Судьбы мирового автопрома

Монако... Карликовое государство, оказывающее услуги с одной стороны всему миру, а с другой... много-ли в мире людей, имеющих финансовую возможность пользоваться этими услугами? И еще, что важно - природные условия, несколько отличающиеся даже от Сочи, не говоря уж об остальной России... Не буду говорить загадками: Монако - это курорт, место для отдыха в комфортных для человека условиях. Такой же, как Шарм-Эль-Шейх, Тунис, Египет. Теплый мягкий климат и море. Много ли в России территории, которая примерно под такое описание подходит? И хоть морей в России достаточно - от Норвегии до Китая сплошные моря, привлечь в те моря туристов со всего мира будет проблематично. Захочет человек на своей яхте приплыть - каждой яхте по персональному ледоколу?

---------- Добавлено в 15:41 ----------

Увы, придется. Граждан значительно больше, чем чиновников, и производительность завода такова, что даже если всех чинуш пересадить на Калины, и менять они их будут раз в год, без поддержки завода покупающими его продукцию гражданами завод загнется.

Игра слов. Игра словами. Что значит "нужно - организуем"? Как Вы себе представляете процесс получения конечного продукта - автомобиля - без производства? Это и есть бизнес-процесс - производство. Есть несколькор видов человеческой деятельности. Например, сфера услуг. Металлоремонт, изготовление ключей, автосервис, ремонт помещений, одежды, обуви. Есть медицина, образование, которые вполне могут быть бизнесом. Общепит и индпошив одежды (ателье) традиционно относят к сфере услуг, но их вполне можно считать и производственными сферами. Да, производственными, потому что ателье - это не только приемщик и закройщик, а столовая или ресторан - не только раздача и касса или не только официант и бармен.
Но еще есть сфера материального производства. И производство - тоже бизнес! Да, естественно, начитавшись учебников по экономике, можно манипулировать понятиями бизнес-процесс и подобными, но надо понять простую вещь: человек в своей жизни нуждается в тех или иных материальных благах. Физически осязаемых. Буквально - стол, стул, шкаф, кровать, подушка, одеяло, компьютер, ботинки, ... автомобиль. И эти блага для него кто-то должен произвести. И процесс их, этих благ, появления на свет, не просто "статья расходов", а вполне сложная задача с кучей составляющих - технических, технологических, научных. И это бизнес - производство. Да, ему сопутствуют и другие, уже неоднократно упоминаемые здесь. Например, тот же автосервис. И есть фирменный автосервис. Если БМВ произвело автомобиль и продало его, то уже заработало. Но есть дилерские техцентры, куда автомобили приезжают обслуживаться и ремонтироваться. И на этом БМВ тоже зарабатывает. Но... если изначально не будет продукта - автомобиля, то и на обслуживании - чего? того, чего нет? - не заработаешь.


Только надо найти источник денег.

И дипломатично "забыт" главный результат - а мы будем тонуть в грязи... Будем!

С фактами не поспоришь, но не возникает мыслей на тему "почему так"? Отвечу. Во-первых, производства сборочные. И где-то в соседней теме я приводил пример, против которого так никто и не возразил. Обычная столовая. У нее есть кухня, есть раздача. Посетитель зачастую видит лишь раздачу - кухня видна далеко не всегда и не везде. В более-менее дорогих заведениях сделано все, чтобы кроме барной стойки посетитель не видел ничего. Но надо понимать, что раздача в столовой - это сборочный конвейер автозавода, а вот кухня - это и есть собственно производство. Открыть сборку где-то там - да к одной раздаче в столовой пристроить другую, или банально пустить по вагонам поезда дальнего следования поваренка с кучей термосов - двуногая раздача. Но вопрос - если все так просто, то зачем тогда нужен вагон-ресторан? А ответ прост - это и есть основное производство. Все основные затраты, все научные разработки - все идет туда, а не на сборку. Развернуть сборочный завод не так уж сложно. Но вот из чего он будет собирать? Откуда все это возьмется? С неба что ли свалится?

Поясните, пожалуйста, какой именно смысл Вы вкладываете в слово "создать". Разработать? Произвести? Что?

Это все понятно. Но то, о чем битва идет... Просто не дать "загнуться" тому производству, которое уже есть. Потому что потом либо придется смириться с потерей, либо создавать заново. "до основанья, а затем"... В данном случае предпринимаются попытки "не рушить". Разве это плохо?

