Мужики, чего-то вспомнил... Дальний восток, Хурба, -35, метель., 1986 год.
Иду с полетов в городок. Сзади машина едет. Дернуло оглянуться и вовремя, успел пригнуться, а надо мной пронеслась отведенная в сторону мачта АПА. Как заметил, мело ведь и фарами слепило... А то бы шарахнуло по балде и нашли б утром. Потом слышу- бабах!!! Ворота там были через метров 500. Гы...
---------- Добавлено в 13:10 ----------
Когда наступила эра реактивной авиации, после войны, борисоглебцы (курсанты Борисоглебского летного училища) одними из первых стали осваивать лучший самолет той поры МиГ-15. Самолет был непростой, но кто его освоил, уже мог летать на любой машине.
В сентябре 1956 года это блестяще доказал выпускник Борисоглебского училища генерал А.С. Благовещенский не только у себя в Союзе, а и за границей - в Англии.
А дело было так. На английском аэродроме Фарнборо проходил авиационный праздник. Гвоздь программы - показ новейшего английского сверхзвукового истребителя 'Хантер', который должен был 'утереть нос русским'. Среди многочисленных иностранных гостей находился и генерал А.С Благовещенский. Когда, выполнив фигуры высшего пилотажа, самолет приземлился, маршал авиации Честер представил нашему генералу летчика-истребителя Бикфора и поинтересовался мнением Благовещенского о самолете.
- Я летчик, - улыбаясь, ответил он. - О самолете могу судить, когда слетаю на нем.
- Вы смогли бы взлететь на 'Хантере'?
- Почему же нет? Если вы разрешите...
- Должен вам сказать, - вмешался в разговор Бикфор, - что на 'Хантере' система управления отличается от других.
- Разберусь! - твердо сказал Благовещенский.
- Много времени вам надо, чтобы разобраться?
- Десять минут. Значит, вы разрешаете летать на 'Хантере'?
- Видите ли, - замялся Честер, отыскивая повод для отказа, - я могу согласиться на ваш полет. Но если за десять минут вы не сможете разобраться в приборах, то не полетите.
Получив шлем и костюм, Благовещенский направился к самолету. Маршал Честер понимал, что допустил ошибку: ведь самолет считался совершенно секретным.
Но разговор происходил на людях, и просто так отменить полет было не совсем тактично... Оставалось надеяться на то, что за десять минут русский летчик не разберется в приборах, тем более он не знает английского языка. Но когда истекали последние секунды, взревел двигатель, 'Хантер' вырулил на старт и взлетел. Благовещенский повторил программу пилотажа Бокфора, потом добавил кое-что от себя и изящно посадил машину.
Хозяева и многочисленные гости авиационного праздника были потрясены увиденным. Маршал Честер подарил советскому летчику высотный гермошлем с надписью 'Красному асу Благовещенскому, который поразил нас'. А летчик Бикфор вручил фотографию 'Хантера' с еще более красноречивыми словами: 'Лучшему асу мира'. На следующий день эти слова подхватила вся мировая пресса.
---------- Добавлено в 13:12 ----------
1989 год, решили в 302 апиб подправить показатели в плане готовых пилотов по морским целям, для чего организовали перелет из Переяславки в Воздвиженку и там поработать на морском полигоне Рейнике. Задумано - сделать, чего кота тянуть.
1 аэ была после Какайтов и командир АП ее состав не трогал, поэтому воевать могли все, осталось самая малость, чтоб все пускали УP и по воде пуляли & бомбили. Перелет делали прямо с эскадрильской стоянки, запускали и потихоньку на полосу, далее парами с обратным курсом взлет и строго на юг (как перелетные птицы). Юрка Скориков ведущий, я ведомый (несмотря на все указивы сверху, командир АП Тамаровский не разбивал пары однокашников - одного года выпуска и еще с одной летной школы, так и были пары Скориков-Четвертаков и Павлов-Крюков)
Запустили на своей стоянке от аккумуляторов, Юрик уже готов, а я не могу ПТО-2 включить, ПТО-1 включился, а это фиг вам и нам. Начал перещелкивать его и что в его цепи висит - дулечку - выходной у него сегодня.
