СУ-80. Перспективы проекта

    ZEVS

    Frequent flyer
    Вот сегодняшняя статья на Авиапорте:

    "Сухой" может реанимировать проект производства 30-местных самолетов Су-80
    Компания "Сухой" отреагировала на призыв премьера Дмитрия Медведева заняться созданием нового самолета для региональной авиации. Изобретать новый лайнер не потребуется: "Сухой" готов достать с полки уже подзабытый проект грузопассажирского лайнера Су-80, рассчитанного на перевозку 30 человек.

    "Мы готовы реанимировать Су-80 и обеспечить народное хозяйство такого типа самолетами. Делать его можно в Комсомольске. Но в стратегию развития гражданской авиации изменений еще никто не вносил", - рассказал недавно журналистам вице-президент по финансам "Гражданских самолетов "Сухого" (ГСС) Евгений Коньков. По его словам, правительство формулировало задачу производства новых самолетов только в отношении количества мест. Но не было конкретизировано, на каких аэродромах новый лайнер должен эксплуатироваться и каким двигателем должен быть оснащен. По его мнению, речь может идти о перевозках пассажиров на расстоянии 1500-2000 км. В то же время г-н Коньков отметил, что производимый ГСС самолет SSJ для перевозки пассажиров на региональных линиях не подойдет.

    Программа Су-80 была закрыта несколько лет назад. Согласно сайту компании "Сухой", Су‑80 - многофункциональный грузопассажирский самолет, предназначен для перевозки 30 пассажиров или грузов массой до 3300 кг на местных и региональных воздушных линиях в любых географических условиях, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Предназначался для замены Ан-24, Ан-26, Як-40. Самолет оснащен двумя турбовинтовыми двигателями СТ7-9В разработки General Electric. Самолет управляется двумя пилотами. Взлетно-посадочные характеристики позволяют эксплуатировать самолет на небольших аэродромах, в том числе на грунтовых, ледовых и заснеженных. Особенностью самолета является быстрая конвертируемость из пассажирского варианта в грузовой. Стоимость самолета в ценах 2006 года составляет от 230 до 280 млн руб.

    7 августа на совещании, посвященном развитию региональной авиации, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев потребовал от Минпромторга и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) проработать вопрос о создании нового регионального самолета, в том числе и в кооперации с иностранными партнерами. Отсутствие современных и недорогих самолетов - одна из главных причин упадка региональной авиации. В качестве решения проблемы предлагался даже проект ремоторизации самолета Ан-2, который является основной "рабочей лошадкой" на региональных линиях с конца 1940-х годов. Как отреагируют чиновники на идею реанимации проекта Су-80, неясно: получить комментарий Минпромторга вчера не удалось. При этом официальный представитель ОАК Ольга Каюкова отметила, что о планах по производству Су-80 ей ничего неизвестно. "В продуктовой линейке корпорации такого самолета нет", - отметила она.

    Компания "Сухой" "забыла" о проекте Су-80, когда начала заниматься проектом Superjet, вспоминает редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. "Проект интересный, по нему пытались сотрудничать с китайцами. Другое дело - он прочно забыт, и неизвестно, сколько будет стоить его реанимация", - отмечает эксперт. По его словам, так как есть политическое решение о возобновлении авиационных проектов, Су-80 может быть возрожден, но останутся вопросы по поводу его цены и послепродажного обслуживания.
     

    Rifleman

    Местный
    Увидел сегодня такую статью - был удивлён. Где-то читал, что самолёт вышел неудачным, или что-то в этом роде.
    Никто не помнит, почему закрыли сей проект?
     

    A.F.

    take-off.ru
    Вот сегодняшняя статья на Авиапорте:
    ну статья вообще-то с РБК.
    Беда нынешних журналистов в том, что из любой невзначай брошенной "ньюсмейкером" фразы в сослагательном наклонении раздувается некий информационный повод, а из него уже растут-копипастятся-плодятся статьи, вводящие многих в заблуждение. Из свежих примеров - "утка" про SSJ для Томск-авиа. Присутствовал лично и слышал, КАК это сказал Присяжнюк. А по СМИ и интернетам понеслось: "Томск-авиа прям завтра покупает SSJ". И таких примеров - море разливанное...
    Что сказал
    вице-президент по финансам "Гражданских самолетов "Сухого" (ГСС) Евгений Коньков
    ?
    "Мы готовы реанимировать Су-80 и обеспечить народное хозяйство такого типа самолетами. Делать его можно в Комсомольске. Но в стратегию развития гражданской авиации изменений еще никто не вносил"
    Т.е. "в прицнипе, м.б., мы были бы и не очень против" и т.д. и т.п.
    К этому стоит добавить, что проект С-80 (Су-80) к ГСС никакого отношения не имеет, его делал "военный" Сухой. А также то, что КнААПО настолько щас завалено работами по ССЖ и ГОЗ, что с ними то разгрестись бы... Ну и до кучи вопрос цены, импортных двигателей и т.п., которые в свое время не позволили реализовать даже находившийся "на мази" госзаказ погранцов...
    При всей симпатии к проекту (в свое время кое что с ним связывало) - "не верю" (с) :(
     