Это да. Другой вопрос, что если процесс будет идти более менее эволюционно, а не так, что раз-два, и завод закрыт - было выше по теме про АЗЛК - то люди успеют достаточно плавно "рассосаться" по другим сферам деятельности. В старое место не будет приема новых работников. И все действительно произойдет относительно безболезненно. Но надо все-таки понимать разницу - отдельный робот, который все-таки 100 человек сразу не заменит - раз, обслуживать этот робот тоже надо, а это еще рабочие места... и завод, зачастую являющийся градообразующим предприятием. И тут уже немного другие понятия в ход идут.
 
Монако - это курорт, место для отдыха в комфортных для человека условиях.

А Лас-Вегас вообще пустыня Никаких условий, без кондиционера находиться там нельзя, но свою нишу четко занял Но там это... есть университет. В стриптизах иногда студентки симпатичные попадаются


Без производства никак, но производство это самое дешевый и самый простой компонент. Но начинать с него это утопия. С тем же успехом можно с чистки сортира начать бизнес

Во-первых, производства сборочные.

А комплектующие просто заказываются или покупаются уже готовые. У тех, кто их умеет делать. Тоже никаких проблем.


Именно создать. Придумать продукт, который востребован на рынке. Придумать стратегию его продвижения. Остальные стадии (разработка, производство и так далее) проходятся без проблем при наличии денег. А вот придумать как правильно вложить деньги и получить прибыль - это самое сложное. Например BMW придумала автомобиль, за который люди легко готовы платить двойную цену. Джобс придумал айфон. Причем никакой rocket science в этом нет, это обычные устройства.

Просто не дать "загнуться" тому производству, которое уже есть

А зачем ? Так можно и до поддержки производства чапельников дойти. Совершенно не думая о том, что уже давно есть "сковородки с приделанными чапельниками"

В данном случае предпринимаются попытки "не рушить". Разве это плохо?

Так никто и не рушит. Оно само загибается.

завод, зачастую являющийся градообразующим предприятием.

Лучше один раз разрушить эту фигню, чем потом всю жизнь от нее страдать.
 
да, но раскройте глаза пошире. Например, в 19 веке была огромная индустрия перевозок на лошадях - верхом, на диллижансе, в телеге и т.д. Все это обслуживало огромная армия конюхов, ветеринаров, конезаводчиков, кузнецов, шорников, телегостроителей, сеносушителей и зернопроизводителей, и т.д.вплоть до навозоубирателей, которые с этого кормились, имели каждый свою школу производства, технологии, ноу-хау и т.д.
Пришел скотина Даймлер, придумал вонючую машинку, отравляющую планету - и все тысячи лет лошадиного селектирования, все эти профсоюзы кэбменов, стандарты диллижансостроения были в течение буквально 10 лет помножены на ноль, отправив на биржу труда или на задворки истории миллионы человек. Зато этот же Даймлер открыл калитку миллионам соверщенно других профессий - металлургам, станочникам, сборщикам, дорожным рабочим и т.д. И для общества это стало намного полезнее, так как перевозка 1 человека/кг груза на машине, паровозе, самолете стала на порядки дешевле и быстрее (а в среднем сегодня стоимостная составляющая логистики в цене среднего товара составляет - удивитесь! - 60%!!!), т.е. подешевели ВСЕ товары планеты, а миллиарды облегчили себе перемешение по планете и обеспечили себя лучшей, чем у конюха, судьбой.

Кто сейчас вспомнит, как ткачи громили первые станки, лишавшие их куска хлеба за счет страшной по тем временам поизводительности? Кто сейчас хотел бы купить рубашку из уродского ручного материала, стоящего в 50 раз дороже машинного?

И так везде.
 
открыл калитку миллионам соверщенно других профессий

Правильно. Когда начиналась индустриальная экономика, основные рабочие места были в индустрии. В постиндустриальной экономике они в сфере обслуживания. И точно так же идет "перетекание". Что не так ?
 
я мог бы назвать вагон и маленькую тележку "производств без производства" - начиная от самых примитивных, таких, как например, отверточная сборка. Назвать производством автомобиля прикручиваниек готовому, собранному иностранцами кузову таких же уже готовых дверей и колес - согласитесь, это 0.00...1 производства. А вот организационная часть: "досборочная" - организация всех процессов. логичтики, лицензирование, финансирование и т.д., и "послесборочное" - сбыт, реклама, послепродажное обслуживание и т.д. это как раз 99,9999%.
Впочем, давайте-ка лучше разберем такую близкую всем нам штуку, как, например, Интернет.
Интернет-провайдеры сами сервера не производят, зачастую даже линии не тянут - используют имеющиеся, наполнением Интернета контенттом тоже на 99,99999999 занимаются пользователи, а не провайдеры. Но означает ли это, что Инет не является бизнесом?
 
