Очень часто в авиации самое простое и понятное без всяких на то причин в итоге приводит к самому непредсказуемому результату…
Два инспектора, которым давно надо было водить по тротуару коляски со внуками, упорно цеплялись за возможность снова подняться в небо – не будим их судить за это – желание летать – неизлечимая форма добровольной наркомании…
АЭ неспешна собиралась повоевать сегодня – отвезти так сказать подарки за речку – пару вылетов днем и пару ночером – что не расслаблялись там они…
Инспекторам спланировали 4 вылета – два днем и два ночью – то есть сами с собой летают, то один в передней, потом он в задней кабине, а задний садится в передний кабинет и снова в полет… Короче - они никому не мешали – их вылеты были спланированы ровно сразу после взлета АЭ и до возвращения АЭ с удара они успевали сесть – фактически кружили вдвоем в одном самолете прямо над аэродромом – то мордой вниз после переворота, то жопой вверх на очередной петле.
А спарка в небе носилась не просто так – кроме всего она являлась ретранслятором – пока еще УКВ связь не как в кино – в воздухе экипажи слышат порой друг друга и дальше 500км – а вот воздух – земля пока примерно 250км и то в хороший радиодень
День пролетел в прямом и переносном смысле быстро – каждый был занят своим делом и не мешал друг другу заниматься любимым делом – летать…
Стемнело и вся АЭ резво унеслась снова за речку. Инспектора – полканы тоже забрались в кабины и после всех процедур покатили на ВПП. Михалыч был в передней, Степанович сидел мирно в задней, стараясь не мешать передней кабине манипулировать РУС и РУД, не удобно как то, все ровесники, закончили одну бурсу летную, но служили по разному – один в армии, другой в дивизии.
Пустая спарочка без ПТБ и АБ легко унеслась в черное небо на форсаже, надо было всего то по системе сгонять и несколько кругов нарезать, а потом с круга сесть. Взлет свой инспектора немного затянули – поэтому РП предупредил, чтобы заходы строили без соплей – народ мол уже свое дело сделал там за речкой и повернул домой (Правила раиообмена требуют, чтобы радиообмен вел только летчик в передней кабине, задний кабинет выходит в эфир только когда запахло жаренным…)
704 – понял, счас прямо пулей перед ними все сделаем – ответил Михалыч из передней кабины.
403 – понял – ответил Степаныч из задней.
И начали наваричивать круги, то заход с фарами, то заход без фар и так далее, в азарте забыв, что уже делаю лишние круги. В это время АЭ строй ной колбасой из 12 бортов неслась домой на минутном интервале, чтобы сразу и садиться всем без всяких дополнительных маневром перед заходом. Видимо то, что они затянули и взлет и выполнили несколько лишних заходов и где то рядом возвращаются борта домой обострили внимание в обеих кабинах до безобразия – то есть привели сами себя в готовность номер один…. То есть когда любое слово подобно спичке в бочку с бензином….
РБЗ – 704 выполняйте третий
704 – понял
403 – не понял, 403 сейчас на третьем
РБЗ - 704 – место?
704 - на третьем в развороте
Задняя кабина (403) одним моментом вывел спарку из разворота и доложил
403 – я протяну третий, тут 704 на третьем
РБЗ (молоденький старлей – который только начал руководить с места РБЗ) впал в легкий ступор – на экране одна метка, c аэродрома взлетел и носился как ужаленный тоже один самолет, это что за хрень там творится???? – Хрен вам – управлять так управлять
РБЗ – 704 выполняйте разворот, 403 – по прямой 20 сек
После чего в кабине спарки началась физическая борьба за РУС – кто кого победит – туда она и полетит спарочка наша… - добром не кончилось, метром 200 как корова слизала
Степаныч – Михалычу = не снижайся!!!
Михалыч - Степаныч = ули не снижаться, тут какой то 403 носится!!!!
Степаныч – Михалычу = смотри его слева, я его справа поищу (что они хотели увидеть ночью – оставим за бортом рассказа )
Первым не выдержал Степаныч:
403 - 403-му подскажите место 704?!?!
Вот тут РП дал вволю всем своим чувствам – просто послать полканов он немог..