    Последнее редактирование:

    YURYST

    Свободный художник
    подборка сообщений разных лет (2009-2012) от Сергея Иванова посвящённых Су-80(С-80). Весьма любопытных и познавательных:

    "04.02.2009
    По поводу Су-80ГП могу сообщить следующее. Программа на КнААПО и в Сухом закрыта. Никаких работ по испытаниям летных самолетов не проводится. Вся оснастка демонтирована со своих мест в сборочных цехах КнААПО и вывезена на хранение... Сейчас Сухие предпринимают попытки втюрить незаконченную ОКР Китаю. Если это получится, то можно будет сказать о том, что бабки, затраченные на программу, а это более 1,5 млрд. рублей, Сухой вернет...

    06.02.2009
    По поводу сертификационных полетов на Су-80...
    Он их так и не начал, т.к. проходил заводские доводочные испытания (0102) в ОКБ, а 0105 закончил только заводские приемосдаточные испытания на КнААПО и готовился к передаче в ОКБ на доводочные испытания..

    18.03.2009
    Тут не раз спрашивали про Су-80 и Бе-103... Так вот, как раз производственными площадями этих двух программ и пожертвовали в угоду ССЖ... И все-равно не хватает...
    В этих условиях конечно приняты планы техперевооружения и реконструкции... Но время-то потеряно. Все же представляют сколько надо времени на реконструкцию цеха площадью порядка 5-7 тыс. кв. м. Да еще в Комсомольске, где строительная индустрия очень слабая, да еще в условиях кризиса... А таких цехов надо не один... Безусловно завод не стоит на месте, но темпы не обеспечивают заявленные сроки развертывания серийного производства, что Су-35, что ССЖ, что Т-50 через несколько лет...

    01.06.2009
    На счет правильных решений Михайлова... Су-80 в 2001 году уже начал программу заводских доводочных испытаний, правда с укороченным ф-жем. а в 2005 году в постройке было уже 4 самолета в серийном удлинненом варианте, первый из которых начал летать в июне 2006 года, если не ошибаюсь... И серийное производство было практически развернуто на КнААПО... И все это за свои деньги, без всякой там ГПВ... По отзывам 30 ЦНИИ и Фонтанки вооруженным силам не нужен 6-ти тонный самолет... Потребности в 6-ти тоннике составляют не более 15% от всех решаемых задач... Если бы Михайлов принял правильное решение, то 80-ка уже года три бы была в серийном производстве и машин под 30-40 уже летали... Могу даже сказать, что КнААПО предлагало ВВС на опытную эксплуатацию машины опытной партии, но, Михайлов отказался... Так что, на счет правильных решений - спорный вопрос... может тогда и не нужно было бы ЕМБ-120 и Бомбардье закупать...

    02.06.2009
    Вы вот считаете Ил-112 супер продуктом и предсказываете ему жизненный цикл в 50 лет... А я считаю, что для всех было бы лучше, если бы 6 лет назад Михайлов принял бы решение по уже летающему Су-80... авиация - это ведь борьба компромисов... По мне, лучше уже летающий нормальный самолет, чем погоня за супер-бупер продуктом, который еще надо построить и испытать..

    02.07.2009
    Открою страшную "военную" тайну... С Почтой России в 2005-2006 годах проводились активные переговоры по С-80... Они то были готовы, но "ишак" похоже умер...

