ТУ-128

В СВВАУЛШ в 1972 или 1973 многие мои однокурсники получили автоправа.
Владимир! Это по инициативе Саши Попова были организованы курсы при автороте, где и получали права. В программах летных училищ часов на автодело не выделялось.
 
Реклама
[quote="мао;1273803"]Отгадать с одного раза автора курсов ?[/quote]

Сашу Попова разыскивает Боря Концов (учился с нами, со 2-го курса ушел в Ленинградскую Ак. ГА), летал в Амдерму и Нарьян-Мар, раньше виделись часто, где-то с 2008г. связь прервалась. Сейчас живет в Краснодаре (сын Бори Концова с борттехника переучился на летчика ГА).

Я видел Сашу крайний раз лет 11 назад. Борода и голова были потемней, с проседью, вылитый Карл Маркс в кожанке.
 
Последнее редактирование:
Михайлович, может быть, пополнишь чем ни будь нашу посадку с Патрикеевым на Миг-31 на одном двигателе.[/quote
]

На МиГ-31 ранних серий много неприятностей доставил турбохолодильник системы кондиционирования, установленный на левом двигателе.Одним из первых с этой проблемой столкнулся 7 июля 1983 г. экипаж 786-го ИАП(летчик м-р Налимов, штурман-оператор л-т Беляев). На 37-й минуте полета сработала сигнализация «Отказ маслосистемы левого двигателя», а на 43-й –«Пожар левого двигателя». По команде руководителя полетов летчик перекрыл подачу топлива в неисправный двигатель и включил систему пожаротушения. При выполнении посадки с первого захода на полосу попасть не удалось. При повторном заходе самолет вышел на посадочный курс, но, когда до ВПП оставалось 7,5 км,руководитель полетов увидел пламя и дал команду экипажу на покидание самолета.Катапультирование прошло благополучно. Дотянуть до аэродрома и посадить горящую машину не удалось – в районе дальнего привода в двигательном отсеке произошел взрыв. За секунды до него по команде руководителя полетов летчик успел катапультироваться. Разбор происшествия показал, что причиной быстро последовавших отказов явился обрыв лопаток турбохолодильника, которые прискорости вращения 40000 об/мин разлетелись, пробили маслопровод, и вытекшее масло воспламенилось. Подобные случаи повторились в других авиачастях, но почему разрушались лопатки, оставалось неясным ведь от упавших самолетов мало что находили. Установить причину помог случай, произошедший 24 сентября 1985 г.на аэродроме Приозерск (полигон Сары-Шаган). На самолете, которым управлял экипаж м-р Парикеев и к-н Добрышев, пожар начался во время разбега.Руководитель полетов увидел выброс пламени из левого двигателя, не растерялся и вовремя дал команду прекратить взлет. МиГ-31 выкатился за пределы полосы на 1200 м, экипаж смог его покинуть, но самолет сгорел. Его «останков» хватило,чтобы понять – обрыв лопаток произошел из-за производственного брака.Исследовав все построенные перехватчики, опасный дефект устранили и на всякий случай конструкцию турбохолодильника усилили броневыми бандажами, а позднее ее и вовсе переделали. Тем не менее, пожары силовой установки, вызванные другими причинами, продолжались.

Володя! Искал ваш случай в интернете, но нигде нет, а у меня тетрадь пропала в училище с записями ЛП Ту-128 и МиГ-31. Ваш случай не получил широкой огласки. Основное, что ты чересчур быстро сработал на отключение двигателя, поэтому ситуация не достигла критической (отсюда пошли проблемы с вашими наградами) . Критической она могла стать через 1-3 сек. Но это "если бы", а так твоя реакция в самом малом позволила предотвратить полное разрушение двигателя и пожар на самолете, а чуть побольше- пришлось бы покинуть самолет. Про еще чуть больше.... не надо. Позже я узнал, что этот ваш двигатель существенно повлиял на дальнейшие доработки. ( от представителей завода). Проблема была в турбохолодильнике, но, не исключено, и по производственному дефекту (лопатки).


---------- Добавлено в 22:15 ----------


Сочуствие и пожелание успешного поиска .[/quote
]

Место проживания (среду обитания) Саши он знает, а связи нет никакой.
 
