Пассажир Ту-144
Местный
Ну, а теперь вернемся к теме о звуке двигателей ТУ-104. Тут я постараюсь передать не только свои воспоминания и ощущения, но позволю себе коснуться некоторых «теоретических» моментов, которые вроде бы очевидны, но почему-то никогда мне не встречались ни на страницах авиафорума, ни в каких-либо воспоминаниях, ни в других источниках. Если в чем-то ошибусь – поправьте, пожалуйста.
Как я уже упоминал в начале повествования, будучи в детстве на даче, бессчетное количество раз наблюдал идущие на посадку во Внуково газотурбинные лайнеры первого поколения – Ил-18, Ту-104, Ан-10. Звук «сто-четвертого», проносящегося на высоте 400-600 м днём на фоне синего неба, или прорывающегося к полосе 20 ночью в грозу под раскаты грома и шум дождя, помню хорошо. А тихими вечерами, когда дул юго-западный ветер, со стороны леса до нашей дачи долетал звук и с самого Внуково. Обычно это было гудение самолетов с турбовинтовыми двигателями, видимо, на взлетном режиме, который быстро затихал. Хорошо было слышно изменение тона ТВД при снятии винтов «с упора» при торможении и рулении. А вот звук реактивных Ту-104 в силу каких-то законов акустики где-то пропадал и слышен почти не был. И вот где-то в начале 70-х годов со Внуково иногда стал доноситься громоподобный «грохот». Бабушка говорила (она много летала в 50-60-е те годы пассажиром) – «Это самолет разбегается по полосе». Действительно, продолжительность «грохота» чаще всего совпадала с характерным промежутком времени на взлетном режиме от исполнительного старта до отрыва. Звук самолета после отрыва всегда быстро затихал. Поначалу, конечно, сложно было понять причину этого «грохота». В те годы над нами стали все чаще появляться новые машины второго поколения – Ту-134 и Ту-154 – тогда они проходили эксплуатационные испытания, а впоследствии прилетали во Внуково уже регулярно – кто к себе домой на базовый, а кто как транзит. И вот, будучи на аэродроме перед одним из путешествий к югу, мне наконец удалось увидеть, когда возникает «грохот». Издавали его Ту-154 и в меньшей степени Ту-134 на взлетном режиме. Позднее похожий «гром» мне удалось услышать и от других самолетов - Ил-62, Ил-76 и др. Почему же от Ту-104 такого звука нет, а от Ту-154 – есть? Думаю, причина в том, что РД-3м-500 более «тихоходный» двигатель с дозвуковым компрессором, а у НК-8-2У на Ту-154 первые ступени компрессора сверхзвуковые. То есть, на оборотах, близких к взлётным, окружная скорость на концах лопаток становится сверхзвуковой и начинает генерировать звуковые волны определенного спектра, в данном случае воспринимаемые как низкочастотный «грохот». Тут, наверное, нелишним будет заметить для неспециалистов: к скорости реактивной струи и тем более к скорости самолета это не имеет никакого отношения, они остаются дозвуковыми. Разумеется акустические особенности этого «грохота» определяются не только сверхзвуковыми лопатками, но и массой других причин, начиная от количества и расположения двигателей на самолете и заканчивая разнообразными резонансными явлениями конструкции силовой установки. Позднее, с появлением новых типов двигателей со сверхзвуковыми ступенями компрессоров, и работами по снижению шума авиационных двигателей, звуковые волны видоизменились и теперь воспринимаются по-разному. Уже на самолетах Ил-86 «грохот» стал более «низким» и «глухим», а на Ил-96 – почти совсем «глухим». Очень необычным казался вначале звук иностранной гражданской авиатехники, которую в те годы можно было наблюдать в Шереметьево. Старые самолеты типа Боинг-707, 727, DC8 да и другие по звуку были похожи на наши. А вот когда в конце 70-х стали появляться более поздние машины (примерно начиная с А300) и новые версии прежних самолетов вроде В737 с новыми двигателями, на взлетном режиме вместо «грома» все чаще стал слышен низкий, но мощный пульсирующий «звон».
