этим 500 км и началось движение. Мы были в Минтрансе РФ у Петровой (Светлана Петрова, директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса. — Прим. ATO.ru), получили рекомендации по вариантам решения этой проблемы. Правительство республики внесло на рассмотрение федеральных министерств (Минтранс, Минэкономики) проект постановления правительства РФ, касающийся предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Республике Саха (Якутия). Мы понимаем, что это займет много времени.
У нас транспортная мобильность населения снизилась по сравнению с 70-ми гг. прошлого века. Раньше жители могли себе позволить летать два раза в год, а сегодня — только один. При том, что население даже сократилось. В два раза! Двадцать первый век!
Сегодня долететь из Якутска до Москвы дешевле, чем из Якутска до Депутатского или до Батагая, это районные центры. У нас работает федеральная программа субсидирования авиаперевозок, стоимость авиабилета по маршруту Якутск—Москва—Якутск составляет 14 тыс. руб. туда-обратно, а в одну сторону до Депутатского — средний тариф 15 тыс. руб. На одного пассажира со всеми сборами получается почти 50 тыс. А если с семьей? А если вы не из Депутатского, а из Тумата (это село недалеко от Депутатского, в 120 км)? Зимой — зимники. Знаете? Это дороги по замерзшим рекам, озерам и болотам. А если и их заметает, то на "Буранах". И тогда до районного центра часов 8–9. При температуре минус 40. Так что развивать авиаперевозки нужно.
Республика вкладывает колоссальные деньги в развитие северных регионов. На территории республики (а это 3 млн кв. км — одна пятая часть России!) живет меньше миллиона человек. Причем 73 тыс. чел. живут в 13 улусах, которые занимают две трети территории Республики Саха (Якутия). И, конечно, на север только самолетом можно долететь, ни на чем другом не добраться.
АТО: Надеюсь, у вас все будет хорошо.
Для того, чтобы сразу видеть материалы целиком, пройдите простую регистрацию или авторизуйтесь на сайте.
О. Ф.: Вы знаете, у нас нет другого варианта. Я в этом отношении фаталистка: считаю, что развитие нашей республики без авиации невозможно. Авиация, важная составляющая транспортной системы республики, не только позволяет решить задачу повышения мобильности активной части населения. У Якутии большой потенциал: это угольные, золоторудные и другие месторождения полезных ископаемых, газо- и нефтедобыча. И устойчивый рост авиатранспортного рынка является одним из факторов, обеспечивающих социально-экономическое развитие республики. Власти должны принимать решения по развитию северных регионов, помочь которым иногда может просто возможность долететь.
АТО: Ольга Николаевна, давайте начнем с контракта "Якутии" с ГТЛК. На МАКСе был подписан меморандум о лизинге пяти самолетов SSJ 100, в том числе двух ВЭБовских. Хочется понять, на каком этапе сейчас находятся переговоры. Уже миновали стадию меморандума или нет?
О. Ф.: Подписан даже договор поставки трех машин. В принципе, сегодня сомнений по поводу того, что мы будем приобретать их в лизинг с конца 2016 г., у нас нет. Потому что по своим характеристикам эти самолеты действительно более эффективные для нас с точки зрения экономики по сравнению с уже имеющимися в парке.
У нас сейчас возникли некоторые трудности, вопросы с ГТЛК. Все авиакомпании России были в ожидании улучшения условий, связанного с постановлениями правительства об увеличении уставного капитала как ОАК, так и ГТЛК. К сожалению, несмотря на то что мы проговаривали заранее, что сможем попасть в перечень авиакомпаний, которых коснется докапитализация ГТЛК на 30 млрд руб., мы в него не попадаем с двумя имеющимися в парке авиакомпании "Якутия" машинами. На прошедшем в сентябре совещании у замминистра Промторга Андрея Ивановича Богинского мы получили информацию, что при подготовке проекта решения правительства РФ перечень ВС был согласован, практически по бортовым номерам.
Конечно, для нас это удар. Проблема в том, что условия нашего действующего контракта с "ВЭБ-лизинг" становятся неконкурентными. Все остальные эксплуатанты имеют (как "Аэрофлот") или будут иметь ("Ямал", Red Wings) меньшую стоимость лизинга "суперджетов".