РП – подсказываю – 403 в задней кабине, 704 в передней – продолжайте заход и займите 600м и вообще в радиусе 150км на экранах никого нет…
В эфире стало тихо до немогу – даже радиопомехи упали под стол и тихо ржали…
РП продолжил пинание словами – 403 дайте зайти на посадку 704-му, не путайте кнопки и ведите положенный радиообмен (лучше пнул водилом сразу между ног )
Спарка тихонечко, дабы не вызывать лишние вопросы села, зарулила на стоянку. После чего из нее вылезли два пилота и начали посылать друг друга в ближний космос, приведя в ступор теперь техников.. – это чего случилось, неужели енти козлы поломали чего нибудь на ней и теперь ищут крайнего.
Зам по ИАС АЭ тщательно протиснулся между ними и попытался получить замечания по работе АТ, на получил короткий ответ, что все на самолете заеби…, после чего перепалка полканов продолжилась.
Сия факт мог быть и остаться незамеченным, проблема была одна - ГРП была наша и спустя примерно час летный состав после ее воиспроизведения РП на разборе выпал под дружный хохот с таким же дружным падением под стол
---------- Добавлено в 14:54 ----------
А тут ваще родным прёт...
- Ой, а кто это у нас здесь мебелью прикидывается? Не подсказывать! Сам угадаю. Так, это у нас кабинет, где бездельничают начальники разведки и РЭБ. Разведчик рядом стоит, значит это - начальник РЭБ, которого мне так не хватало на построении. Правильно?
- Ну "Владимирыч"...
- Я тебе не "Владимирыч", чай не за столом сидим, а службу ратную, нелегкую несем, я - твой любимый начальник штаба, в некоторых местах даже подполковник. Ну, ври, почему отсутствовал на построении?
- Жена вчера вечером уехала в Китай за товаром на 3 дня.
- Ага, а ты волновался, как там она доедет, правильно? Пригласил соседку, и вместе волновались всю ночь? А с утра, пораньше, прямо в аптеку, за успокоительным? Что там на подоконнике стоит?
- Да нет там ничего.
- Так, понятно, прозрачная жидкость, 40 градусов, 0,5 литра, стандартная аптечная упаковка. Половина содержимого флакончика отсутствует. Когда люди успевают?
- Я не один, мы с ...
- Не спеши закладывать боевых товарищей, я и сам узнаю. Правильно говорит замполит, мы этого урода нашли у ДОФа, отмыли, дали "майора", назначили начальником РЭБ всего полка, а он даже на построение не ходит. А я командира обманываю, вру, что начальник РЭБ отрабатывает срочную телеграмму, а эта сволочь телеграмму третий день прочитать не может. Как ты думаешь, разведчик, может, его оперативным 2 раза сгонять? Все равно дома делать ему нечего, будет только водку жрать с девчонками.
- Ну "Владимирыч", нельзя замахиваться на "святое". Я столько ждал, пока жена отъедет.
- Ладно, подумаем. Иди, морду лица умой, сидишь тут, красный, как помидор. Подожди. Вот тебе 30 рублей, остальные займи у разведчика, пусть начальник КП купит мне бутылку водки.
- Да я сам сбегаю, мне не трудно.
- Не надо сам. Это воспитательное мероприятие, КП-шник у нас закодированный, вот и будем тренировать его силу воли.
- Пошли разведчик, ко мне в кабинет, покурим, тут без закуски трудно находиться.
---------- Добавлено в 15:01 ----------
Про мастеров лобовых и танковых ударов
Это так зовут кто много говорит и плохо летает, а матчасть вообще не знает.
Вот приехал такой орел полетать на Су-17м4, конечно все "рады" гостю дорогому. Поэтому, что он падла не лазил по аэродрому и прочим злачным местам, нарисовали ему 3 полета дне и 2 полета ночью - пусть лучше облюется в полете, чем будет возле ОК тусоваться, фигню копать всякую
Назначили ему старшого, что при запуске висел на стремяночке висел и рассказывал - чего и как включать, потом самому все проверить и помочь "пилоту" фонарик закрыть. Этим козлом отпущения назначили меня. Запустили с ним движок, стою на стремяночке, рассказываю, чего и как далее, дождались, "НАВИГ" замигала, можно теперь ее нажать и чудо ПРНК заработает. Все, закрывает он фонарь, я слажу со стремянки, техник снимает ее, можно залетного "орла" в полет выпускать.
Караулим, ага крыло выпустил, ТЩ выпустил - убрал, закрылки выпустил в посадку, убрал их, выпустил в взлетное - сгодится. Машет ручонками в кабине - рулить ему хочется. Хочется - рули, техник отдал ему свою честь и махнул, чтоб с глаз долой.