Тут Юрка принял правильное решение укатить со стоянки на полосу - може я по дороге догоню, а кроме того, остальные смогут выруливать, чтоб его не задувать. Юрик уехал, я остался, процесс щелканием АЗС продолжается, техсостав начал уже волноваться, чего далее будет, запасных бортов нету, ЛТУ аэ все же и прочее.
Когда Юрка занял ВПП, еще была надежда все получится штатно, однако следующая пара тоже подкатила к ВПП и процесс отлета застопорился полностью, тогда РП Юрке - давай в ближайшую РД, а потом, когда ведомый подрулит, вы с разных сторон займете полосу. Есть! и Юрка укатил к РД и по ней стал переруливать снова к началу ВПП.
Наконец-то ПТО-2 устало от слов в его адрес и заработал - ура-а-а и я понесся к ВПП, на ходу докладывая, что все о'кей и я готов. Юрик тоже побыстрее к полосе помчался. Вырулил он, я с другой стороны, справа на месте, "обороты", качок стабилизатором - бросай тормоза, еще качок стабилизатором - ПФ и процесс взлета пошел.
После набора высоты сосать крыло не стал и отошел метров 300м, лететь против солнца в плотном порядке - фигня полная.
Поставили крыло 45 и вперед на Воздвиженку. Пришли туда, зашли, распустились, и на посадку с круга, а там полеты Ту-16, класс показываем, все на ближний заворачивают, не халям – балям, ИБА прилетело в гости, хотя там свои ИБА были – 523 апиб.
Зарулили на ЦЗТ, техники - все нормально? – нормально! и идем к курилке, там уже наши тусуются. Тут раздается мат, перекрывающий шум от взлетающего Ту-16 и зам по ИАС Калюжный низко летит к нам, практически не перебирая ногами:
- Чего?!
- Там писец, половины крыла нет!!!
- Ты че! совсем???
- Сами смотрите!!!
Теперь подрываются все и несутся на 53 борт - абалдеть, левое крыло ПЧК наполовину отсутствует, ровно до половины нету и все. Мда. Слов нету, это надо видеть - шгуты, провода, дюраль надорванный....
Меня сразу в сторону и руки за спину - где и как я протаранил ведущего, а Юрика тоже пытают - ты чего совсем приторчал в полете - тебе полкрыла отрезали, а ты не почувствовал - сейчас вы оба почувствуете кое-что, кое-где, но точно, что сзади.
Мой 54 борт ИАС уже облизывает в поисках хоть чего-нибудь, что могло доказать, что я Таллалихин, а нету ничего и все. Искать еще, пока не найдете – прошла команда. Тута уже и все остальные сели, их тоже начали облизывать в поисках таранных ударов.
Туту с КПИ голосят - командиру АЭ ком полка звонит ваш, чего хочет. Понурив голову комэска пошел на КПИ - чего докладать, мол перелет прошел нормально, но потеряли полкрыла и следов тарана нету - кто в это поверит???
Поднимает трубку он:
- Слушаю
- Михалыч, ты тут ничего у нас на аэродроме не оставил??
- А чего мы могли забыть??
- А сам не догадываешься??
- Да много чего могли забыть ненужного...
- А если подумать???
- Не-е-е, взяли с собой все, что надо, а если что потеряли вдруг....
- Правильно мыслишь!!!!
- Я тоже на это надеюсь....
- Короче, чего у тебя там нету – тута в роторе осталось!
- Где????!!
- В роторе, Скориков, когда переруливал, зацепил ковш снегоуборочного ротора и оставил там некоторые запчасти.
- ....., мать, ....., бабушка, ...... - другие родственники тоже сгодились в милой беседе отцов-командиров
- А как долетели???
- Нормально, выяснили это после заруливания на стоянку
- ....., мать, не фига себе!!!!
Поговорили они так несколько минут…
- Делать чего будем – командир, а?..
