Ту-104 - воспоминания очевидца

Пассажир Ту-144

Местный
Да, господа, товарищи... Прошу прощения у ВСЕХ за свое молчание. Так получилось... Спасибо всем, кто откликнулся по судьбе 77109... Очень надеюсь, что напишу воспоминания о тех двух полетах на сверхзвуковом... Не знаю, почему, каждый год вспоминаю 28 ноября 1976 года. Наверное потому, что поступил на 1-й курс МИИГА, и та катастрофа рейса Москва-Ленинград Ту-104 СССР-42471 стала для меня неким символом причастности к общей беде, к тому горю, что коснулась многих... Наверное, потому, что в январе 1979 г. судьба заставила пролететь тем же маршрутом, Ленинград-Москва на Ту-104 СССР-42416... Помню, как я не хотел брать билет на Ту-104... А теперь на всю жизнь в глазах осталась картина: благополучно приземлившись в Шереметьево, мы сели в автобус, и он везет нас от самолета к залу прилета Ш-1, построенному к Олимпиаде-80, а сзади стоит подсвеченный прожекторами СССР-42416. Спасибо тебе, дружище! Ты возродил воспоминания детства своим мощным, ни с чем не сравнимым гулом турбин РД-3М-500... Это был мой последний полет на Ту-104. Через 1,5 месяца произошла та известная трагедия с бортом Ту-104 СССР-42444 во Внуково... Господи, помяни их всех во царствии Твоём!!!
 
Реакции: 2014
Так 104 или 144?
Ничего не понял
Нет-нет. Про Ту-144 - отдельная тема, см. мое сообщение аж от 2012 года (Судьба Ту-144 СССР-77109), за что и прошу у всех прощения...... А про Ту-104 - это совершенно иная тема - ПРОСТО ПАМЯТЬ....
 
iЛетун,
Батюшка Летун, про Ту-144 СССР-77106 в Монино знаю... Напишите, пожалуйста, счет (номер карты) в Сбербанке - переведу, сколько могу... Без обид...
 
Пассажир Ту-144, Вы можете подробно написать свои воспоминания и впечатления о полете на Ту-104? Интересуют все подробности
 
