Истребительной авиации России - 100 лет
Истребитель Ньюпор-10
25 марта 1916 года был подписан приказ № 329, в соответствии с которым во 2-й, 7-й и 12-й армиях были начаты формирования первых штатных истребительных авиационных отрядов, соответственно 2-й, 7-й и 12-й.
Россия может считаться родиной творческого осмысления и обоснования понятий "завоевание господства в воздухе" и "воздушный бой". Русские авиаторы и воздухоплаватели одними из первых в мире выдвинули идею создания для решения этих задач специальных аэропланов. Эти аэропланы сводились в истребительные отделения, истребительные отряды и истребительные группы. Так 100 лет назад в русской военной авиации появился новый род - истребительная авиация.
В начале сентября 1915 года руководителем авиации в действующей армии великим князем Александром Михайловичем Романовым был представлен на рассмотрение Ставки Верховного главнокомандующего "Проект новой организации авиационных частей", определявший развитие русской авиации на ближайшую перспективу. В нем были учтены предложения многих русских летчиков. Так, начальник 20-го корпусного авиаотряда есаул В.М. Ткачев обоснованно выступил с предложениями о создании истребительных авиационных отрядов. Предложенный Проект был одобрен Верховным главнокомандующим и признавался в качестве нового плана в дальнейшем развитии русской авиации. Но имеющиеся скудные возможности по снабжению фронта авиационной техникой и вооружением не позволили в 1915 году приступить к формированию истребительной авиации в России.
Великий князь Александр Михайлович
В следующем году интенсивность воздушного противоборства на Восточно-Европейском фронте заметно возросла. Это потребовало от русского военного командования ускорить проработку программы создания истребительных авиационных отрядов.
Боевые авиаотряды и цеппелины заметно увеличивали количество налетов на прифронтовые города и населенные пункты, а также группировки войск русской армии. Так, 6 января 1916 года немецкие самолеты применили зажигательные бомбы над Минском с целью вызвать большие пожары в городе. Верховное немецкое командование вело активные проработки возможности нанесения воздушного удара по российской столице.
В создавшихся условиях Ставка Верховного главнокомандующего пришла к выводу: медлить с созданием истребительной авиации в России уже нельзя. И вот 25 марта 1916 года начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал от инфантерии М.В.Алексеев подписал приказ № 329, в соответствии с которым во 2-й, 7-й и 12-й армиях были начаты формирования первых штатных истребительных авиационных отрядов, соответственно 2-й, 7-й и 12-й.
16 апреля 1916 года подпоручик И.А. Орлов, командир 7-го истребительного авиаотряда, отрапортовал великому князю Александру Михайловичу, что первый русский истребительный авиационный отряд сформирован и готов к выступлению на фронт. Он может считаться первым истребительным авиационным отрядом ВВС, для задач воздушной обороны к этому времени уже имелись истребительные авиаотряды. 25 мая 1916 года военный совет постановил в дополнение к ранее сформированным и стребительным авиационным отрядам создать еще девять, присвоив им нумерацию - 1,3,4,5,6,8,10 и 11-й истребительные отряды.
На вооружении первых истребительных отрядов состояли как одноместные, так и двухместные самолеты "Ньюпор-Х", "Кодрон" и другие. Летчик-наблюдатель на таких самолетах выполнял роль воздушного стрелка.
Истребитель Кодрон
С началом наступления русских войск на Восточном фронте, к лету 1916 года, заметно повысилась интенсивность воздушных боев. С германской стороны для воспрепятствования полетам русских самолетов - разведчиков были использованы специальные "авиационные отделения для борьбы с неприятельскими летчиками", имевшие в своем составе от 4 до 6 аэропланов типа "Фоккер", снабженных одним-тремя пулеметами.
В связи с этим руководитель авиации действующей армии великий князь Александр Михайлович 3 июля 1916 года обращается в Ставку с докладом, в котором еще раз обосновывает необходимость создания истребительной авиации и определяет те задачи, которые она должна решать. Верховный главнокомандующий император Николай II с предложенными доводами соглашается. И, наконец, 20 июля 1916 года в качестве немедленной организационной меры издается приказ начальника штаба Верховного главнокомандующего № 918 об изменении штата корпусного авиационного отряда путем введения в него истребительного отделения двухсамолетного состава.
Этот день может считаться днем окончательного формирования истребительной авиации русской армии.