Укатил самолетик, я на КДП, посмотреть как улетит. Бодренько он запрашивает, дают ему добро и он улетает. Фу, славу богу, первая часть балета окончена. Ждем возвращения.
Прошел над точкой и просит первый разворот. Летчик просит - надо дать, ГРП тоже это знает и добро дает. Чего он решил зайти 2х180, хотя все мостились с круга, ПМУ стоит, видать нормально, 5-6 км это ого-ого для ГСВГ.
Ну лети ты 2х180, немного подвинули народ на кругу, чтоб не мешали ему. Выходит на ПК, выпустил все по докладу и пошел по глиссаде, идет уверенно, дальность и высота - как в учебнике. ГРП расслабилась - может мы вообще зря на него в кармане фигу крутим - летит человек и очень неплохо.
Сел нормально, драть уголок не стал, парашютик выпустил и РУС на себя, погасилась скорость и носик упал на носовую стойку. Фу, и эта часть прошла нормально. Сам первый раз слетал неплохо, значит далее сам свои 4 полета слетает нормально - подумалось мне и пошел я опять на стоянку - встречать и спрашивать - все ли понравилось ему в полете, правильно ли движок жужал и воздух кабину обдувал снаружи.
Чего его нету, не может дорулить до ЦЗТ почему. Смотрю кого-то на второй круг погнали, потом еще одного. Блин, неужели падла выкатился с выпущенным ТП? Точно, смотрю срыватся аварийка с водилом на хвосте и в конец ВПП по МРД погнала.
Чего нервничать, сейчас притянут. Ждем с техником, тот судорожно в очередной раз пересчитывает весь инструмент в ящике - может чего забылось в самолете... всякое в жизни бывет. А командный состав тихоньку потянулся от ЦЗТ - есть старшой у товарища - пускай он рулит. А мы его подождем в высотке...
Катят самолет, народ собрался в недалече и посмотреть охота и надо стоять в стороне, чтоб под "теплую" руку не попасть.
Фонарь открыт, летчик в кабине. Что-то не так... Чего понять сходу нельзя. Прыг на подношку Урала - водиле вопрос:
- Ты его подобрал?
- На рулежке в конце полосы
- Не понял?!
- Мы подъезжаем, самолет стоит на РД, летчик говорит, что дорулить почему не может и он выключил двигатель после сруливания с полосы. Мы его за узды и на стоянку.
Я тихонько слез со ступеньки Урала, пытаюсь переварить, это чего было и откуда оно взялось.
Зацепили стремянку, я по ней поближе к кабине, пока он сидит в ней и еще тепленький, может чего узнать из первых уст удасться.
- Замечания есть?! - во дурак, чего спрашиваю, понятно что есть, раз на водиле приехал..
- Да так все нормально в полете было, хороший самолет, все работает у него
- Понял вас, а какая проблема возникла?
- Да я вот под шторкой решил зайти потренироваться, вышел на ПК на дальности 10 шторку закрыл, на ДПРС она сама открылась, правда не понял почему.
- Ага, и что далее
- С полосы срулил, а она снова закрылась!!! сука!!
- Не понял, это как она сама закрылась????
- Капитан, еще раз говорю для деревянных, с полосы срулил на РД, она и закрылась!!!
- Так не бывает
- Бывает, я ее пытался открыть, а она падла упирается и не хочет, хотел уже ножом дырку проковырять, смотреть то некуда, она не стеклянная, понял капитан.
Поднимаю морду вверх и начинаю потихоньку сползать по стремянке вниз, пытаясь не хихикать громко вслух. Давлюсь, как последний раз дышу.
Чудо вылезло, техник молча, не дыша, сует ему ЖПС. Тот пишет: "После посадки самопроизвольное закрытие шторки слепого полета" и так красиво расписывается.
Я стою молчу, киваю технику, пусть пишет, молчи и бери все под козырек.
Написал он свое замечание и спрашивает - мол когда устранят, я ему - уже устранили. Он смотрит на меня как на идиота, тут я не выдерживаю и начинаю всхлипывать. Он тута начинает озираться в поисках старшего начальника (командира или зама, чтобы они меню дрюкнули за несоблюдение субординации), а их рядом нету. Поскрипел зубами и ушел в высотку их искать так.