Понятно. Непрошибаемая стена. Стойкая неспособность к восприятию каких-либо идей кроме своих собственных вкупе с ошибочной изначальной оценкой.
Ну если вопрос стоит так... чего-то я не понимаю в этой жизни. Мало, видимо, я на производстве поработал... чтобы понять всю низость этого занятия.

Лучше один раз разрушить эту фигню, чем потом всю жизнь от нее страдать.
Ну если промышленность - это обуза, то да. Только вот на чем Вы, уважаемый, собираетесь бизнес делать и в итоге деньги зарабатывать? Я имею в виду общероссийский масштаб.
 
А не так то, что для наступления постиндустриальной экономики нужно сначала построить индустриальную. А как Вы её собираетесь строить без производства?
 
промышленностей много, а "бизнес делать и деньги зарабатывать" можно лишь на конкурентоспособных (см. пример про лошадиную логистику). МОжно, конечно, продолжать дотировать лошадиную логистику и остаться последним оазисом - как в Зоопарках по прежнему катают детишек на тележке с пони, и это неплохой бизнес, хоть и несколько "усохший" с объемов 19го века. Да, для того, чтобы детишкам 21го века было на чем покататься, производство пони нужно было поддерживать все это время, но каковы шансы у ВАЗа остаться таким же заповедником, куда со всего мира будут приезжать японцы и итальянцы отдохнуть душой от своих навороченных ламборгини и покататься по старике на аналогах Фиат-124? Неплохой бизнес будет.

Ну или придется все-таки модернизировать промышленность
 
Никто не пытается унизить производство. Это вполне нормальное занятие. Например, академическую греблю тоже никто не унижает. Ну занимаются ей люди - молодцы. Просто ее никто не рассматривает как какой-то существенный компонент бизнеса.
Если промышленность реально является обузой (а в случае с АвтоТАЗ-ом это определенно так) - нахрен такая промышленность не нужна. И денег там нет. Точнее есть, но это вливания от наших с Вами налогов, которые еще и разворовываются. Никто же не предлагает закрыть Автотор или завод VW рядом с Питером. Или Ford во Всеволожске. И даже ГАЗ никто закрывать не будет, ибо государственных денег он не просит. Можно подумать, на ТАЗ-е свет клином сошелся и другого производства у нас в стране вообще нет.
А для индустриальной сначала построить аграрную, ибо иначе некошерно Классный у нас путь вырисовывается - сначала на уровень Зимбабве, землю пахать. Потом на уровень китайцев, пуховики шить. А потом, лет через 1000, в светлое будущее
---------- Добавлено в 20:59 ----------
Но означает ли это, что Инет не является бизнесом?
Вспоминается анекдот про бабушку Билла Гейтса, которая, когда Билли залез посмотреть котировки своих акций, сказала: "Ну что, внучок, все играешь ?"
 

Чо-то я вот этого противоречия фактов ни фига не понял.
 

С аграрной отраслью у нас относительно в порядке. Это в индустриальной эволюции мы откатились назад. О чём я писал если не в начале, то в середине этой темы. И откатились именно благодаря тому, что недалёкие граждане поверили в то, что постиндустриальная эра наступила и для нас.

Также если не в начале, то в середине этой темы, я писал, что производство как таковое в данном контексте необходимо не только и не столько для создания рабочих мест в цехах, и занятости смежников (хотя эта роль тоже достаточно важна), а как основа для создания прокетирования и науки. Без собственного производства они просто не возникнут -- дураков нет отдавать выгодные и перспективные части бизнеса чужим, то есть нам.

Именно поэтому "Фольксваген" и "Рено" могут размещать собственно сборку там, где им надо, что их научно-исследовательские и конструкторские подразделения у них есть. И возникли они только благодаря собственному производству. И заводы в России они строят только и исключительно потому, что их к этому принудили пошлины.