Давай мы тебе отсюда новое ПЧК пришлем, в местной ТЭЧи поменяют – правда такого ремонту еще не делали - научатся заодно. Начались переговоры на более высоком уровне – командир АП с командиром АП. Через часик 53 борт покатили в ТЭЧ, а позднее, когда стемнело, прилетел Ан-26 с нужной частью.
Оторвало ПЧК до узла навески и управления элероном, что и спасло самолет с летчиком, иначе элерон просто выпал бы на землю еще на рулении, а что было бы на взлете – это уже из области аэродинамики.
Полетали на море, и когда собрались домой, через недельки дне, отдали нам наш 53 с новой ПЧК и правильно закамуфлированной и потертой – чтоб никто не узнал…..
Вот таки самолеты делали в ОКБ Сухого
Так почему-то посреди РД стоял снегоуборочный агрегат на базе КрАЗа - чего он делал и куда ехал - тайна ОБАТО, боец неожиданно для себя на РД увидел, что в лоб рулит самолет и быстрее на отводную РД, что в ЖБУ ведет, а целиком он туда не влез и встал, как получилось. Юрик мимо проезжая не учел, что крыло 30 и КРаЗ стоит близко, отрезал «лишние» полтора метра крыла.
---------- Добавлено в 13:14 ----------
1987 год, показ всей военной техники - от пистолета до ракет средней дальности на аэродроме Шпренберг. От 730 апиб зарядили меня и погнал я Су-17м4, благо лететь рядом, только вокруг Берлина. Погода средне германская, дымка, видимость 2-3 км, что вообще уже неплохо.
Сел, аэродром вообще чужой, так одни транспортники тусуются, по командам PП заруливаю, добрался до отведенного места, где показ будет, выключился. Техники которые были - заталкивают. Все, стоп колеса и ставь колодки. Вылез, рядышком стоит МиГ-27к, с другого бока Су-24, за ним Су-24м. В небе гул продолжается - слетается матчасть все типов и видов. МиГ-29 подкатил, затолкали его - блин тяжелый он однако толкать на ручном приводе - пригнал его Женя Егоров из Витштока.
Ждем далее, базар - вокзал идет, подкатывает Су-25 - до этого мы его видели, так что интереса не представлял. Смотрим, пилот мостится прорулить за хвостами и встать на место, техники ему - давай затолкаем, он им руками - кыш от самолета, сам заеду и порулил. Ему виднее, ждем, когда он начал разворачиваться, хрусть чего там и более ничего не слышно, он лихонько доварачивает и прямо на нужное место встал. Выключился, вылез - нач ВОТП из Брандиса (ФИО блин выпало).
На аэродром приходили другие вертолеты и самолеты, ждем всех. Где-то минут через 20-30 мин из-за хвостов самолет начинает раздоваться мат - пойдем посмотрим - не хрена себе, чего там такое матерное есть. Столб с проводами лежит, а соседнии стоят, провода понятно оборваны. Это связитсы пришли искать - чего связь между аэродромом и городком пропала.
Вот она "пропажа" и лежит в снегу. Ежу понятно, что столбы сами не падают, даже деревянные и старые. До нас начинает доходить, что это "хрусть" на заруливании Су-25 - это он крылом по столбику въехал, а тот упал.
Летная солидарность выше всего:
- Да мы тут весь день на стоянке, этот столб весь день и лежит
- Ага, я связь пропала недавно
- Кулоны замерзли
- Идиоты вы
- Сами такие
Короче они заложили, что сбили столб самолеты, тут примчался старший всего парада от авиации Бондарик:
- Кто
- Никто, сам упал
- Ага, сами придурки и меня старого за такого же принимаете
- Почему принимаем, вы же летный состав, значит вы один из нас, а свои своих не продают...
- Самолет осмотрели7
- Конечно!
- И что?
- Да ничего ему, он то железный, а столб - деревянный...
Пошел он сам смотреть крыло на Су-25, а там в одном месте такой мазок около фары, вроде как потерто...
Подходит он к связистам
- Значит так, самолет я, зам командующего по БП, осмотрел сам и лично и заявляю - столб упал не от самолета
- Те так тихо - так от чего он упал?...