Весной 1977 (с меньшей вероятностью 1978) года у нас в МИИГА проходил очередной ежегодный «Ленинский» субботник. Вместо традиционной уборки улиц нас повезли в Шереметьево на строительство зала прилета пассажиров, который возводился справа от главного терминала Ш1, обслуживающего тогда международные рейсы и некоторое число внутренних (Ленинград, Мурманск …). Этот субботник стал настоящим праздником. Здание было уже построено, и нас повели на крышу заниматься кровлей. Работа заключалась в том, чтобы разбрасывать по перекрытию утеплитель – керамзит. Минут 10-15 поразбрасываем, потом ждем минут 30, пока строители поднимут очередную партию. И так весь день. А в промежутках наслаждались жизнью аэропорта, которая была видна лучше, чем с диспетчерской вышки рядом. Новый международный аэровокзал в Шереметьево-2, строившийся к Олимпиаде-80, тогда еще едва просматривался, и все иностранные самолеты заруливали к Ш1, и были как на ладони. Великолепно были видны все рулежки, ВПП, да и сам отрыв самолетов от земли был прямо перед нами. Чего мы только не насмотрелись в этот день! Старенькие «Каравеллы», DC8, DC9, Боинг-707, 727, 737 первых поколений. 747-е в Шереметьево тогда не летали. Из крупных машин, кажется, был только L-1011 (если не ошибаюсь). Масса машин из социалистических стран, летавших на нашей технике – Ил-18 Интерфлюг, Ил-62 Таром, Ту-134 Малев… Ну и, конечно, наши: Аэрофлотовские Ил-62М ЦУМВС, немного Ту-154, а также скромные Ту-104 и Ту-134, прибывшие из Петербурга-Ленинграда и других северных и северо-западных городов. Настоящее раздолье для споттеров!
Вот когда удалось посмотреть особенности взлета-посадки и послушать звук двигателей почти всех известных на тот момент машин. В последующие годы, бывая на Учебной авиационно-технической базе института, которая тогда находилась в восточном секторе аэродрома (а не через дорогу, как с середины 80-х годов), можно было наблюдать и новую технику – из иностранцев появилсь А300, из наших - грузовые Ил-76. Иногда прилетала разная «экзотика» вроде Ан-12 и даже Ан-22. Кое-что помнится хорошо, кое-что подзабылось, но тогда на меня большое впечатление произвела специфика взлета некоторых иностранцев. Все наши машины, да и зарубежные лайнеры первых поколений начинали разбег традиционно: выход на взлетный режим, и только потом страгивание. А некоторые иностранцы «хулиганили»: остановившись на старте, давали «по газам» и начинали разбег, не дождавшись выхода на взлетный режим. Были и такие, которые, занимая полосу, не останавливались, а продолжали катиться, по ходу дела увеличивая режим и приступая к взлёту. Сейчас это не кажется странным – потом так стали взлетать даже наши Ил-96…
Но вернёмся к шуму двигателей. Помню взлет в Шереметьево одной новой машины с поразившим тогда громоподобно-звенящим звуком «Чооооо…» (лучшего буквенного сочетания не смог подобрать). Теперь же большинство современных невинтовых самолетов (В737, А320, В767 …) имеет на взлетном режиме характерный «звенящий» звук двигателей. Точнее, некоторое сочетание низких частот со «звоном».
Что же касается Ту-104, его звук на взлетном режиме для стороннего наблюдателя хоть и не производил «грохот» подобно Ту-154, но отличался необыкновенной мощью. Особенно когда ветер в вашу сторону...
Окончание следует.
Как я уже упоминал в начале повествования, будучи в детстве на даче, бессчетное количество раз наблюдал идущие на посадку во Внуково газотурбинные лайнеры первого поколения – Ил-18, Ту-104, Ан-10. Звук «сто-четвертого», проносящегося на высоте 400-600 м днём на фоне синего неба, или прорывающегося к полосе 20 ночью в грозу под раскаты грома и шум дождя, помню хорошо. А тихими вечерами, когда дул юго-западный ветер, со стороны леса до нашей дачи долетал звук и с самого Внуково. Обычно это было гудение самолетов с турбовинтовыми двигателями, видимо, на взлетном режиме, который быстро затихал. Хорошо было слышно изменение тона ТВД при снятии винтов «с упора» при торможении и рулении. А вот звук реактивных Ту-104 в силу каких-то законов акустики где-то пропадал и слышен почти не был. И вот где-то в начале 70-х годов со Внуково иногда стал доноситься громоподобный «грохот». Бабушка говорила (она много летала в 50-60-е те годы пассажиром) – «Это самолет разбегается по полосе». Действительно, продолжительность «грохота» чаще всего совпадала с характерным промежутком времени на взлетном режиме от исполнительного старта до отрыва. Звук самолета после отрыва всегда быстро затихал. Поначалу, конечно, сложно было понять причину этого «грохота». В те годы над нами стали все чаще появляться новые машины второго поколения – Ту-134 и Ту-154 – тогда они проходили эксплуатационные испытания, а впоследствии прилетали во Внуково уже регулярно – кто к себе домой на базовый, а кто как транзит. И вот, будучи на аэродроме перед одним из путешествий к югу, мне наконец удалось увидеть, когда возникает «грохот». Издавали его Ту-154 и в меньшей степени Ту-134 на взлетном режиме. Позднее похожий «гром» мне удалось услышать и от других самолетов - Ил-62, Ил-76 и др. Почему же от Ту-104 такого звука нет, а от Ту-154 – есть? Думаю, причина в том, что РД-3м-500 более «тихоходный» двигатель с дозвуковым компрессором, а у НК-8-2У на Ту-154 первые ступени компрессора сверхзвуковые. То есть, на оборотах, близких к взлётным, окружная скорость на концах лопаток становится сверхзвуковой и начинает генерировать звуковые волны определенного спектра, в данном случае воспринимаемые как низкочастотный «грохот». Тут, наверное, нелишним будет заметить для неспециалистов: к скорости реактивной струи и тем более к скорости самолета это не имеет никакого отношения, они остаются дозвуковыми. Разумеется акустические особенности этого «грохота» определяются не только сверхзвуковыми лопатками, но и массой других причин, начиная от количества и расположения двигателей на самолете и заканчивая разнообразными резонансными явлениями конструкции силовой установки. Позднее, с появлением новых типов двигателей со сверхзвуковыми ступенями компрессоров, и работами по снижению шума авиационных двигателей, звуковые волны видоизменились и теперь воспринимаются по-разному. Уже на самолетах Ил-86 «грохот» стал более «низким» и «глухим», а на Ил-96 – почти совсем «глухим». Очень необычным казался вначале звук иностранной гражданской авиатехники, которую в те годы можно было наблюдать в Шереметьево. Старые самолеты типа Боинг-707, 727, DC8 да и другие по звуку были похожи на наши. А вот когда в конце 70-х стали появляться более поздние машины (примерно начиная с А300) и новые версии прежних самолетов вроде В737 с новыми двигателями, на взлетном режиме вместо «грома» все чаще стал слышен низкий, но мощный пульсирующий «звон».