Зам по ИАС аэ - чего было, я ему не переживай, все нормально, заправляй самолет, жди ОК и полетит он снова. Зам - это понятно, что полетит самолет, а чудо снова полетит???
Полетит, но думаю что шторку он более закрывать не будет.
Слышу, кличут в высотку на порцию чая. Иду, сам тихоньку все себе это представляю и впадаю снова в транс от хохота.
Собрался, спрашиваю разрешения - можно?
Зам командира АП:
- Ты чего инспектора обхихикал при всех?
Пытаюсь сохраняя серьзную рожу рассказать ка это было на самом деле.
Самолет ему дали после доработок и на них установили электрическую шторку - она справа налево по дуге над головой закрывается и открывается. Законтачили ее на РВ, то естьидешь на ПК, переключатель ШТОРКА ОТКР-ЗАКРЫТО щелк, она закрывается электродвигателем и лети сокол под шторкой, выставил на РВ 200м, сигнал от РВ прошел, шторка сама и откроется или поставь сам в положение ОТКР.
У летного чудо шторка открылась сама и продублировать ее в положение ОТКР после сруливания он не стал, вместо этого начал выключать лишние потребители, среди которых был и АЗС "РВ", питание пропало и шторка снова хлоп и закрылась. Дергать ее бесполезно, надо вкл РВ снова и поставить ШТОРКА ОТКР надо. Тогда врата слепого полета откроются.
А оно сидело тихо под шторкой, срулив с ВПП и думало, за что его так наказали, ведь не расписывал он в тетрадке "руление под шторкой" и доложить надо как то, чтоб водило пригнали. И еще пыталось дырку проковырять в шторке.
Стоял под шторкой минут 5 на РД (по ОК видно шторка закрыта), пытался немного порулить, видно даст обороты, уберет их снова, потом снова даст и снова на МГ. Пока не понял, что слепому вождению его не учили, а че делать не знает. Вуключил двигатель и попросил аварийку в конец ВПП, при это ГРП судорожно глазами и в бинокль искала - кто это молча выкатился, а в АТУ было совершенно пусто - тогда кто это аварийку просит?! Пока дошло, что стоящий на РД самолет долго стоит и наверно это он аварийку просит.
Матчасть учить надо до полета, сказал зам ком АП и отпустил меня. Чудо более не летало и не приезжало в гости
---------- Добавлено в 15:05 ----------
Посторонний предмет
Случилось это в другой стране, другой армии и во многом с другими людьми.
Те, кто летал в ФБА в конце семидесятых, знает о проблеме, нас тогда постигшей. «Затрещали» ротора нулевой степени компрессора. Затрещали массово. Причём, в основном, на двигателях московских, омские - вели себя лучше и почему-то только на 24-х, 17-ые этим «не болели».
Поиски причин, виновников и т.д. – по полной программе! Движки самолетами с завода и сразу в ТЭЧ на замену. Но остроту темы такое единство армии и народа (промышленности) не закрыло.
Летать-то надо! Конец 79-года, иранская заваруха - вовсю, афган на носу (но об этой «перспективе» мы в полках не знали).
Наверху порешили: проба двигателей с прогревом в течение 2 минут на 92% – перед каждой сменой в обязательном порядке.
Кто не будет греть – тому "ата-та". А с этим делом у нас всегда был полный порядок: анализ материалов СОК, разбор, отстранение, «ячейка»… каждый может из своей жизни дополнить.
Картина: ранняя копитнарская весна, отличный день, ПМУ, ЦЗТ, на ней два десятка «пепелацев», орущих что есть мочи, разведчик погоды – в воздухе, остальные до предполётных должны успеть прогреть.
Справа от меня «греет» уже на 92% Толик Б. («Боча», кто знал, -вспомнит). Греет сокращенным экипажем (за это можно было схлопотать «малое ата-та») – штурман остался в «высотке» что-то досчитать, видимо их любимую «тэтту».
Техник самолёта Саня, засомневавшись в этом диком шуме, что Боча включил «Сдув» на 80% (из карты контрольных докладов: «Обороты 80, Защита - в автомат!), решил удостовериться тактильно.
Вытянув вперед руку начал движение в сторону входного устройства левого двигателя, пытаясь нащупать струю воздуха, защищающую двигатель от попадания посторонних предметов. Себя, естественно к посторонним не относя.
Двигатель его точку зрения не разделял.