- Устал стоять он тута!
После чего ушел на КДП.
А связисты тупо озираясь думали, чего делать дальше.
Через часа два кинули провода напрямую и связь появилась. А самолеты тут не причем.....
---------- Добавлено в 13:16 ----------
1987 год, показ всей военной техники - от пистолета до ракет средней дальности на аэродроме Шпренберг. От 730 апиб зарядили меня и погнал я Су-17м4, благо лететь рядом, только вокруг Берлина. Погода средне германская, дымка, видимость 2-3 км, что вообще уже неплохо.
Сел, аэродром вообще чужой, так одни транспортники тусуются, по командам PП заруливаю, добрался до отведенного места, где показ будет, выключился. Техники которые были - заталкивают. Все, стоп колеса и ставь колодки. Вылез, рядышком стоит МиГ-27к, с другого бока Су-24, за ним Су-24м. В небе гул продолжается - слетается матчасть все типов и видов. МиГ-29 подкатил, затолкали его - блин тяжелый он однако толкать на ручном приводе - пригнал его Женя Егоров из Витштока.
Ждем далее, базар - вокзал идет, подкатывает Су-25 - до этого мы его видели, так что интереса не представлял. Смотрим, пилот мостится прорулить за хвостами и встать на место, техники ему - давай затолкаем, он им руками - кыш от самолета, сам заеду и порулил. Ему виднее, ждем, когда он начал разворачиваться, хрусть чего там и более ничего не слышно, он лихонько доварачивает и прямо на нужное место встал. Выключился, вылез - нач ВОТП из Брандиса (ФИО блин выпало).
На аэродром приходили другие вертолеты и самолеты, ждем всех. Где-то минут через 20-30 мин из-за хвостов самолет начинает раздоваться мат - пойдем посмотрим - не хрена себе, чего там такое матерное есть. Столб с проводами лежит, а соседнии стоят, провода понятно оборваны. Это связитсы пришли искать - чего связь между аэродромом и городком пропала.
Вот она "пропажа" и лежит в снегу. Ежу понятно, что столбы сами не падают, даже деревянные и старые. До нас начинает доходить, что это "хрусть" на заруливании Су-25 - это он крылом по столбику въехал, а тот упал.
Летная солидарность выше всего:
- Да мы тут весь день на стоянке, этот столб весь день и лежит
- Ага, я связь пропала недавно
- Кулоны замерзли
- Идиоты вы
- Сами такие
Короче они заложили, что сбили столб самолеты, тут примчался старший всего парада от авиации Бондарик:
- Кто
- Никто, сам упал
- Ага, сами придурки и меня старого за такого же принимаете
- Почему принимаем, вы же летный состав, значит вы один из нас, а свои своих не продают...
- Самолет осмотрели7
- Конечно!
- И что?
- Да ничего ему, он то железный, а столб - деревянный...
Пошел он сам смотреть крыло на Су-25, а там в одном месте такой мазок около фары, вроде как потерто...
Подходит он к связистам
- Значит так, самолет я, зам командующего по БП, осмотрел сам и лично и заявляю - столб упал не от самолета
- Те так тихо - так от чего он упал?...
- Устал стоять он тута!
После чего ушел на КДП.
А связисты тупо озираясь думали, чего делать дальше.
Через часа два кинули провода напрямую и связь появилась. А самолеты тут не причем.....
---------- Добавлено в 13:17 ----------
Вот ещё про столбы. Правда самолет не ИБАшный - Ту-22М3.
1987г., аэр.Мары, 184-й ТБАП из Полтавы летал за речку духов пугать. Самоли стояли на стоянке местного полка Су-17, которые тоже духов пугали, но из Кокайтов. Стоянка оборудована столбами освещения. Запускались выруливали всем полком на полосу, там становились ёлочкой, прогревали движки, потом по кругу опять на полосу, ну и взлетали. В первый же боевой день командир одного из экипажей при трогании с места не учел того, что магистральная рулёжка в Марах - это не в Полтаве - поуже раза в два, маловато газку дал и остановился так, что сопла движков смотрели прямо на столб. Ну а чтобы етот ракетоносец сдвинуть с места (100 тонн), да еще с вывернутым носовым колесом, то нада обороты чуть не до максимальных дать. Столб сопротивлялся недолго, чуть покачался, потом ка-а-ак шваркнет об бетон. К концу командировки колличество столбов стало меньше на 4 штуки.