    04.08.2009
    Теперь о том, что же выпущено с 92 года на КнААПО... Не претендуя на точность до самолета это было
    Су-80 - 4 без учета статического и повторностатического

    25.05.2010
    По поводу того, что С-80 разрабатывался как носитель ДРЛО на палубе первый раз слышу... На КнААПО об этом не знает никто... Что касается остального, то могу подтвердить, что Главкомом ВВС было даже утверждено ТТЗ на легкий межвидовой многоцелевой самолет грузоподьемностью 3,5 тонны... правда потом ТТЗ изменили под Ил-112, которого нет до сих пор... Три собранных самолета опытной партии до сих пор хранятся на ЛИСе... Ну, а первые два серийных ф-жа даже не знаю где сейчас... Оснастка демонтирована, программа практически остановлена (но официально не закрыта)... При всей спорности концепции самолета, к нему был достаточно большой интерес от авиации флота, авиации погранслужбы, дальневосточных авиакомпаний и из-за рубежа... в Дирекции, которая на КнААПО занималась продвижением С-80 до 2007 года, говорили о наличии соглашений на покупку до 47 самолетов...

    26.05.2010
    То же и с Су-80... Как-то замолчали о нем только тогда, когда начали активно строить ССЖ и вдруг выяснилось, что на КнААПО нет свободных площадей, да с средств тоже... Пусть 80-ка не бог весть какой супер-бупер самолет, но вполне мог бы прийти на замену Як-40/Ан-24... А вместо этого закупаем сейчас подержанные ATRы и Q 8-100... Которые, кстати не тянут экономику даже в б\у варианте... Если Су-80 позор ОКБ Сухого, чего же до сих пор программу то официально не закрыли? Наверное, чтобы рейтинг не терять и убытки не показывать...

    12.08.2010
    Даже "легендарный" Су-80 имел американские движки и винты, французские генераторы и т.д. Кстати, на первый самолет GE дало движки бесплатно...

    27.03.2011
    По Су-80 разговор отдельный... Первый самолет летал с сентября 2001 года. Его любовно называли "коротышом" из-за укороченного ф-жа... На КнААПО была проведена практически полная подготовка производства для серии. Построены три самолета с коротким ф-жем (0101 статика, 0102 летный, 0104 ресурсный) и три самолета опытной партии в серийной компоновке (0105 летал на КнААПО, 0106, 0107). Начали строить первые самолеты серии (0201 и 0202 собраны ф-жы). Но, в 2006 году программу остановили... Нужны были деньги на подготовку производства ССЖ, а их не хватало. Для тех, кто не в курсе, на "0" стадию подготовки производства ССЖ КнААПО в 2004-2006 годах затратило более 80 млн. долларов собственных средств. В общем, площади под сборку Су-80 были переориентированы под ССЖ, деньги и люди тоже... А жаль. Хоть народ и говорит, что самолет получился неудачным, но интерес к нему был очень большой, как от россиских региональных компаний, так и из-за бугра. Все тот же Китай, Малайзия, Индия, Вьетнам, Индонезия... Но всем был нужен сертифицированный самолет, а сертификация путем так и не началась...

    14.05.2011
    С-80 умер и уже навсегда... То, что на фото, это опытные борта, предназначенные для сертификационных испытаний... Что касается оснастки, то теоретически она существует (в бумагах), а фактически - ее уже нет... Как известно, в РФ воруют...

    27.10.2011
    По Су-80... Праттов там не было никогда... Стояли Дженералы... И никаких финнов тоже не просматривалось... А самолет изначально создавался как летающая операционная по заказу Минздрава СССР... Вот как-то так... Это уже потом начались попытки пристроить проект, как под легкий ВТС (было даже утвержденное главкомом ТТЗ), так и под местные линии... Просто проекту не повезло, ни со временем (очень мешал зарождающемуся ССЖ), ни с руководителем (с административным ресурсом полностью согласен)...

    31.12.2011
    А кто вообще сказал, что Су-80 умер??? Самое интересное, что именно сейчас о нем начали говорить авиакомпании... А вот с Ил-114 как-то никак... И с Ил-112 никак.

    заказов на Су-80 в 2006-м было 37... Это реальная цифра из проектов контрактов, которые были уже согласованы... Были компании и с
    Камчатки, Якутии, Москвы... Даже федералы заказывали... Не нужен чистый паксовоз этой размерности... Это и объясняет популярность переделки Ан-26...
    А летало действительно 2-а борта... Еще два полностью собранные стоят в КнААПО...
    АТР на Камчатке в принципе летать не сможет... Так же, как и в Якутии...

    19.01.2012
    Су-80 тормознули явно не из-за потери заказчиков... таких до сих пор в избытке... и уж точно не из-за двигателя... лучше чем СТ7-9 в РФ ничего не создано, да и вряд ли уже будет создано... Поэтому забудьте о ТВ7-117... С этим движком уж он точно никому нужен не будет...