Последнее редактирование:
Никогда бы не подумал, что это Саша Попов. Прямо какой-то отшельник!
Много соли с ним было съедено. Моя квартира для него, когда он служил в Амдерме, была родным домом.
Почти крайний раз пришёл ко мне в июне или в июле 1986-го. Ключи от моей квартиры были и у него, поэтому я забрал их (я только что вернулся из Киева, был холостяком - вернулся женатым).
Пришёл он не один, пришёл с двумя девушками, было уже ближе к полночи, но светло. Я ему: всё, Саш, я влюбился, женился; жена через месяц с работой рассчитается, приедет, так что забирай своих девиц и уходи.
Уговорил меня, чтобы они немного посидели, вина выпили...

Через полчаса звонок в дверь. Открываю: телеграмма! Это мой киевский друг, подводник и свидетель на свадьбе, меня предупреждает: Ольга рано утром прилетает!
И где-то часа в четыре утра звонок в квартиру, я, якобы полусонный, открываю изумлённо-радостно: Ольга?!
Это она отпуск взяла на неделю. За эту неделю нашла работу в мореходном училище МРХ, с 1-го сентября физику преподавать.
Оказалось, что она позвонила Феликсу и спросила совета, нормально ли будет, если она приедет ко мне без предупреждения. Феликс ответил, что нормально, а сам дал мне срочную телеграмму.
Было вот и такое...
 
Искал ваш случай в интернете, но нигде нет, а у меня тетрадь пропала в училище с записями ЛП Ту-128 и МиГ-31. Ваш случай не получил широкой огласки.
Михайлович, турбохолодильник ,так турбохолодильник. Только выходит Саня Черкасов мне вешал лапшу на уши. А, какой был смысл его говорильни? Я ещё встречался , уже после дембеля, с прапорщиком (то же охотник ,фамилию зараза забыл). После охоты мы с ним разговорились и вспомнили мой случай посадки на одном двигателе. И он на меня наехал, что из-за меня его строго наказали за плохую подготовку ВПП. Я ему сказал , что отказ произошел в воздухе, а не на земле, после посадки. Он долго возмущался, за не справедливое наказание, но вагончик- то ушёл. На чём и допили остатки. Эта предпосылка, по моему даже не была обнародована, в крайнем случае, я не знаю. Если бы она прошла , то лётчики летавшие в то время на Миг 31, что ни будь слышали. Это было 88 или 69 году точно не помню, а записей не вел и лётную книжку где-то потерял. А в этом полёте попробовал посадить самолёт, с задней кабины, на одном двигателе. Замечаний по посадке не было. А Саню Патрикеева не наградили – обижен.
Кулибин.
 
Даже столика нет .
Что-то вспомнилось. Сенчуков рассказывал как вы с ним летели из Нарьян-Мара и везли пиво. Расположил он ящик с пивом на штурмансом столике. Во время набора, крышки с бутылок начали отскакивать. Естественно, что бы сохранить ценный напиток, он начал закрывать бутылки пальцами. Пальцы быстро закончились - пришлось отпивать. Дальнейший полёт ему очень понравился. Ему - это Сенчукову. Что поделаешь - физика. Могу ошибиться. Василич, если командиром был не ты, поправь.
 
Реклама
Стоило ли везти арх.пиво? В Арх-хе местное пиво -дрянное. Потому что вода - дрянь. Старики-архангелогородцы рассказывали: до революции воду на пивзавод и на водочный возили баржами от Орлецов.
 
Последнее редактирование:
Много раз возили пиво, особенно в Хатангу и Тикси и никогда не было проблем, Сенчукову просто, наверное, хотелось вначале похмелится, а потом увлекся. Пиво на северах было самой конвертируемой валютой.
 
турбохолодильник ,так турбохолодильник. Только выходит Саня Черкасов мне вешал лапшу на уши[/quote
]

Володя! Здесь шла ( и идет) борьба различных ведомств: если турбохолодильник, то виновато КБ (Конст.-произв. недостаток- КПН), если лопатка, то завод- изготовитель. После вашей посадки проверили ВПП, может увидели камешек, грязь, предварительно посчитав виновник ОБАТО и т.п. Так что Саша на заводе мог узнать истинную причину.
 
Последнее редактирование:
А в этом полёте попробовал посадить самолёт, с задней кабины, на одном двигателе. Замечаний по посадке не было. А Саню Патрикеева не наградили – обижен.