До 2002 года официальными автомобилями королевы Великобритании были "Роллс-Ройсы". Но на юбилей восшествия на престол ей подарили "Бентли". Потому что "Роллс-Ройс" принадлежал БМВ, которая отказалась поддерживать обанкротившийся "Ровер". Причём немцы не нажились на этой марке, они продали её за 10 фунтов, потеряв до того довольно много денег.
После этого британские автопромышленники скинулись и собрали два автомобиля, которые и подарили Её Величеству. И теперь в списке поставщиков двора "Роллс-Ройса" нет.
Это к вопросу о том, кому какая промышленность нужна.

Как-то вспомнилось: надпись Made in Germany помещать на произведённых в Германии товарах требовал британский закон, принятый с формулировкой типа "чтобы потребитель был предупреждён о возможном низком качестве продукта". A общем-то мера по защите рынка.

Ну и в очередной раз прошу вас привести пример отраслей, которые могли бы в современной России сыграть роль такого же "экономического локомотива" как автопром.
Автомобиль достаточно сложен, чтобы в дело были вовлечены смежники, и достаточно дорог, чтобы на этом могли прилично зарабатывать продавцы и сервисы. Сам по себе завод -- это потребитель разнообразных услуг, от энергии до транспорта. В обшем, наличие производства запускает огромный комплекс, который позволяет жить и развивааться большому числу людей. В отличие от софтописания, например.

---------- Добавлено в 23:55 ----------


Но кто-то ведь ставит серверы, тянет линии и т.д. и т.п. И. очевидно, на этом зарабатывает.
 
С аграрной отраслью у нас относительно в порядке

Неужели ? Постоянно слышу, что все очень плохо. Много сельхозпродукции импортируем. Поля почти все заброшены.


Это собственное производство возникло благодаря продуктам, занявшим свое место на рынке. Путаете причину и следствие. Заводы строили не ради того, чтобы производить абстрактные машины, а ради того, чтобы производить VW. К этому моменту автомобили уже были разработаны и был четкий бизнес-план по их выводу на рынок. И дополнительные производственные мощности появлялись лишь с ростом продаж и потребностей рынка.


Продажа Тойот тоже создает такой же огромный комплекс обслуги. Если убрать пошлины, Тойот будет продаваться больше, соответственно станет больше рабочих мест. Это если цель именно людей чем-то занять. По поводу софтописания можно спорить. Там тоже много чего крутится вокруг. Я уже не могу точно сказать, пишется ли софт под железо или же железо совершенствуется под софт

---------- Добавлено в 17:47 ----------

Кстати вот свежая новость: Foxconn хочет открывать фабрику в Бразилии.

http://www.ixbt.com/news/hard/index.shtml?14/45/18

Не патриоты они родного Китая, не хотят там "развивать производство"
 
Вы себе как этот процесс представляете? Сели в университетской тиши десяток конструкторов, разработали на кульманах автомобиль - и вперёд? Как мне представляется, так можно сделать только гавёшку, которую только лет через 20 непрерывной производственной практики доведут до уровня нормального автомобиля. Если поднапрячься - вполне можно представить себе, сколько производственной культуры, сколько умения работать с материалами, сколько мастеров стоит за каждым таким успехом. А Генри Форд - из воздуха придумал конвейер, вывел формулу конвейера, как Эйнштейн, сидя в кресле? Или пришёл к этой идее, собрав своими руками не один автомобиль, создав собственное предприятие, наблюдая за производственными процессами?

У меня тоже есть прекрасный бизнес-план - перевозочный бизнес путём телепортации. За 20% прибыли готов уступить самую лёгкую часть - организацию производства телепортаторов. А что, идея есть, рынок безразмерный, теоретическая физика принцип телепортации не отрицает, осталось дело за малым
 

Ну конечно А как же еще Причем все с нуля, принципиально не смотря на то, что кто-то уже давно все разработал


Не подскажете, сколько "мастеров" стоит например за BMW X6 ? Успешный автомобиль вроде.
 
