Ту-104 - воспоминания очевидца

Реклама
to maru
Вы когда-нибудь слышали как взлетает ТУ-104? Стекла на старте трясло как на вулкане, а от шума ничего не было слышно. Говорят, что куры дохли в районе аэродрома и жители написали жалобу Генеральному секретарю КПСС и он своим решением запретил полеты ТУ-104. Хотите верьте хотите не верьте.
Нет, не слышала, меня тогда еще на свете не было:) но самолет -красавец! Там один кокпит чего стоит:)
[HASHTAG]#автоудаление[/HASHTAG]
 
Вот интересная короткометражка:


Очень жаль, что их теперь не выпускают, этих гордых белых птиц...
Дух захватывает, когда самолет опускает голову и поднимает!
 
Вы когда-нибудь слышали как взлетает ТУ-104? Стекла на старте трясло как на вулкане, а от шума ничего не было слышно.
Это неправда. Я и летал на 104 и видел его с земли и служил потом там, где базировались Ту-16. Ничего примечательного даже в сравнении с Ту-134. В салоне последнего потише будет. Но это скорее от расположения двигателей так. А у ж по сравнению с Б-707, Ту-104 шептун.

Говорят, что куры дохли в районе аэродрома и жители написали жалобу Генеральному секретарю КПСС и он своим решением запретил полеты ТУ-104.
Что за бред?

Хотите верьте хотите не верьте.
Говорят, шпионы воду отравили самогоном.
Ну а хлеб теперь из рыбной чешуи. (с)
 
Реально. Но это была официальная причина, объявленная для широкой общественности. Реальную теперь можно сказать. Дохнуть не дохли, но переставали доиться, а птичье молоко было стратегическим ресурсом и дело так оставлять было нельзя. Пришлось прикрыть Ту-104.


[HASHTAG]#автоудаление[/HASHTAG]
 
Да уж, про кур это сильно сказано. Я 10 первых лет жизни болтался по разнообразным аэропортам Советского Союза, когда 104-е ещё летали, да и сам, как уже писал выше, летал на них множество раз, и ничего, со слухом у меня всё в порядке, и я не забивался от страха под мамину юбку, когда Ту-104 шёл на взлёт. В Алма-Ате у одной из моих тётушек дом стоял (и сейчас стоит) аккурат под глиссадой, километрах в 6-ти от ауэжая. Правда, кур у неё не было, но зато в протекавшей через участок речушке постоянно плавали соседские утки и гуси, так они не обращали никакого внимания на взлетающие и садящиеся самолёты, что сейчас, что в 70-е.
 
Продолжаем…
Да, действительно, досмотр в аэропортах появился после гибели Надежды Курченко. Это несколько отвлечет нас от темы, но всё же. По моим детским воспоминаниям, раньше при объявлении посадки в самолет родители предъявляли в здании аэровокзала билеты и свои паспорта, а также метрики (свидетельства о рождении) нас, детей. Все это проверялось довольно тщательно, после чего пассажиры проходили в накопитель. А вот в конце июля - начале августа 1973 года, когда мне предстоял первый в жизни полет на мечте того времени – новом авиалайнере Ту-154, приехав во Внуково, мы обнаружили, что открытые раньше места прохода пассажиров к накопителям отгорожены непрозрачными перегородками. Над дверями в этих перегородках висели табло с номером рейса. Пройдя внутрь, пассажиры предъявляли билеты и паспорта, а затем проходили через те самые рамки, которые в дальнейшем стали непременным атрибутом подобных зон досмотра. Рядом с рамками стояли сотрудники в милицейской форме, они и контролировали проходящих. У кого-то звенели ключи, у кого-то – пряжки на брючном ремне, а у кого-то даже металлические пуговицы на форменной аэрофлотовской одежде (знаю по собственному опыту). Транспортеры для просвечивания багажа появились несколько позже, когда – точно не скажу. А в полете 1973 года рейс Москва-Сухуми сопровождался сотрудником правоохранительных органов: когда из переднего салона Ту-154 мне потребовалось выйти в туалет, находящийся сзади кабины экипажа, в тамбуре я обнаружил сидящего напротив входной двери на откидном сидении человека в штатском с кобурой на поясе. На меня он не обращал никакого внимания, хотя я разглядывал его около минуты, пока освободится туалет…
 
Реклама
Продолжаем наш полет 20 июня 1970 года на Ту-104.