Да, конечно, постараюсь это сделать. Только «кусочками», как время позволит. Вот начало.
В детстве родители почти каждый год возили нас с братом в свой отпуск на Черное море. Любимым местом отдыха была Абхазия, район Нового Афона. И если в одну сторону мы как правило ехали поездом, то в другую – летели самолетом. Первое время обратно, потом чаще туда. Первый и последующие мои полеты в 1960-е были на Ил-18. Летали во Внуково или из Внуково. На юге самым близким к месту назначения был аэропорт Сухуми (Бабушера), и билеты брались в основном туда, благо он принимал тогда немало рейсов. А вот в аэропорт Сочи (Адлер) мне довелось попасть позже, уже в 70-е. А еще пассажирские рейсы выполнялись в Гудауту, на военный аэродром Бомбоара, правда, всего несколько лет – с 1965 по 1968 (1966,1967 – летал оттуда в Москву). Это было еще ближе к месту нашего отдыха. Про Гудауту тема отдельная, будет возможность, расскажу.
И вот в однажды в начале лета отец объявил, что взял билеты на Ту-104. Мы с братом очень обрадовались, так как никогда не летали на «полностью реактивном». Хотя видели Ту-104-е в полете сотни раз – у нас была дача на маршруте захода во Внуково, и когда работала правая полоса «20» (теперь она называется «19»), днем и ночью стоял гул от идущих на посадку Ил-18, Ту-104 и Ан-10… Иногда в носовом фонаре Ту на мгновение можно было разглядеть мелькнувшую серо-голубую рубашку штурмана. На 20-ю полосу тогда садились «правой» коробкой, по часовой стрелке (а не левой, как сейчас) – пересекая Москву-реку в районе Ильинского моста - запретных зон с той стороны, по крайней мере в их нынешнем виде, не было.
Наступил день полета – 20 июня 1970 года. Рейс выполнялся рано утром, около 7 часов. В аэропорт ехали на такси. Построенный в начале 60-х новый терминал Внуково, который назывался «зал № 2», имел на втором этаже большой открытый смотровой балкон, обращенный к летному полю, и все время перед посадкой в самолет мы старались провести там. Выход пассажиров на летное поле к автобусу происходил тоже со второго этажа, по двум крытым наклонным галереям. Позднее при переделке аэровокзального комплекса к Олимпиаде-80 эти галереи были снесены, и со стороны летного поля появился новый терминал с круглыми окнами, существовавший до недавней реконструкции. Все залы были объединены внутренними переходами. А бывший балкон сохранился, оказавшись в замкнутом «дворике» между залом № 2 и «Олимпийским» терминалом, и был навсегда закрыт.
Итак, мы спустились к автобусу. К самолету он вез нас довольно долго. Если стоянка базовых Ил-18, на которых мы летали в Сухуми раньше, была прямо против зала № 2 и чуть левее, то добираться до Ту-104-го, стоявшего где-то далеко справа, почти напротив бывшего АТБ, пришлось кружным путем. Сначала отъехали перпендикулярно терминалу вглубь летного поля, потом по часовой стрелке обогнули правые стоянки (кажется, там в 70-80 годы ставили транзитные борта), потом медленно маневрировали между самолетами. Наш Ту-104 стоял носом влево параллельно терминалам, и автобус подъехал к нему сзади. Мы вылезли и стали вертеть головами во все стороны. Удивительная картина – сейчас даже не верится: рядом с нашим Ту-104 стояли два Ил-14. По сравнению с Ту они вызывали меньше любопытства - уже тогда, в детстве, казалось, что это устаревшая техника… Эх, сейчас бы побывать на том летном поле…
Посадка в самолет осуществлялась через заднюю дверь. Трап показался ужасно высоким, а оперение самолета – огромным. Хорошо помню черные цифры бортового номера, конечно в памяти осталась «четверка» или «сорок два», но что потом – увы. С верха трапа успеваю рассмотреть выходное отверстие левого двигателя с прячущимися в полумраке лопатками. Салон. Судя по всему, это был Ту-104Б – у нас места в переднем салоне, и там рядов 5-6: слева 2, справа 3 кресла. У нас ряд 3 или 4 справа – окно расположено очень удобно, не всем рядам так повезло. Кресла, в отличие от Ил-18, с более толстыми спинками и подушками, одеты в светло-серые чехлы. Маленькая неприятность: в кармане спинки предыдущего ряда не убран использованный гигиенический пакет… Стюардесса убирает и извиняется… На подносах разносят традиционные в те годы конфеты «Взлетные» - обычно пассажиры берут по 2-3 штуки перед взлетом, а потом ждут, когда еще столько же можно будет взять перед посадкой.
Конечно, первый полет на Ту-104 запомнился только отдельными деталями. Звук двигателей мощный, со свистящими нотами, совершенно другой, чем у басовито-гудящего турбовинтового Ил-18. Разбег показался довольно долгим. Может потому, что мы сидели в первом салоне, отрыв произошел почти незаметно – край полосы с травой вдруг стал отдаляться. Подъем был некрутым, очень плавным, но устойчивым. Ну, а дальше… Конечно, все внимание тому, что в иллюминаторе.

(продолжение … по мере возможности).
 
О каком досмотре может идти речь, если на фото перронов в аэропортах 50-60 годов заборчик по пояс (часто обычный штакетник) с открытой на распашку калиткой. Максимум взвешивали ручную кладь и багаж. "Строгости" начались после гибели Надежды Курченко 15 октября 1970 года.
 