Ну вот как говорится, сам задал вопрос - сам же и ответил на него.
Разве кто с этим спорит? Разве кто утверждает, что наша промышленность идеальна? Разве кто оспаривает необходимость ее модернизации? Покажите пальцем, кто! Только надо понимать две вещи:
1. в настоящий момент автопром РФ неконкурентен (если рассматривать его целиком, а это далеко не только ВАЗ) на мировом рынке. Но... если все-таки задаться целью дать шанс ему выжить, то придется смириться с теми самыми заградительными пошлинами. И "поддерживать отечественного производителя" все-таки придется... Либо снять пошлины, "открыть границы", и... для экономики РФ это будет катастрофа покруче кризисов 1998 и 2009/10 годов вместе взятых.
Кстати, из-за них очень тормозится вступление России в ВТО, тогда как ряд производителей, правда это в основном "сырьевые" отрасли типа металлургии, спят и видят преодоление этого рубежа... В США производители продукции ничуть не меньше, чем наши автовладельцы вопят/вопили - хотим покупать дешевую сталь в России, зачем вы нам навязываете нашу, но дорогую? Абсолютно то же самое!
2. Нормальный евроремонт в квартире или отделка в доме-новостройке - и то минимум пару месяцев требует. А тут целую отрасль надо модернизировать. Увы, это не год, и не два... И даже не десять. Японцы к своему чуду, сплоченные единой национальной идеей, и то лет 20 шли... а мы, ничем не сплоченные? Быстрого результата не будет!

---------- Добавлено в 14:44 ----------

Вот что меня "убивает" на протяжении 10 лет - неуемные попытки сравнить в принципе несравнимое...
Примерно так... Но это производство!

А производство комплектующих - оно как бы изниоткуда берется?

А не в этом вопрос. Интернет не является сферой производства! Поэтому в данной теме идет лесом!

---------- Добавлено в 14:53 ----------

Так, еще один перл - сравнивать промышленность со спортом, с хобби. Нет пределов демагогии.

В таком виде, как сейчас - да, действительно не нужна, но... означает ли это, что все так фатально, и это производство обречено? Или его все-таки можно вывести на нормальный уровень?

Сравнивать их с ВАЗ-ом... Извините, тот же пример про столовую - там лишь "раздачи", но не кухня.

А Вы в этом абсолютно уверены?

Не сошелся, но он весьма знАчим. И дает работу не только десяткам тысяч жителей Тольятти, но и еще десяткам, а скорее сотням в других городах. И если все-таки вывести его на нормальный режим... Ну ведь были же времена, когда российский червонец был свободно конвертируемой валютой. Кто сказал, что это снова невозможно?

Эмоции, и не более того. Никакой связи.

---------- Добавлено в 15:05 ----------

Ключевое слово - дополнительные. А они могут быть лишь при существовании базовых. Не поясните ли нам, в чем они заключаются?

Нет, не такой же! Производство автомобиля в России создает комплекс рабочих мест в России вплоть до добычи железной руды и каменного угля. Продажа Тойот этот фактор категорически отметает - все это уходит в ИХ экономику, а не в нашу - мы платим за это газом, нефтью... Обслуга... а что, автомобили ВАЗ не нуждаются в обслуживании? Та же обслуга, причем если верить всем воплям о низком качестве, еще в гораздо бОльшем объеме, чем для Тойот.
 
Последнее редактирование:

Производство и сервис создадут больше рабочих мест, чем только сервис. Если вам самому не приходит в голову это сравнение, то стоило бы повнимательнее читать то, что я писал. И не я один.


---------- Добавлено в 12:31 ----------


Вы правда не понимаете или это просто демагогия?

Впрочем, в дальнейшём обсуждении вопроса с вами нет смысла и в том, и в другом случае.
 
Последнее редактирование:
Прощай, Ниссан...

Nissan Almera Classic переименуют в Lada

Альянс Renault-Nissan, который в настоящий момент владеет крупным пакетом акций «АвтоВАЗа», планирует в будущем году начать сборку на мощностях «ИжАвто» седана Nissan Almera Classic (напомним, что «ИжАвто» сейчас находится под контролем «АвтоВАЗа»). Причем, выпускать эту модель планируется под брендом Lada! По предварительной информации, в 2012 году в Ижевске соберут 2 000 Lada SM3 (название пока условное), а план на 2014 год – 14 000 машин.

Правда, не исключено, что Renault-Nissan примет решение начать сборку в России не знакомого нам морально устаревшего седана, который представляет собой слегка перелицованный Samsung SM3, а модели нового поколения – ее показали в 2009 году.

Новая Lada должна будет стать одним из самых дешевых автомобилей в классе «С». Если сейчас Nissan Almera Classic стоит от 461 000 руб., то после начала сборки модели в России и переименования в Lada ее стоимость может снизиться до 400-420 тыс. руб.

http://auto.mail.ru/article.html?id=33896
 

Плохо знаете. Несмотря на мизерные размеры Лихтенштейн имеет весьма развитую промышленность, особенно в части точного машиностроения. Гуглите такие фирмы как Hilti AG и Balzers AG. Кроме того - у них очень неслабая фармацевтика.
 