Весной 1977 (с меньшей вероятностью 1978) года у нас в МИИГА проходил очередной ежегодный «Ленинский» субботник. Вместо традиционной уборки улиц нас повезли в Шереметьево на строительство зала прилета пассажиров, который возводился справа от главного терминала Ш1, обслуживающего тогда международные рейсы и некоторое число внутренних (Ленинград, Мурманск …). Этот субботник стал настоящим праздником. Здание было уже построено, и нас повели на крышу заниматься кровлей. Работа заключалась в том, чтобы разбрасывать по перекрытию утеплитель – керамзит. Минут 10-15 поразбрасываем, потом ждем минут 30, пока строители поднимут очередную партию. И так весь день. А в промежутках наслаждались жизнью аэропорта, которая была видна лучше, чем с диспетчерской вышки рядом. Новый международный аэровокзал в Шереметьево-2, строившийся к Олимпиаде-80, тогда еще едва просматривался, и все иностранные самолеты заруливали к Ш1, и были как на ладони. Великолепно были видны все рулежки, ВПП, да и сам отрыв самолетов от земли был прямо перед нами. Чего мы только не насмотрелись в этот день! Старенькие «Каравеллы», DC8, DC9, Боинг-707, 727, 737 первых поколений. 747-е в Шереметьево тогда не летали. Из крупных машин, кажется, был только L-1011 (если не ошибаюсь). Масса машин из социалистических стран, летавших на нашей технике – Ил-18 Интерфлюг, Ил-62 Таром, Ту-134 Малев… Ну и, конечно, наши: Аэрофлотовские Ил-62М ЦУМВС, немного Ту-154, а также скромные Ту-104 и Ту-134, прибывшие из Петербурга-Ленинграда и других северных и северо-западных городов. Настоящее раздолье для споттеров!
Вот когда удалось посмотреть особенности взлета-посадки и послушать звук двигателей почти всех известных на тот момент машин. В последующие годы, бывая на Учебной авиационно-технической базе института, которая тогда находилась в восточном секторе аэродрома (а не через дорогу, как с середины 80-х годов), можно было наблюдать и новую технику – из иностранцев появилсь А300, из наших - грузовые Ил-76. Иногда прилетала разная «экзотика» вроде Ан-12 и даже Ан-22. Кое-что помнится хорошо, кое-что подзабылось, но тогда на меня большое впечатление произвела специфика взлета некоторых иностранцев. Все наши машины, да и зарубежные лайнеры первых поколений начинали разбег традиционно: выход на взлетный режим, и только потом страгивание. А некоторые иностранцы «хулиганили»: остановившись на старте, давали «по газам» и начинали разбег, не дождавшись выхода на взлетный режим. Были и такие, которые, занимая полосу, не останавливались, а продолжали катиться, по ходу дела увеличивая режим и приступая к взлёту. Сейчас это не кажется странным – потом так стали взлетать даже наши Ил-96…
Но вернёмся к шуму двигателей. Помню взлет в Шереметьево одной новой машины с поразившим тогда громоподобно-звенящим звуком «Чооооо…» (лучшего буквенного сочетания не смог подобрать). Теперь же большинство современных невинтовых самолетов (В737, А320, В767 …) имеет на взлетном режиме характерный «звенящий» звук двигателей. Точнее, некоторое сочетание низких частот со «звоном».
Что же касается Ту-104, его звук на взлетном режиме для стороннего наблюдателя хоть и не производил «грохот» подобно Ту-154, но отличался необыкновенной мощью. Особенно когда ветер в вашу сторону...
Окончание следует.