Почитал воспоминания Пассажир Ту-144 о его полёте на Ту-104 и решил поделиться и своими, раз люди интересуются этим делом. Может и мои кого-то заинтересуют. То, о чём уже рассказали, повторять не буду, внесу только свои детали. Я на этом типе летал много и часто (по тем временам), фактически каждый год в июле-августе, начиная с 1971-го, когда меня, двухлетнего тогда спиногрыза, родители впервые взяли в отпуск. Точнее, к тому времени я, по их мнению, уже подрос настолько, что уже не был совсем уж непроходимым тормозом, чтобы съездить в гости к родственникам на далёкую "историческую родину". Беда только в том, что лет мне тогда было ну уж очень мало, поэтому более-менее связные образы я сохранил уже от последних моих полётов на этой машине-в 1976-1977 гг.
Точно знаю и помню, что летали мы на Ту-104 всегда из Хабаровска в Алма-Ату и обратно с промежуточными в Чите и Новосибирске, а также пару раз в 1973 и 1976-м годах из Новосибирска в Алма-Ату, возможно тоже хабаровскими рейсами. Но тут не уверен, это могли быть и иркутяне. С большой долей вероятности думаю, что летал и из Владивостока, где мы, собственно и жили, в Хабаровск и назад, такие рейсы были. Не запоминал по малолетству, не говоря уже про бортовые номера, хотя авиацией уже тогда интересовался.
Но пора уже и к конкретике переходить. Довольно хорошо помню, как летели из Новосиба в Алма-Ату в 1976 г. Не знаю, почему-то именно тот полёт запомнил, хотя в том же году ещё возвращались из Алма-Аты в Хабаровск и в следующем ещё полный цикл туда-обратно из Владика. С этого и других рейсов запомнились отдельные детали, которые можно свести к какой-то единой картине. Помню слова бортпроводницы: "Рейс выполняет экипаж Дальневосточного управления гражданской авиации... Наш полёт проходит на высоте 9000 м со скоростью 800 километров в час." Вот точно запомнил, что именно эти скорость и высоту всегда объявляли. Помню забавные чёрные резиновые трубочки на концах крыла (тогда я ещё не знал, что это стекатели статического электричества). Ещё помню, что в салоне кресла, как минимум однажды, были по схеме 3+3, да и вообще, мы чаще всего сидели в тройном блоке, т.к. обычно летали втроём. Кресла, в принципе, похожи на те, что стояли потом на ранних Ту-154Б в 70-80-е годы, с обивкой серо-зелёного цвета, откидными столиками и пепельницами в подлокотниках. Кармашек с задней стороны впередистоящего кресла был сетчатый, из верёвочек с крупными ячейками, там постоянно лежали всем известные зелёные аэрофлотовские пакеты для сами знаете чего. Кстати, на Ту-104 они были весьма нелишней для меня вещью, т.к. регулярно тошнило на взлёте и посадке. Как только мы пересели на Ту-154, всё сразу прекратилось, уж не знаю почему. Может быть, дело в системе кондиционирования, может взлёт-посадка на этих самолётах производились по-разному, а может просто организм окреп с возрастом.
Иллюминаторы на Ту-104 были интересные-круглые, с серо-зелёными или серыми же матерчатыми шторками, и грома-аадные, не чета нынешним окошечкам. Вот только размещены они были через довольно большие промежутки, поэтому иногда, даже сидя у окошка, приходилось тянуть коротенькую шею либо к переднему ряду, либо изворачиваться назад.
Ещё, как мне кажется, помню Ту-104 с надписью у кабины пилотов Ту-104В. Я не знаю, были ли действительно машины с такой маркировкой типа на борту, но ведь существовала же на самом деле такая модификация, если не ошибаюсь, это были уплотнённые до 100 мест Ту-104А. Может, это был какой-то Ту-124, виденный мной на лётном поле, но были ли 124-ки с такой маркировкой и мог ли я их видеть в Хабаровске, Чите, Новосибирске, Алма-Ате и Владивостоке? Ведь там Ту-124 вроде не летали.
 
Последнее редактирование:
Очень извиняюсь, если не туда лезу, но есть такой коротенький фильм про легендарный ТУ-104

И еще вопрос: а почему самолеты ТУ , ТУ-104 в частности, перестали делать?? Хорошие же самолеты были!
p.s. И обидно как-то, когда говорят, что Конкорд-единственный в мире реактивный гражданский самолет(
[HASHTAG]#автоудаление[/HASHTAG]
 

Помню этот балкон! Когда мне было года 3 - 4, мне дедушка придумал развлечение: поехали во Внуково смотреть на самолёты! Смотрели как раз с этого балкона.

Потом услышали объявление: Желающих отправиться вертолётом в Быково приглашаем за билетами в кассу № ХХ! Побежали в кассу и с шиком прокатились на вертолёте в Быково. Впечатления на всю жизнь.
 
to maru
Вы когда-нибудь слышали как взлетает ТУ-104? Стекла на старте трясло как на вулкане, а от шума ничего не было слышно. Говорят, что куры дохли в районе аэродрома и жители написали жалобу Генеральному секретарю КПСС и он своим решением запретил полеты ТУ-104. Хотите верьте хотите не верьте.
 