рекламная фотография Лада-Приора Купе.
Очевидно, неприкрученная защита картера и торчащие из подфарника провода - это не заводской дефект, а особенность модели.
 
Последнее редактирование:

Аркадий, какие трубы в точном машиностроении и приборостроении? Там и площади особо большие не нужны. Что касается управления, оно, напротив, у многих лихтенштейнских контор внешнее, чаще всего швейцарское.

Вот тут подробнее http://www.diminutive.ru/country/liechtenstein21.php

но немного процитирую:


В настоящее время в промышленной палате зарегистрировано 28 компаний, в том числе 13 в металлообрабатывающей, машиностроительной и станкостроительной областях, четыре в текстильной промышленности и в керамической, химической и фармацевтической промышленности и две в пищевом секторе.
....

Из общего числа занятых в экономике (более 16 тыс. человек) в промышленности работает 50%, а в сельском хозяйстве — 7%.

...

Когда говорят о превращении Лихтенштейна в промышленно развитую страну, прежде всего называют машиностроительную компанию «Хильти АГ», первый завод которой был построен в 1941 г. в местечке Шаан. «Хильти» производит различную электротехническую продукцию, а также оборудование для нефтепроводов, экспортируемое в более чем 80 стран мира. Это транснациональный концерн, в цехах которого, расположенных в большинстве своем за границей, работают около 10 тыс. человек.

Крупные промышленные фирмы «Бальцерс АГ», «Пресс-унд штанцверк АГ» («Преста») и «Ирамалин АГ» принадлежат многонациональному концерну «Бюрле», во главе которого стоят швейцарцы. «Бальцерс АГ», основанная в 1946 г. в Бальцерсе, производит высоковакуумные дистилляционные, сушильные, пропиточные, сварочные, отливочные установки, измерительные приборы, насосные станции и насосы больших мощностей. На заводах фирмы работают 2,6 тыс. рабочих и служащих, из них 1,5 тыс. постоянно заняты на головном предприятии в Бальцерсе, остальные — на 16 дочерних фирмах, разбросанных по всему миру. 10% сотрудников работают в исследовательских институтах фирмы.

Довольно крупный завод «Преста», производящий прессовые и штамповочные изделия, находится в Эшене.

В столице Лихтенштейна расположено головное предприятие фирмы «Густав Оспельт Ховальверк АГ» («Ховаль»). Фирма производит теплотехническое оборудование и приборы, а также паровые котлы, приборы и детали для очистки и обогрева воздуха, аппараты химводоочистки, сверхкрупные резервуары, транспортные средства для техники, работающей для расщепления атомного ядра. Дочерние предприятия «Ховаль» находятся в Австрии, Швейцарии, Германии и Италии, где специализируются в основном на производстве бойлеров.

В Вадуце расположены также фирмы: «Ценсор» — по производству полупроводников, измерительных приборов, компьютеров; строительная компания «Гасснер», которая строит дома, дороги, производит буровые работы; «Ницц-Аутомацьон АГ», выпускающая гидравлические и лабораторные прессы, фильтры, шланги, цилиндры и другую пневмо-технику, и т. п. Кроме того, в столице производится мебель высокого качества и текстильная продукция.

Во втором по величине городе княжества, Шаане, также находится целый ряд фирм и компаний: «Гутенберг», существующая уже более полувека и изготовляющая печатные машины; «Гебрюдер Хаас», основанная в 1953 г. и специализирующаяся на производстве изделий ручной керамики. На базе фарфоровой фабрики «Рамкс» в 1933 г. в Шаане возникло уникальное предприятие — фирма «Ивоклар-Вивадент», которая производит искусственные, в основном фарфоровые, зубы. Она имеет филиалы в Тризенберге и Шелленберге, а также в Германии, Франции, Испании, Италии, Австрии, Швеции, Канаде и США. Свою продукцию «Ивоклар-Вивадент» поставляет более чем в 100 государств мира.




Итого - крошечная страна с населением меньше (37 тыс. человек), чем, например, в нашем Академгородке, имеет незаурядно плотную для такой крохи и вполне эффективную промыленность. Я бы сказал - есть чему и у кого учиться... Если бы наш Академ имел локальный ВВП по $120 тыс на душу - тут бы рай земной организовался... Пока же знаю максимум полдюжины наших местных компаний с таким доходом на работника (а у лихтенштенцев - на жителя).