С братом договорились так: взлет и первую половину полета у окошка сидит он, вторую половину и посадку – уступает мне. Джентльменское соглашение было выполнено. С точки зрения нас, детей, Ту-104 несколько уступал ранее освоенному Ил-18 в части комфорта. Если не ошибаюсь, в те годы не существовало единого стандарта пассажирские кресла. Во всяком случае, почти на всех самолетах они были разные. На Ту-104 пассажирские кресла были чуть шире, объемнее и мягче, чем на Ил-18. Это позволяло понежиться, но затрудняло главное, что интересно детям: не отрываясь, смотреть в окошко. Кресла Ил-18 были лишены этого «недостатка», а его круглые окна были расположены как-то удачнее, не вызывая утомления при долгом смотрении за борт. Вообще салон Ил-18 несколько опередил свое время, став неким прототипом салонов более поздних пассажирских машин. Это при том, что кресла Ил-18 в те годы заметно отличались от более поздних моделей, установленных, скажем, в Ту-134 и Ту-154: они были более массивные, с широкими кожаными подлокотниками, с выдвижными пепельницами, с другой конструкцией пряжек привязных ремней.
Полет в первом салоне Ту-104 нам показался несколько скучнее, чем на Ил-18: там можно было видеть остроконечные коки и вращающиеся винты, сливающиеся в сплошной круг… Еще Ту-104-й отличался багажными сетками над креслами вместо полноценных полок, сделанных на Ил-18. Но у Ту-104 была своя неповторимая особенность – большие овальные белые плафоны потолочных светильников, своего рода дизайнерский изыск тех времен. Старшее поколение помнит распространенные в 60-е и начале 70-х годов знаменитые «тарелки» - круглые, овальные и даже треугольные стеклянные плафоны - молочно-белые и с цветным рисунком – ультрамодные «люстры», соответствующие стилю эпохи. В этом отношении наш Ту-104 был абсолютно передовой машиной…
Пришло время, и мы с братом отправились в хвост, посетить расположенный там туалет. Прошли через кухню и большой салон. По мере продвижения назад шум от реактивных двигателей нашего самолета заметно нарастал. Запомнилось, что в конце заднего салона кресел было мало. Прошли мимо входной двери. Там стоял просто оглушительный шум, точнее, рев и свист от наших РД-3М-500. У нас, мальчишек, это вызывало восторг – разве может не понравиться, когда слышишь в нескольких сантиметрах от тебя такую мощь? Но, признаюсь, постоянно сидеть там было бы весьма некомфортно…
Тут, пожалуй, главное отличие внутреннего звука двигателей Ту-104 от лайнеров второго поколения – Ту-134 и Ту-154. Кто летал на них и ходил, простите, в хвостовые туалеты, знает: шум их двигателей напоминает ровный низкий гул - гудение без всякого намека на свист, который можно услышать снаружи. Особенно это заметно, если, помечтав, приложить ухо к округлой стенке туалета… В Ту-104-м все наоборот: реактивная струя обтекает часть фюзеляжа, и свист хорошо слышен. Понимаю, что слово «свист» тоже весьма условно, но я не музыкант, более подходящего слова пока не подобрал. Вообще, про звук двигателей Ту-104 на форуме как-то поднималась тема - чуть позже постараюсь дополнить свои впечатления.
А пока вернемся на свое место в переднем салоне.
Вот стюардесса разносит напитки. На пластиковом поддоне стоят знаменитые «Аэрофлотовские» чашечки – кажется, они были прозрачными, из неприглядной серой пластмассы их стали делать позже. По традиции, в половине чашечек пузырится желтый лимонад, в половине – прозрачная минеральная вода. Когда мы летели на юг на Ил-18, нас кормили – полет длился больше двух с половиной часов (на Ил-18 традиционно объявляли, что "полет проходит со скоростью 650 км в час"). А вот про завтрак на Ту-104 не помню… Но воду, как и конфеты, разносили дважды.

Продолжение следует…
 
фотки отличные. Почет и уважение энтузиастам. Но текст... Как правильно в одном из комментариев написали - гуманитарии головного мозга
Ну да, сенсационно излишне. У Вульфова него и про жд сплошная сенсационность и хруст французской булки. Ушел искать Селякова.
[HASHTAG]#автоудаление[/HASHTAG]
 