    31.01.2012
    уже три компании с Дальнего Востока подтвердили свою заинтересованность в возобновлении программы С-80.

    17.04.2012
    Если же говорить о Су-80, то похоже тема умерла... там вся фишка была в движках... если сейчас менять движок, то получим другой самолет... плюс несколько лет работы и кучу потребных бабок... Жалко конечно... Причем, решение принималось на уровне "мне самолет не нравится..."

    28.06.2012
    С Климовскими - нет... Это будет уже не С-80... Скорее всего, все умерло окончательно... Поэтому, российский турбопроп - это миф...

    14.07.2012
    что касается С-80, то "поезд уже ушел"... Слишком долго все стояло... Аж с 2006-го года..."
     
    Последнее редактирование:

    Plinker

    Старожил
    Мне одному кажется, что экономически и технически будет правильно наконец-то остановиться уже на каком-то одном варианте двухмоторного турбопропа, благо вариантов хватает - Ан-140, Ил-114, Ил-112 - и на базе выбранного проекта ваять четыре варианта:
    - 30-местный пассажирский;
    - 50-местный пассажирский;
    - 70-местный пассажирский;
    - транспортник.
    Метод реализации - изменение длины фюзеляжа и настроек двигателя.
     

    YURYST

    Свободный художник
    Пациент постоянно путается в показаниях. Такому можно верить, он еще не то расскажет о С-80

    я думаю, что он имел ввиду что жива сама идея самолёта и живы желания заказчиков. А вот сам самолёт похоже всё же канул... во всяком случае в нынешнем его виде
     

    alexkms

    Новичок
    Вообще то самолет испытания не прошел, только начали и тут же забросили, вернее положили большой и толстый. Так что по идее реанимировать и нечего. Один из находящихся на КнААПО использовали для отработки технологии покраски ВС типа РРЖ. После чего покраску было решено передать на Авиастар.
     

    DAR

    Старожил
    То есть единственный экземпляр сейчас в Комсомольске-на-Амуре, правильно понимаю, интересно в каком состоянии сейчас.
     

    A_Z

    Старожил
    Поскольку тема неожиданно ожила, я решил приведённую выше подборочку из Сергея Иванова дополнить (для равновесия) мнением человека "оттуда-же" (в обоих смыслах), причём и высказано это было в рамках дискуссии с С.И.

    27.10.2011 Engineer_2010 пишет:
    Проблема этой машины не в том, что она кому-то МЕШАЛА, а в том, что она просто НЕ ПОЛУЧИЛАСЬ.
    С самого начала, МПС выбрал оригинальную а/д схему Берта Рутана и категорически отказался менять её на обычную (по его словам, не хотел делать ещё один Ан-24), а зря. Поимели массу проблем с поперечной и путевой УУ (не хватало моментов на парирование отказа двигателя и многое другое), поэтому "крайнюю" машину, стоящую у Вас на ЛИСе удлинили. А если добавить ещё отсутствие воздушных тормозов (проблемы с управлением траекторией на посадке), большие люфты в проводке управления (дачей педалей с двух постов управления можно было свои части РН отклонить одновременно в противоположные стороны), чрезмерные усилия на РУДах (КВС управлял самолётом, а второй пилот, напрягая все силы, занимался подбором режима двигателей) и масса других идеологических ошибок... Ну и наконец - самолёт остался без движков, т.к. на GE их сняли с производства.
    В общем самолёт откровенно получился "не совсем" и после доводочных испытаний стало понятно, что на СЗИ его предъявлять бессмысленно - его надо полностью "с нуля" переделывать
    .
     

    A_Z

    Старожил
    DAR, спсб за информацию, но тема лекции - космос, мне оно не очень, а пойти только для того, чтобы посмотреть на великого Бертика - это некошерно. :)
    [HASHTAG]#автоудаление[/HASHTAG]
     

    Fencer

    Старожил
    То есть единственный экземпляр сейчас в Комсомольске-на-Амуре, правильно понимаю, интересно в каком состоянии сейчас.
    Су-80ГП б/н 82912 (серийный № 01-05) выставлялся на статической стоянке 16 августа 2014 года во время празднования 80-летия КнААЗ им. Ю.А. Гагарина на аэродроме Комсомольск-на-Амуре (Дзёмги) http://aviaforum.ru/threads/aehrodrom-komsomolsk-na-amure-xurba.32746/page-89