---------- Добавлено в 13:17 ----------
Это так зовут кто много говорит и плохо летает, а матчасть вообще не знает.
Вот приехал такой орел полетать на Су-17м4, конечно все "рады" гостю дорогому. Поэтому, что он падла не лазил по аэродрому и прочим злачным местам, нарисовали ему 3 полета дне и 2 полета ночью - пусть лучше облюется в полете, чем будет возле ОК тусоваться, фигню копать всякую
Назначили ему старшого, что при запуске висел на стремяночке висел и рассказывал - чего и как включать, потом самому все проверить и помочь "пилоту" фонарик закрыть. Этим козлом отпущения назначили меня. Запустили с ним движок, стою на стремяночке, рассказываю, чего и как далее, дождались, "НАВИГ" замигала, можно теперь ее нажать и чудо ПРНК заработает. Все, закрывает он фонарь, я слажу со стремянки, техник снимает ее, можно залетного "орла" в полет выпускать.
Караулим, ага крыло выпустил, ТЩ выпустил - убрал, закрылки выпустил в посадку, убрал их, выпустил в взлетное - сгодится. Машет ручонками в кабине - рулить ему хочется. Хочется - рули, техник отдал ему свою честь и махнул, чтоб с глаз долой.
Укатил самолетик, я на КДП, посмотреть как улетит. Бодренько он запрашивает, дают ему добро и он улетает. Фу, славу богу, первая часть балета окончена. Ждем возвращения.
Прошел над точкой и просит первый разворот. Летчик просит - надо дать, ГРП тоже это знает и добро дает. Чего он решил зайти 2х180, хотя все мостились с круга, ПМУ стоит, видать нормально, 5-6 км это ого-ого для ГСВГ.
Ну лети ты 2х180, немного подвинули народ на кругу, чтоб не мешали ему. Выходит на ПК, выпустил все по докладу и пошел по глиссаде, идет уверенно, дальность и высота - как в учебнике. ГРП расслабилась - может мы вообще зря на него в кармане фигу крутим - летит человек и очень неплохо.
Сел нормально, драть уголок не стал, парашютик выпустил и РУС на себя, погасилась скорость и носик упал на носовую стойку. Фу, и эта часть прошла нормально. Сам первый раз слетал неплохо, значит далее сам свои 4 полета слетает нормально - подумалось мне и пошел я опять на стоянку - встречать и спрашивать - все ли понравилось ему в полете, правильно ли движок жужал и воздух кабину обдувал снаружи.
Чего его нету, не может дорулить до ЦЗТ почему. Смотрю кого-то на второй круг погнали, потом еще одного. Блин, неужели падла выкатился с выпущенным ТП? Точно, смотрю срыватся аварийка с водилом на хвосте и в конец ВПП по МРД погнала.
Чего нервничать, сейчас притянут. Ждем с техником, тот судорожно в очередной раз пересчитывает весь инструмент в ящике - может чего забылось в самолете... всякое в жизни бывет. А командный состав тихоньку потянулся от ЦЗТ - есть старшой у товарища - пускай он рулит. А мы его подождем в высотке...
Катят самолет, народ собрался в недалече и посмотреть охота и надо стоять в стороне, чтоб под "теплую" руку не попасть.
Фонарь открыт, летчик в кабине. Что-то не так... Чего понять сходу нельзя. Прыг на подношку Урала - водиле вопрос:
- Ты его подобрал?
- На рулежке в конце полосы
- Не понял?!
- Мы подъезжаем, самолет стоит на РД, летчик говорит, что дорулить почему не может и он выключил двигатель после сруливания с полосы. Мы его за узды и на стоянку.
Я тихонько слез со ступеньки Урала, пытаюсь переварить, это чего было и откуда оно взялось.