Я - на 92%, делать нечего две минуты, пялюсь по сторонам и вижу замедленное кино: Саню невидимая мне сила вертикально отрывает от земли, поворачивает параллельно бетонке головой во входное устройство двигателя, в котором он и исчезает со скоростью зайца из «Ну погоди».
Чёткость описанного выше - как строевой приём в исполнении бойца роты почётного караула по подразделениям: делай «раз», делай «два», делай «три»! Только вместо карабина - хозяин самолёта, техник Саня.
У Бочи была отменная реакция. На всё. В том числе и на изменение звука работающего двигателя, сглотнувшего Саню.
Вряд ли кто-нибудь смог поставить «РУДы» на «Стоп» быстрее, чем сделал это Боча. Даже, наверное, быстрее техника Сани, если бы ему такую возможность в тот момент его полёта в сторону неминуемой смертушки предоставить.
Я, холодея от ужаса увиденного, тихонько движки заглушил тоже: какие тут полёты могут быть, если техника уби…и вижу – из входного устройства появляется Саня, бодренько спрыгивает на бетонку и кричит обалдевшему Боче (представить масштаб «ата-та» за это ЧП – невозможно, Боча по-любому виноват был бы, а кто так не считает - не служил): «Командир! Я лопатки посмотрел, всё нормально, забоин нет! Можно запускать!»
Не вру, ей богу, было так.
У техника из травм была царапина на одной из кистей рук, по виду как обычная бытовая. Ни переломов, ни баротравм ушей, ни-че-го!!!
Мы все-таки его уговорили сходить и показаться в «высотке» доктору. Ушел своими ногами, обычной походкой.
Вы бы видели, что стало с ним минут через тридцать! Не мог «мама» сказать – как развезл
Спасло техника: кто-то сверху (Бог тогда не говорили), реакция Бочи, демисезонная куртка, которую с везунчика, попавшего во входное устройство, стянуло и в виде «кляпа» бросило на направляющий аппарат, как подушкой заткнув компрессор.
Забоины всё-таки были, двигатель сняли и отправили на переборку. Официальная причина снятия двигателя значилась: попадание постороннего предмета…
Что это за посторонний предмет был - вы знаете.
Подлечившийся Саня, понял, что раз судьба дала ему шанс, даст и другой. Шанс уйти со стоянки.
---------- Добавлено в 15:06 ----------
На лётном поле чукча с вещами подходит
к авиамеханнику,который что-то
крутит в самолёте.
Чукча:"На Уренгой?"
Механик молчит.
Чукча заходит с другой стороны:"На Уренгой?"
Снова молчание.
Чукча:"На Уренгой?"
Механник зло:"На Х#й!"
Чукча:"Через Уренгой?"
---------- Добавлено в 15:11 ----------
... Весна, птички уже щебечут, ласковое солнышко греет все части тела, тихий мирный день в полку, то есть ПХД, народ сам себя занимает, конечно если ему заранее не поставить задачу типа "копать от КПП и до обеда..."
Эту идиллию военной жизни разрушил грохот, который поставил на карачки весь народ, что был на аэродроме - бл..., что это было, подумали немногие, кто все же усилием воли смогли отодрать свой фейс от бетона увидели как из второй зоны почему поднимался земляной столб были... Народ потихоньку потянулся в данную сторону…
Подошедшему люду преставилась сногсшибающая картина - створка ЖБУ слегка расколовшись лежала перед укрытием, вторая половинка была закрыта и зияющая полусфера выглядела весьма не реально...
Не фуя себе, говорил народ и чесал затылок...
Возле упавшей створки носился зам по ИАС аэ и нервно пытался кого то позвать, но вместо слов получались какие звуки, наконец он невероятным усилием воли выдал в эфир - "Кто техника видел??!!!"
Оглядевшись и пересчитавшись, стало понятно, что нет техника этого самолета, лейтенанта Т., вот бл…, не фуя себе убытие к всевышнему таким способом…
Кто то уже собрался рвануть в домик ИАС, но его дернули за рука - мол не надо.... Из под створки на бетон начал пробивать себе дорожку тонкий красный жгутик....
К этому моменту уже к месту ЧП подтянулось и полковое начальство - на вопрос, где техник самолета, ему молча показали на уже образующееся пятно на бетоне - командир полка охнул, громко выматерился и снял фуражку, остальные тоже сдернули кто что было на голове...