В Минпромторге у заместителя министра Богинского прошли два совещания, и я очень надеюсь, что все-таки их участники — а это и ГТЛК, и ГСС, и ОАК — услышат наши доводы относительно улучшения условий контракта. По действующим постановлениям и программам поддержки мы сможем получить определенное снижение стоимости и лизинговых платежей. Однако для того, чтобы сегодня, с новой стоимостью доллара, эксплуатация была экономичной, лизинговая ставка должна быть ниже.
АТО: Я уточню: этот проблемный пункт — это два ВЭБовских самолета?
О. Ф.: Да.
АТО: То есть вопросов по трем новым нет?
О. Ф.: То, что сегодня предлагается и обсуждается, находится в пределах общих подходов к самолетам, которые будут продаваться компанией ГСС. В их отношении уже определены условия. Это новые машины, которые будут стоить дешевле уже изначально, ставка будет в рублях. Условия действующего лизингового договора отличаются разительно.
АТО: Может, я забегаю вперед, но представим себе негативный вариант. Если не удастся найти взаимопонимания по этим двум самолетам, что вы будете делать?
О. Ф.: В контрактах описана процедура возврата. Но я считаю, что при таком развитии событий потеряют все. Самолет, которому мы сегодня (беседа состоялась 7 октября. — Прим. ATO.ru) присвоили имя легендарного летчика Якутии Валерия Кузьмина, улетит из республики. Конечно, нам очень этого не хочется. Потеряет и ГСС, ведь компании нужно будет проводить ремаркетинг, а на это нужно будет отвлекать деньги и прилагать дополнительные усилия. Я считаю, что в данной ситуации все заинтересованы в нахождении компромисса.
АТО: Давайте теперь пробежимся по теме Q300. Во-первых, получен ли уже третий борт?
О. Ф.: Нет, пока еще не получен. Все документы у нас подписаны, но остались вопросы, которые не связаны с лизингодателем, а касаются наших взаимоотношений с компанией, которая будет стороной в этом лизинговом договоре. Мы получаем самолет через "Алросу", и у нас есть определенные взаимоотношения, которые нужно урегулировать.
АТО: Удалось ли решить проблему с допуском Q300 на грунтовые аэродромы в республике?
О. Ф.: В полном объеме — нет. Мы движемся в соответствии с нашим планом, работаем в полном взаимодействии с Bombardier. На данный момент осуществляем рейсы по утвержденному плану полетов на грунтовые ВПП Республики Саха (Якутия) по первой и второй фазе. Фазу 1 — технические рейсы — осуществили по 12 аэродромам, фазу 2 — коммерческие полеты — в летний период осуществляли постоянно в Батагай и Усть-Неру; было совершено по одному полету в Среднеколымск и Депутатский. Результаты полетов еще раз подтвердили необходимость работ по приведению в соответствие прочности грунтового покрытия и устранению микронеровностей на ВПП.
Интерес нашей компании к Q300 связан с его коммерческими и техническими характеристиками. У самолета Bombardier Q300 есть возможность совершать полеты на определенную дальность, не дозаправляясь в пункте посадки. И это очень существенно. По нашим расчетам по республике мы смогли бы сэкономить около 2,5 тыс. т керосина, причем не в Якутске, а на севере. Мы можем получить мультипликативный эффект — снижение расхода керосина, снижение объемов завоза в северные районы республики, снижение потребности в дополнительных судах того же ЛОРПа (Ленского объединенного речного пароходства. — Прим. ATO.ru), сокращение количества емкостей компании "Саханефтегазсбыт" и т. д.
Убеждаем и доказываем нашим коллегам из "Аэропортов Севера" и Мирнинского авиапредприятия, а также территориального управления гражданской авиации, что это интересно для экономики республики.
АТО: Вы назвали цифру в 2,5 тыс. т топлива. Это по всем направлениям сразу или по каждому?
О. Ф.: На севера мы ежегодно завозим 7 тыс. т. Экономия составит 35%.
АТО: Вторая фаза, которую вы упомянули, — что это означает, сколько еще осталось сделать?
О. Ф.: Это коммерческие полеты с некоторыми ограничениями на ресурс стоек шасси, с расшифровкой и предоставлением всех данных в адрес Bombardier. В принципе, мы теперь должны выйти на стадию получения допусков в эти аэропорты без ограничений. Следующая итерация — это расширение количества аэропортов.
Конечно, нам хочется, чтобы в каждом аэропорту мог садиться самолет Q300, потому что кроме высокой топливной эффективности у него и скорость больше. Это сокращение времени полета, это несколько иная практика формирования расписания. Мы могли бы летать чаще и быстрее.