Делают. Для госструктур (сейчас в основном версии спецназначения 214 для военных/президентстского авиаотряда, хотя на авиакоре даже выскребают остатки задела по 154 по 1-2 штуке раз в пару лет).
Про коммерческих заказчиков на 204 - все очень плохо, хотя до 2008-2010 еще наскребали понемногу. Несколько лет назад полетела модернизированная версия 204СМ, но с учетом состояния производства и опоздания к столу - реальными коммерческими заказами не пахнет. Можно про перспективы немного просветлится тут http://aviaforum.ru/threads/tu-204sm.27676/

Про 104 - вы бы еще спросили, почему перестали делать летающие лодки - лайнеры, или там Super Constelation. Их делали всего лет пять. Даже по тогдашним временам для пассажирских перевозок не сильно экономичные, да и с безопасностью тот еще швах (хотя по тем годам относительно приемлемая), так что еще хорошо, что свое вылетали по большей части, дожили до стыка 70-х и 80-х.

Хотя там с современниками все интересно - остатки DC-8 находятся где-то в районе летного состояния, английские Кометы мутировали в противолодочные Нимроды (сняты с вооружения в 2011), у американцев летает прорва KC-135 (близкий родственник Боинга 707). А у китайцев основной стратегический бомбардировщик - Xian H-6, он же лицензионный Ту-16 (из которого как раз Ту-104 и сделали).

PS Кто говорит?! Про "сверхзвуковой гражданский" еще понятно - но 144 таки с пассажирами полетать успел, правда, совсем немного.
 
Кто ж эту чушь говорит?
Может Вы имели в в виду свехзвуковой пассажирский самолёт? Конкорд действительно долгое время был на реальных коммерческих авиалиниях. Ту-144, к сожалению, нет. В этом случае разница. И поэтому Конкорд наиболее известен, тк его видели и знали. Конкорд летал по всему миру, помимо регулярной эксплуатации, и на чартерах и в для рекламы.
 
Ну, при желании могли впихнуть ТРДД. Но понятно, что ради менее чем 200 бортов париться никто не стал бы.
Пассажирская "Комета" (не в UK) летала же ещё в 1980-ых.
безопасностью тот еще швах (хотя по тем годам относительно приемлемая)
Да и по современным тоже. Катастрофу потерпели 11% парка. У 737, например, столько же или больше.
 
737 Original Важное дополнение. Там что-то около 16% Правда с поправкой на то, что они еще во всяких енях продолжали летать. Если после 2000-го года и то 15 штук побилось минимум (причем в Африке и Азии, поправка на местную специфику актуальна)
 
Последнее редактирование:
737 Original Важное дополнение. Там что-то около 16%
И "классик" тоже. А в целом по семейству/бренду так и получится ~10%. 200-ки, доработанные до Adv, летают до сих пор, т.ч., сравнение корректное.
Не только там. -200-Adv летали на Аляске и в Канаде, как минимум, до середины нулевых. А, может, и сейчас летают.

Возвращаясь к 104-му — уровень аварийности у него был в пределах общемировых значений. А с грамотными доработками он бы снизился. самолёт как самолёт, не хуже "Кометы".
 
Нафдлудили до "104 и его конкуренты"

Не хуже "Кометы" - с учетом ее ввода в эксплуатацию попахивает оскорблением Вроде к моменту списания некоторые 104 уже тысяч по тридцать набили, вполне себе достойный возраст. Не сказать, что не захотели возиться, как с ан-10 или ту-114 было. С учетом подборки типов, которые МГА вывело в 1976-1979, четко кажется, что просто решили - хватит пытаться довести до ума типы сделанные на базе военных, если 134/154 уже в крупной серии (ну и по большому счету кроме ан-10 скорее всего так и было).

737 по семейству - ща посмотрим (брал hull loss и выпуск из википедии):

Потеряно Поставлено %
Orig 184 1144 16,08%
Clas 50 1988 2,52%
NG 14 5530 0,25%
248 8662 2,86%
Не наберутся 10% потерянного списка.

Хотя по списку катастроф 104 таки видно характерное распределение - половина в первые пять лет эксплуатации, потом "обычные" пара катастроф за пять-шесть лет, потом в 71-73 несколько неудачных попыток похищения/подрывов, а потом привет советскому союзу из 70-х - валом пошел человеческий фактор/начали биться из-за общей перегруженности всего и вся.
 
Реакции: 2014
Нафдлудили до "104 и его конкуренты"
Хорошо. Ставим на а/у. (Хотя, один фиг, он не работает, но наша совесть чиста ).
Этого не понял.

Ну, в ГА, да, Ту-104 делать было уже нечего, я про военных, ведомственных (включая всякие ЛЛ).

Orig 184 1144 16,08%
Clas 50 1988 2,52%

Не наберутся 10% потерянного списка.
OK, пусть будет только Org+Cl.

[HASHTAG]#автоудаление[/HASHTAG]