Экскурс в историю.
Сказ о том, как готовили офицеров (пилотов) запаса.
1. 1958 г. - Военкомат посылает в Аэроклуб учиться. Поле работы, с 18.00 до 22.00, на всю зиму.
2. 1959 г. - Практика. 5 месяцев (V-IX) с отрывом от производства. С сохранением зар. платы. В полевых условиях, в палатках. Самолёт ЯК-18, 211 полётов, 44 часа налёт. Экипировка: комбез, шинель, пилотка, кирзовые сапоги и прочая мелочь. Два шлемофона на звено. Без звания, даже не рядовые. Омский Ар.ДОСААФ СССР.
3. 1960 г. - Бузулукский УТЦ ДОСААФ СССР. Начальник, Герой Советского Союза А. Чурилин. Часть инструкторов и техников фронтовики. Принятие присяги, с оружием (винтовка Мосина). За один месяц присутствия с отрывом от производства с сохранением зар. платы. Самолёт ЯК-11, 139 полётов, 25 часов налёта. Прыжки с парашютом с Ли-2.
4. 1965 г. - Женился, учусь на худграфе 3 курс. Родил сына. Вызывают в Костромской АУЦ ДОСААФ СССР. На 10 месяцев с увольнением с завода. Приказ. Звание - старшый сержант. Экипировка почти как в полку, такое же питание. Штаб и инструкторы военные, частью из сокращённых из ВВС и ВМА. Самолёт Миг-17. Полётов 197, налёт 51 час.
P.S. По оканчанию полётов стали появляться представители армии с предложениями служить в армии в качестве пилотов. Мы согласились и подписали заявление.
5. 1968 г. - С налётом 120 часов, в звании лейтенант, врзраст 27 лет, призван в полки. Мог призваться в 1966 году, но отказывался летать оператаром.
6. 1969 г. - За один месяц по программе среднего ВУЗа, экстерном получил диплом от АВВАКУЛ.
7. 1985 г. - Был уволен в запас, по возрасту (45 лет.) с общем налётомь 1845 часов. Из них 1210 часов на Ту-128, 140 часов на Ан-14 (пчела). Остальной налёт на других типах, всего 8 типов.