А вот новости с "Химкомпозита" про крылья и хвосты (с) Авиапорт
Обнинское научно-производственное предприятие "Технология" постепенно переходит от технологий ручной выкладки композитных препрегов к автоматизированным методикам работы. Сейчас на предприятии заканчивают тестирование станка, произведенного компанией Mikrosam, при помощи которого будут изготавливаться детали хвостового оперения воздушного судна МС-21.
Отладка технологии должна закончиться летом этого года. Уже до конца текущего года предприятие должно поставить головному разработчику два комплекта кессона крыла и стабилизатора: они будут установлены на машины, которые пойдут на наземные и летные испытания.
На предприятии сообщают, что машина в перспективе может увеличить скорость выкладки до 20 раз. Пока этот показатель скромнее: ручная выкладка детали крыла ранее занимала полтора месяца, сейчас с применением станка на процесс уходит две-три недели.
В ближайшие пять лет на предприятии появятся две новых установки для автоматизированной выкладки ведущих мировых производителей. Планируется, что объем производства продолжит существенно расти.
На ОНПП уверены, что именно успешная отработка программы МС-21 определит курс развития предприятия и всей композитной отрасли в России на многие годы вперед. Заместитель генерального директора по научно-производственной деятельности ОНПП Анатолий Хмельницкий напоминает о том, что стратегия Объединенной авиастроительной корпорации заключается в определении центров компетенций по производству запчастей. И если "Технология" успешно освоит хвостовое оперение МС-21, именно оно будет поставлять такие же детали на остальные самолеты российского производства. Еще одна надежда связана с планами увеличения количества российских компонентов для производства Sukhoi Superjet 100, в планах модификации которого композитный киль предусмотрен. Более того, с компетенциями по изготовлению таких деталей, предприятие намерено выйти на мировой рынок: в числе амбициозных планов - изготовление композитного оперения на Boeing 737 и семейство Airbus A319/320/321.