Друзья, затянул с повествованием. Наш полет на Ту-104 продолжается. В разное время на форуме обсуждались несколько тем, касающихся впечатлений и ощущений тех, кто летал на нем: с точки зрения пилотов и с точки зрения пассажиров. В частности, кто-то из летного состава рассказывал, что на «сто-четвёртом» старались заранее, максимально точно выйти на траекторию предпосадочного снижения, чтобы избежать существенной корректировки курса и тангажа на глиссаде. А ещё кто-то, в силу возраста не заставший времена эксплуатации газотурбинных лайнеров первого поколения, интересовался звуком двигателей тех машин и прочими интересными деталями… Особенности шума в салоне Ту-104 мы уже немножко обсудили, и в ходе воспоминаний вернемся к этой теме.
Итак, проследовав из хвостовых туалетов назад в передний салон, мы физически ощутили, насколько здесь тише и уютнее… Кстати говоря, ступеньку на полу салона в районе центроплана по тому первому полету я помню плохо. Ступенька, конечно, была, но не думаю, что для пассажиров это являлось чем-то из ряда вон выходящим. Да, безопасность, да, неудобство для бортпроводников… Можно ли теперь критиковать за такое? Ради смеха, лучше обратите внимание на некоторые модели современных городских автобусов ЛиАЗ – на гладком полу стоят чуть ли не 25 процентов кресел, остальные подняты – кто на подиум, кто на высокий постамент, кто лежит на надколёсной нише, половина кресел развернута назад, даже ноги некуда поставить. Салон такого автобуса не просто неудобен и неэстетичен, это – настоящий театр абсурда!
Вернувшись, меняемся с братом местами: теперь я сижу у окошка по правому борту до самой посадки. Облака. Предгорья Кавказа. Ждем самый интересный момент: пересечение береговой линии Черного моря и снижение. Начинает закладывать уши – на 104-м это было куда заметнее, чем на Ту-154, скажем – другая программа регулирования давления. Да и ступенчатое снижение, часто используемое на более поздних машинах, в то время, похоже, не практиковалось. Снижаемся – значит снижаемся! Сосём конфеты «Взлётные» (почему нет «Посадочных»?). Ослепительный блеск морской поверхности, отливающий золотом. Посадка с моря в Бабушере (Сухуми) чем-то напоминает посадку в Сочи, с той разницей, что аэропорт расположен на обширном мысу, а полоса ориентирована больше с востока на запад. С довольно сильным левым креном на четвертом развороте пересекаем береговую линию в сторону суши. Нереальное ощущение оставляют «замершие» волны на поверхности моря – за те секунды, когда при снижении становятся видны детали морской поверхности, рябь и пенные языки на берегу кажутся неподвижными. Снижение на предпосадочном курсе действительно запомнилось полным отсутствием маневров самолета – будто летчик прицелился и ведет машину по натянутой струне. Наподобие подлета к Адлеру, пересекаем широкое русло реки. Справа тянется череда домиков местных жителей. Буйство южной зелени. Полоса. Касание, скажем так, не самое мягкое. После касания в шуме двигателей никаких изменений – реверса на Ту-104 нет. Едва заметный рывок – скорее всего, выпуск тормозного парашюта (в те годы я конечно не знал, что и на Ту-104 есть тормозной парашют. Позже неоднократно видел этот купол серого цвета, когда наблюдал посадку «сто-четвертых»). Заруливаем, останавливаемся (по памяти, метрах в 150-200 от старого аэровокзала, нового тогда не было).
С сожалением покидаем насиженные кресла. Выход, как и вход, через заднюю дверь. Из прохладного салона попадаем под лучи южного Солнца, несмотря на утренний час, температура градусов 25. И вот впечатление, оставшееся на всю жизнь: спускаясь по трапу, нас буквально обдаёт жаром из выходного отверстия недавно остановившегося левого двигателя «сто-четвертого». Внутри, в полумраке сопла, поблёскивают прокопченные лопатки турбины…
Вот интересно, какой борт СССР-42… нас тогда вёз? Если только Добрый Волшебник вычислит…
Продолжение следует.
P.S. Уважаемые модераторы, мне кажется, эта ветка всё-таки ближе к "Чёрному ангару". Или...?