Друзья, затянул с повествованием. Наш полет на Ту-104 продолжается. В разное время на форуме обсуждались несколько тем, касающихся впечатлений и ощущений тех, кто летал на нем: с точки зрения пилотов и с точки зрения пассажиров. В частности, кто-то из летного состава рассказывал, что на «сто-четвёртом» старались заранее, максимально точно выйти на траекторию предпосадочного снижения, чтобы избежать существенной корректировки курса и тангажа на глиссаде. А ещё кто-то, в силу возраста не заставший времена эксплуатации газотурбинных лайнеров первого поколения, интересовался звуком двигателей тех машин и прочими интересными деталями… Особенности шума в салоне Ту-104 мы уже немножко обсудили, и в ходе воспоминаний вернемся к этой теме.
Итак, проследовав из хвостовых туалетов назад в передний салон, мы физически ощутили, насколько здесь тише и уютнее… Кстати говоря, ступеньку на полу салона в районе центроплана по тому первому полету я помню плохо. Ступенька, конечно, была, но не думаю, что для пассажиров это являлось чем-то из ряда вон выходящим. Да, безопасность, да, неудобство для бортпроводников… Можно ли теперь критиковать за такое? Ради смеха, лучше обратите внимание на некоторые модели современных городских автобусов ЛиАЗ – на гладком полу стоят чуть ли не 25 процентов кресел, остальные подняты – кто на подиум, кто на высокий постамент, кто лежит на надколёсной нише, половина кресел развернута назад, даже ноги некуда поставить. Салон такого автобуса не просто неудобен и неэстетичен, это – настоящий театр абсурда!
Вернувшись, меняемся с братом местами: теперь я сижу у окошка по правому борту до самой посадки. Облака. Предгорья Кавказа. Ждем самый интересный момент: пересечение береговой линии Черного моря и снижение. Начинает закладывать уши – на 104-м это было куда заметнее, чем на Ту-154, скажем – другая программа регулирования давления. Да и ступенчатое снижение, часто используемое на более поздних машинах, в то время, похоже, не практиковалось. Снижаемся – значит снижаемся! Сосём конфеты «Взлётные» (почему нет «Посадочных»?). Ослепительный блеск морской поверхности, отливающий золотом. Посадка с моря в Бабушере (Сухуми) чем-то напоминает посадку в Сочи, с той разницей, что аэропорт расположен на обширном мысу, а полоса ориентирована больше с востока на запад. С довольно сильным левым креном на четвертом развороте пересекаем береговую линию в сторону суши. Нереальное ощущение оставляют «замершие» волны на поверхности моря – за те секунды, когда при снижении становятся видны детали морской поверхности, рябь и пенные языки на берегу кажутся неподвижными. Снижение на предпосадочном курсе действительно запомнилось полным отсутствием маневров самолета – будто летчик прицелился и ведет машину по натянутой струне. Наподобие подлета к Адлеру, пересекаем широкое русло реки. Справа тянется череда домиков местных жителей. Буйство южной зелени. Полоса. Касание, скажем так, не самое мягкое. После касания в шуме двигателей никаких изменений – реверса на Ту-104 нет. Едва заметный рывок – скорее всего, выпуск тормозного парашюта (в те годы я конечно не знал, что и на Ту-104 есть тормозной парашют. Позже неоднократно видел этот купол серого цвета, когда наблюдал посадку «сто-четвертых»). Заруливаем, останавливаемся (по памяти, метрах в 150-200 от старого аэровокзала, нового тогда не было).
С сожалением покидаем насиженные кресла. Выход, как и вход, через заднюю дверь. Из прохладного салона попадаем под лучи южного Солнца, несмотря на утренний час, температура градусов 25. И вот впечатление, оставшееся на всю жизнь: спускаясь по трапу, нас буквально обдаёт жаром из выходного отверстия недавно остановившегося левого двигателя «сто-четвертого». Внутри, в полумраке сопла, поблёскивают прокопченные лопатки турбины…
Вот интересно, какой борт СССР-42… нас тогда вёз? Если только Добрый Волшебник вычислит…

Продолжение следует.
P.S. Уважаемые модераторы, мне кажется, эта ветка всё-таки ближе к "Чёрному ангару". Или...?
 
Чтобы вычислить, надо знать год, месяц, а лучше всего ещё и номер рейса
Уважаемый Добрый Волшебник, в предыдущих сообщениях несколько раз упоминается дата этого полета на Ту-104 - 20 июня 1970 года, рейс Внуково-Сухуми, время вылета примерно 7 утра мск. Предполагаю, что это был Ту-104Б, т.к. в первом салоне было примерно 6-7 рядов (по воспоминаниям).
 
Кандидатов довольно много, если Ту-104Б, то 7 штук: 42414, 42416, 42417, 42469, 42499 или 42500.
Предполагаю, что это был Ту-104Б, т.к. в первом салоне было примерно 6-7 рядов (по воспоминаниям).
В 1970 году и Ту-104А и Ту-104Б Внуковского ОАО имели одинаковую компоновку на 110 кресел.
 
Спасибо. Но у Ту-104Б в первом салоне по три окна слева и справа, а на Ту-104А по два... Так что скорее всего "Б". Ещё где-то на форуме (кажется, в старых расписаниях) встречал информацию, что по такому маршруту могли летать и Тбилисские Ту-104 Грузинского управления. Или исключено?
 
Реклама
В 1969 году было два рейса Москва-Сухуми Грузинского управления. Насколько помню (но могу ошибаться), в 1970 году этих рейсов уже не было.
 
Назад