Замполит полка попытался реанимировать события и предложил позвать доктора - на что был коротко послан командиром АП - " Ты, что ебан..., что ли, надо деньги собирать, похороны организовывать, семье сообщать... - академик хренов... - чему там только учат"
Замполит сразу пошел по указанной командиром тропинке и с протянутой фуражкой пошел по кругу - народ молча клал что было, кто рупь, кто три, кто пятерку, командир положил червонец...
Очередной технарь почему спросил у замполита
- Это на что?
Не совсем еще пришедший в себя замполит ответил
- Не на что, а на кого?
- Тогда на кого?
- Ты что дурак - вон посмотри!!!!!
- И что там???
- Бля, точно еб.....й - лейтенанта Т. придавило!!!
- Кого????!!!!!!
- Лейтенанта Т.
- Меня что ли?????!!!!
- Ты кто????!!!
- Я - лейтенант Т. вообще то
- Мля, а там кто????!!!
Техник и замполит застыли как истуканы и молча играли в новую игру - типа кто первым мигнет - тот полный идиот....
В это время зам по ИАС полка молча двинулся к лежавшей створке укрытия - обойдя ее во всех сторон, он добрался до красного пятна на бетоне и печально вздохнув, стал возле него. Несколько мгновений спустя он стал озираться по сторонам, словно ища что-то и не находя его, снова мотал головой...
Далее под он присел и макнул палец в это красное пятно и стал его нюхать - народ в ужасе подумал - пипец, у начальника все - крыша молча отъехала и уже не вернется... Затем попустил палец снова в пятно и несколько раз поводил им ТАМ….
Зам поднялся и протянул свой палец народу и радостно во весь голос заорал - Вот понюхайте....
Народ стал потихоньку сдавать назад, не отрывая взгляд от своего зама...
- Да не бойтесь - это краска, нитрой воняет...
Толпа вся въезрошилась - Все, ебанулся точно, какая краска, деньги вон уже собрали, гонца к семье послали... - пипец нашему деду - заму... Так и не дождался дед пенсии..., а ведь немного оставалось…
Зам потянулся к командиру со своим пальцем – Командир, точно это краска….
Командир начал потихоньку беседовать с приближающимся замом – Все нормально, Михалыч, это краска, ручку тихонько опусти и иди сюда, все хорошо, все уже прошло, давай потихоньку двигай к нам…
На что зам неожиданно прибавил шаг, перейдя на легкую трусцу, чем изрядно напугал и так уже одуревший народ – труп есть, теперь еще зам с оторванной крышей, мля, что же дальше будет…!!!
И около командира уже никого не осталось – мол, встречай зама сам, раз такой смелый!!!
Командир, видя такое дело, что остался один, принял боксерскую позу – мол, если зам уж совсем близко подойдет – то сразу ему в пятак….
Приближающийся зам и вправду почему радостным, это пугало и настораживало – Командир, надо человека искать – и сунул командиру под ном палец, получая одновременно в челюсть от командирской правой руки – упс!!! Зам скалился как куль, успев правда достать своим пальцем под командирский нос.
У командира резко завоняло нитрокраской, ее резкий запах прочистил ему мозги и….
Народ наблюдавший, как зам сувал командиру в нос, получив за апперкот в челюсть, а теперь командир наклонился к лежавшему на травке заму и пытался понюхать его палец…. – Это было слишком, потерять в один день столько народу было низя и толпа рванула оттаскивать командира от зама… Но не успела – командир поднялся и прокашлянувшись, уверенно сказал – Это краска, надо искать техника….
Народ встал как вкопанный, все же командирский голос был весьма уверен…
Оглядевшись, народу предстала новая картина – совсем «свежий труп лейтенант Т.» смотрел на замполита полка, который судорожно сувал ему свою фуражку и что то требовал….
С нечеловеским криком «ЖИВОЙ !!!!!!!» толпа рванула к ним… Бедного лейтенанта каждый считал своим долгом пощупать, подергать и пнуть для уверенности. Одуревший окончательно замполит пытался удержать протянутую свою фуражку, дабы не раскидали «похоронные деньги»…
Командир, стоя на коленях пытался привести в сознание своего зама по ИАС, который очнувшись, снова начал тыкать под командиру свой палец…
ЭПИЛОГ
Это действительно была трехлитровая банка с красной краской, которой лейтенант Т. обновил на стенке створки номер укрытия и то, что самолет в нем «отличный», после чего пошел искать ацетон, дабы отмыть руки от краски.