Зацепили стремянку, я по ней поближе к кабине, пока он сидит в ней и еще тепленький, может чего узнать из первых уст удасться.
- Замечания есть?! - во дурак, чего спрашиваю, понятно что есть, раз на водиле приехал..
- Да так все нормально в полете было, хороший самолет, все работает у него
- Понял вас, а какая проблема возникла?
- Да я вот под шторкой решил зайти потренироваться, вышел на ПК на дальности 10 шторку закрыл, на ДПРС она сама открылась, правда не понял почему.
- Ага, и что далее
- С полосы срулил, а она снова закрылась!!! сука!!
- Не понял, это как она сама закрылась????
- Капитан, еще раз говорю для деревянных, с полосы срулил на РД, она и закрылась!!!
- Так не бывает
- Бывает, я ее пытался открыть, а она падла упирается и не хочет, хотел уже ножом дырку проковырять, смотреть то некуда, она не стеклянная, понял капитан.
Поднимаю морду вверх и начинаю потихоньку сползать по стремянке вниз, пытаясь не хихикать громко вслух. Давлюсь, как последний раз дышу.
Чудо вылезло, техник молча, не дыша, сует ему ЖПС. Тот пишет: "После посадки самопроизвольное закрытие шторки слепого полета" и так красиво расписывается.
Я стою молчу, киваю технику, пусть пишет, молчи и бери все под козырек.
Написал он свое замечание и спрашивает - мол когда устранят, я ему - уже устранили. Он смотрит на меня как на идиота, тут я не выдерживаю и начинаю всхлипывать. Он тута начинает озираться в поисках старшего начальника (командира или зама, чтобы они меню дрюкнули за несоблюдение субординации), а их рядом нету. Поскрипел зубами и ушел в высотку их искать так.
Зам по ИАС аэ - чего было, я ему не переживай, все нормально, заправляй самолет, жди ОК и полетит он снова. Зам - это понятно, что полетит самолет, а чудо снова полетит???
Полетит, но думаю что шторку он более закрывать не будет.
Слышу, кличут в высотку на порцию чая. Иду, сам тихоньку все себе это представляю и впадаю снова в транс от хохота.
Собрался, спрашиваю разрешения - можно?
Зам командира АП:
- Ты чего инспектора обхихикал при всех?
Пытаюсь сохраняя серьзную рожу рассказать ка это было на самом деле.
Самолет ему дали после доработок и на них установили электрическую шторку - она справа налево по дуге над головой закрывается и открывается. Законтачили ее на РВ, то естьидешь на ПК, переключатель ШТОРКА ОТКР-ЗАКРЫТО щелк, она закрывается электродвигателем и лети сокол под шторкой, выставил на РВ 200м, сигнал от РВ прошел, шторка сама и откроется или поставь сам в положение ОТКР.
У летного чудо шторка открылась сама и продублировать ее в положение ОТКР после сруливания он не стал, вместо этого начал выключать лишние потребители, среди которых был и АЗС "РВ", питание пропало и шторка снова хлоп и закрылась. Дергать ее бесполезно, надо вкл РВ снова и поставить ШТОРКА ОТКР надо. Тогда врата слепого полета откроются.
А оно сидело тихо под шторкой, срулив с ВПП и думало, за что его так наказали, ведь не расписывал он в тетрадке "руление под шторкой" и доложить надо как то, чтоб водило пригнали. И еще пыталось дырку проковырять в шторке.
Стоял под шторкой минут 5 на РД (по ОК видно шторка закрыта), пытался немного порулить, видно даст обороты, уберет их снова, потом снова даст и снова на МГ. Пока не понял, что слепому вождению его не учили, а че делать не знает. Вуключил двигатель и попросил аварийку в конец ВПП, при это ГРП судорожно глазами и в бинокль искала - кто это молча выкатился, а в АТУ было совершенно пусто - тогда кто это аварийку просит?! Пока дошло, что стоящий на РД самолет долго стоит и наверно это он аварийку просит.
Матчасть учить надо до полета, сказал зам ком АП и отпустил меня. Чудо более не летало и не приезжало в гости