Володя! Еще раз повторюсь, все это квалифицировалось, как предпосылка к ЛП и свелось к посадке на одном двигателе, а "посадка на одном двигателе особых затруднений на МиГ-31 не вызывает..." . Не было принято во внимание, что было предотвращено ЛП. Командование полка отправило на вас обоих представление о награждении, но получилось то, что получилось...
 
посадка на одном двигателе
Ещё раз о Владиславе Сергеевиче Сенчукове. Кто его знает, в курсе, что он охотник авторитетный. При заступлении его на БД, после первых выстрелов(весьма точных), вороны спешно осуществляли маневр по высоте и курсу. Но месть была неизбежной. При выполнении разведки погоды, экипаж Хайруллин - Сенчуков после ДПРМ нарвались на стаю голубей. Садились они на одном двигателе. Зрелище было впечатляющее. Движку правому - кирдык. Остекление фонаря кабины всё в кровище, в перьях...
 
Остекление фонаря кабины всё в кровище, в перьях...
Я, то же имел «удовольствие» садиться в кровище перьев не наблюдал. После взлета на Ту-128 с Клина и отрыва самолёта от ВПП с последних плит( Температура воздуха была большая, полная заправка и четыре ракеты) ворона размазалась по левому остеклению фонаря. Если бы прошла чуть по ниже , то попала бы в движок, а впереди дома. Во, весело бы было. Повезло.
Кулибин.


---------- Добавлено в 21:55 ----------


все это квалифицировалось, как предпосылка к ЛП и свелось к посадке на одном двигателе, а "посадка на одном двигателе особых затруднений на МиГ-31 не вызывает..."
А, мне « кажется» всё очень просто, что кому то надо было получать полковника и тут серьёзные предпосылки ни к чему!?
Кулибин.
 
а там где инерциальная система, там и вовсе штурман не нужен
Вы далеко не правы. Кто летал в высоких широтах знает, что без коррекции кн-25 может показать много удивительного. После одного из отказов, при полете в сторону моря всегда контролировал положение солнца( когда его видел) , для того чтобы вернуться на береговую черту. Ну а штурман, он и в Африке штурман.............
 
Кто летал в высоких широтах знает, что без коррекции кн-25 может показать много удивительного. После одного из отказов,
Костя извини , ну ты и завернул ! Отказ , -это оказ , а коррекция (видимо ты имел ввиду "соглосование") КН , - это частушка с другой завалинки . Далее : оборудование в обеих кабинах один -в - один , так что замечание Летнаба " где инерциальная система, там и вовсе штурман не нужен"- вполне соответствует истине . Вспомните требование РЛЭ к штурману как навигатору ? Правильно ! Их , практически , нет , за исключением пары общих фраз "контролировать и вести...".
 
Реклама
Ув. Вячеслав!

Потому на Ту-128 он и был "штурман-оператор", по существу штурман-оператор РЛС. На Як-28П это был "лётчик-оператор" ( в основном это были выпускники УАЦ или те, кого при микитке-кукурузнике сократили, из авиации или с выпускных курсов ВАУЛ, а потом, через много лет опять призвали - уже без перспективы в военной службе. Но у того была ручка и он мог( больше теоретически) пилотировать до дальнего привода.

Вопрос штурманам: в вашем «кабинете» был и телеграфный ключ – от КВ р\станции. Когда-либо приходилось его применять по прямому назначению – для радиопередачи в полёте? Не помню, чтобы нач. связи были классными радиотлеграфистами, тем более - штурмана...

И опять о пиве.
Курс обмена пива всегда был высокий: бутылка пива – на бутылку водки или ( в Обозёрке) спирта.
Но пиво действительно было дрянное. Как и арх. водка – из той же плохой воды и спира деревянного происхождения.
Ажиотаж с пивом – феномен. До Севера вообще к пиву был равнодушен, но когда после отпуска, командировки первый вопрос: а пивка попил? - пришлось пробовать по-настоящему.

Единственное, чего теперь полно везде – так это любого пива. Когда-то было от силы 3 сорта пива: "жигулёвское" - ясно, "рижское" и какое-то тёмное. Теперь - сосчитать сложно. В основном и оно с консервантами, зато не портится на 3-й день, как настоящее.
 
Последнее редактирование:
Назад