Нашел он бутыль только у своего однокашника, который служил в третье аэ, что расположена на другом конце аэродрома, а посему всего вышеописанного видеть не мог и даже представить…
Командир АЭ действительно добрался до жены лейтенанта – но ей повезло, в местном военном универмаге был привоз и она была там, а туда командир идти не решился, отложив сия мероприятие на попозже.
От всего пережитого народ всю вторую половину субботы пил спирт как воду…
---------- Добавлено в 15:15 ----------
Попробую пересказать еще одну андреапольскую байку-быль, поведанную мне как-то отцом. Правда, случилась она не в 28 ГвИАП, но за то, что эта история является чистой правдой и в самом деле произошла в конце 50-х годов на каком-то из близлежащих аэродромов Ржевского корпуса, отец ручается.
А дело было так. В одном из авиационных полков орденоносного Московского округа ПВО после выполнения основного комплекса регламентных работ самолет МиГ-17 теперь уже неизвестной модификации выкатили из ангара ТЭЧ на площадку, чтобы в соответствии с плановым заданием произвести так называемое "отхлопывание" шасси, во время которого в течение определенного времени требовалось их последовательно убирать и тут же выпускать. А для того, чтобы их "отхлопать", самолет предстояло подвесить на козелки и запустить двигатель. Все шло по плану, самолет занял свое место на козлах, а техник в кабине. Но, как часто бывает в жизни и из-за чего происходят все невероятные истории, кто-то что-то где-то сделал не то. Оказалось, что накануне мотористы, копошась в двигательном отсеке, отсоединили РУД от тяги управления оборотами турбины. Флажок двигателя оказался в положении, близком к "максималу", а рычаг управления в кабине превратился в технически бесполезную деталь.
И вот, ничего не подозревающий техник, как и положено, ставит РУД в положение минимальных оборотов и дает запуск турбины. Уже потом, многие специалисты удивлялись, как смог довольно капризный и весьма требовательный к режиму запуска двигатель ВК-1 запуститься в таком положении и практически сразу взять почти максимальные обороты. Но факт остается фактом, движок взвывает и через несколько секунд дает тягу, вполне достаточную для движения самолета. МиГ-17 подпрыгивает на козелках, соскакивает с них и устремляется вперед. Благо, что перед самолетом ничего и никого не было, не то он снес бы все на своем пути.
Растерянные технари, успевшие отскочить в сторону, еще продолжали удивленно взирать вслед умчавшемуся истребителю, а он уже катился по бетонной дорожке в направлении к взлетной полосе. Со стороны это выглядело просто каким-то фантастическим зрелищем, и многие потом описывали его в различных интерпретациях. По бетонной полосе с открытой кабиной с реактивным свистом несся МиГ-17, а в кабине в полный рост с развевающейся на ветру шевелюрой, одной рукой держась за козырек фонаря, стоял дико орущий не то от страха, не то от возбуждения техник, больше походящий в этот момент на ковбоя, укрощающего норовистого мустанга. Не хватало только лассо в правой руке, иначе сходство было бы полным.
Но как бы то ни было, взлететь взбрыкнувшему самолету самостоятельно не удалось. Не хватило ни тяги двигателя, ни длины дорожки, тем более что разбегался он поперек ВПП. МиГ пересек основную полосу, затем запасную и заскакал по травянистой луговине. Видимо, на каком-то из бугров техника выбросило из кабины, и остаток расстояния до края поля "мустанг" преодолел уже без своего седока. На границе аэродрома правое колесо "мигаря" внезапно попадает в яму, после чего он, заложив крутой вираж вправо и дико воя, начинает вращаться вокруг застрявшей в земле стойки шасси. А уже спустя всего несколько минут к самолету успевает сбежаться почти весь персонал аэродрома, ставший невольным свидетелем этого бесплатного представления. Однако подойти вплотную к бешено крутящемуся на месте истребителю не решился никто. Так и пришлось ждать, пока он не выработал в баках все топливо и не затих.
Кто-то спросит - а что стало с техником? Законный вопрос. Дали ли ему по шапке? Да нет, ни по шапке, ни по фуражке он не получил. Да и при падении с самолета ему повезло, и под колесо не попал, и без переломов обошлось. Беда была лишь в том, что от всех пережитых потрясений бедняга немного тронулся умом. Так и комиссовали бедолагу.