Мы формируем флот исходя из данности: у нас грунтовые аэропорты. Возникает вопрос: "Почему у нас, в республике, которая только летает, все аэропорты грунтовые?" Федеральной программой социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона предусмотрена реконструкция 16 аэропортов Якутии. Это полностью совпадает с поручением Владимира Владимировича Путина по развитию Дальнего Востока. Но в связи с состоянием экономики Российской Федерации эти аэропорты опять исключены из данной программы.
Государственная политика с точки зрения развития авиации должна быть пересмотрена. Должно же быть сопоставление с вложениями в авиационную инфраструктуру регионов Центральной России с высокой плотностью автомобильных, железных дорог и в регионы с низкой плотностью населения, с 36 см автомобильных дорог с твердым покрытием на 1 кв. км территории! У нас на Севере, в республике с такими расстояниями, авиации нет альтернативы.
АТО: Если я правильно помню, республиканские власти инициировали законопроект, который предусматривает федеральное финансирование для перевозок в пределах Якутии. Есть какое-то движение?
О. Ф.: Мы очень долго бились по этому поводу. В марте этого года было совещание в Курумоче, которое проводил председатель правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев. Тогда был снова поставлен вопрос о необходимости федерального субсидирования внутрирегиональных перевозок на расстояния свыше 500 км. Расстояния на авиационных маршрутах внутри республики сопоставимы с расстояниями, которые субсидируются на межрегиональных авиаперевозках в Российской Федерации. Вспомните еще раз про одну пятую России! От Андрюшкино (Нижнеколымский район) до Якутска — более 1,5 тыс. км, и нет никакого другого транспорта. Ну, может, только на оленях или "Буранах" (снегоходах. — Прим. ATO.ru).
После этого был протокол по этим 500 км и началось движение. Мы были в Минтрансе РФ у Петровой (Светлана Петрова, директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса. — Прим. ATO.ru), получили рекомендации по вариантам решения этой проблемы. Правительство республики внесло на рассмотрение федеральных министерств (Минтранс, Минэкономики) проект постановления правительства РФ, касающийся предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Республике Саха (Якутия). Мы понимаем, что это займет много времени.
У нас транспортная мобильность населения снизилась по сравнению с 70-ми гг. прошлого века. Раньше жители могли себе позволить летать два раза в год, а сегодня — только один. При том, что население даже сократилось. В два раза! Двадцать первый век!
Сегодня долететь из Якутска до Москвы дешевле, чем из Якутска до Депутатского или до Батагая, это районные центры. У нас работает федеральная программа субсидирования авиаперевозок, стоимость авиабилета по маршруту Якутск—Москва—Якутск составляет 14 тыс. руб. туда-обратно, а в одну сторону до Депутатского — средний тариф 15 тыс. руб. На одного пассажира со всеми сборами получается почти 50 тыс. А если с семьей? А если вы не из Депутатского, а из Тумата (это село недалеко от Депутатского, в 120 км)? Зимой — зимники. Знаете? Это дороги по замерзшим рекам, озерам и болотам. А если и их заметает, то на "Буранах". И тогда до районного центра часов 8–9. При температуре минус 40. Так что развивать авиаперевозки нужно.
Республика вкладывает колоссальные деньги в развитие северных регионов. На территории республики (а это 3 млн кв. км — одна пятая часть России!) живет меньше миллиона человек. Причем 73 тыс. чел. живут в 13 улусах, которые занимают две трети территории Республики Саха (Якутия). И, конечно, на север только самолетом можно долететь, ни на чем другом не добраться.
АТО: Надеюсь, у вас все будет хорошо.
Для того, чтобы сразу видеть материалы целиком, пройдите простую регистрацию или авторизуйтесь на сайте.
О. Ф.: Вы знаете, у нас нет другого варианта. Я в этом отношении фаталистка: считаю, что развитие нашей республики без авиации невозможно. Авиация, важная составляющая транспортной системы республики, не только позволяет решить задачу повышения мобильности активной части населения. У Якутии большой потенциал: это угольные, золоторудные и другие месторождения полезных ископаемых, газо- и нефтедобыча. И устойчивый рост авиатранспортного рынка является одним из факторов, обеспечивающих социально-экономическое развитие республики. Власти должны принимать решения по развитию северных регионов, помочь которым иногда может просто возможность долететь.