Вот если бы ИХНИЙ матрос задал такие вопросы- мы бы его порвали, «Как Тузик грелку» , а мне ответили очень даже по доброму. Чкаловец не даст соврать.
Не даст.
Встряну в ваш разговор. Надеюсь сильно меня рвать не будете?
Летчик всегда в ответе за всЁ. Значит он и главный. Мы главными родились в училище и на всю летную жизнь. Вот этого, может быть, и не хватало мальчишкам из Тамбова.
Всё так и немножко не так.
Враг истины - это обобщения, и не правильные и далеко идущие выводы.
Постараюсь объяснить.
Чтобы было понятно, что "в Теме":
Закончил на одноместных (Як-28) Барнаул (всегда в ответе за всЁ.).
Вопреки своей воли попал в морскую авиацию на тяжелые машины, в многоместный экипаж, на ракетоносец Ту-22м2,
четыре года шел к месту командира корабля на месте ПКК (помощник командира корабля официально), "правак", "правый" на слэнге.
Далее обычная служба до ДМБ, служба, полеты, командирская и нструкторская работа.
Служил и летал с выпусниками Барнаульского, Ейского училищ, выпускавших лейтенантов на одноместных машинах,
а также с выпускниками Оренбургского и Тамбовского училищ, выпускавших лейтенантов после стажировок на 4 курсе в боевых полках на месте ПКК,
позднее , после полётов в своем училище на самолётах Ту-134УБЛ.
С высоты прожитых лет и личного опыта летной, в том числе инструкторской работы, скажу следующее:
Любое летное училище не накладывае на лейтенанта какого то клейма или программы на всю оставшуюся жизнь.
Конечно в любом училище есть свои особенности, свои традиции, свои изюминки,
но они не являются определяющими летную судьбу лейтенанта и всю его лётную работу.
Нет среди лётчиков какого то, раз и навсегда привитого за четыре года, особого "бомбёрского" или "истребительского" духа.
Про выпускника любого училища можно сказать - в нём или есть лётчик, или его нет.
Главным и определяющим его дальнейшую судьбу, являются его личные особенности организма, психологии, и типа характера.
Не диплом того или иного училища даёт тебе раз и навсегда какое то особое право и черты характера,
а именно черты характера, и особенности психологии являются определяющими в дальнейшей лётной работе.
А здесь у каждого по разному.
В Союзе было много военных летных училищ. Но школа в основном была одна.
А нюансы зависили только от самого себя.
У нас на курсе среди моих только однокашников столько судеб...
Десятка два с половиной освоенных типов, совершенно разных по предназначению.
От корабельных вертолётов и самолётов с вертикальным взлетом и посадкой до "стратегов" Ту-160.
Если бы сызранцы замкнулись на своём особом "вертолётном духе", черниговцы настаивали на особом "истребительном" духе,
тамбовцы бы упорствовали в утверждении исключительного духа "стратегов", то ничего этого никогда бы не состоялось.
Лётные судьбы моих однокашников подтверждают справедливость моих слов.
Летчик или есть после выпуска из училища, или его нет.
Если он есть, то независимо от того, на чем он выпускался, он будет упорно "крутить рога" до тех пор пока не станет командиром корабля,
какой бы длинной не была дорога из правого кресла в левое.
Если лётчика нет, то независимо от того, на чем он выпускался, и что закончил, его будет устраивать должность ПКК (Правака),
и он будет говорить знаменитое - "наше дело правое - не мешать левому".
Это не зависит от училища.
Это больше зависит от психологии, от волевых качеств качеств лейтенанта.
Среди моих однокашников есть один, которому это правое кресло и отсутствие большого груза ответственности, понравилось.
И понравилось настолько, что он в нём пролетал комфортно до самого ДМБ.
И даже выйдя на гражданку, проработав долгое время помощником машиниста, он не хочет становиться машинистом тепловоза !
Зачем?
Это психология.
Только мне показалось, что эти авторитеты специально молодняк на правой табуретке бездельником держат, чтобы они не расшатывали авторитет левого трона. Вот и держат мальчишек на коротком поводке. А в этом положении и гавкнуть не всегда удобно.
Это только показалось, Валерий Степанович.
Молодняк специально никто не сдерживает. Но есть некий порядок, который заведён и принят на тяжелых машинах,
определяющий порядок прохождения службы и становления будущего командира корабля.
Он принят был не для защиты от посяганий на "расшатывание авторитета", а для защиты жизней экипажей многоместных тяжелых машин.
И это правильно.
Принято это взвешенное решение было на основе печального опыта и больших потерь.
Чрезвычайное "озеленение" очень опасно для безопасности полётов на тяжелых машинах,
совершающих многочасовые полёты в безориентирной местности и часто без радиосвязи.
Командир корабля, управляющей этой машиной и отвечающий за жизни большого экипажа,
должен созреть для этой должности.
Созреть профессионально, созреть морально, созреть психологически.
Лейтенант, закончивший ЛЮБОЕ училище, к месту командира корабля не готов.
Одно - это одноместный самолет, летающий "вокруг привода", или на поводке ШБУ,
совершенно другое это Ту-95РЦ, или Ту-142, стартующий заправленным "под пробки" в Оленьей,
и через 11 часов полёта садящийся на аэродроме в Гаване.
И цена потери одного ЛА и другого, совершенно разная.
Лейтенант из училища - это "кот в мешке".
Абсолютно неизвестно в боевом полку, что он может, чего от него ждать, и что ему можно доверить.
Чтобы обезопасить себя от неприятных неожиданностей, на тяжелых машинах была принята система подготовки командиров кораблей,
предохраняющая авиацию от "озеленения" и направленная исключительно на безопасность полётов.
На тяжелых машинах, таких как Ту-95, Ту-142, Ту-22м2, Ту-22м3, командиром корабля можно было поставить согласно руководящих документов,
подготовленного командира корабля с другого типа, к примеру Ту-16, с классом не ниже второго,
либо можно было поставить ПКК с этого типа, имеющего второй класс и звание капитан (т.е. не ранее, чем через 4 года после окончания училища)
И что самое плохое- это проникает в сознание и курсантов, которые сразу после выпуска готовы к тому, что бы лет 5 и более про самостоятельность и не думать. Вот, по-моему, откуда растут страхи у пацанов и уверенная позиция, что правый не должен мешать левому. Вот если бы «Левый» с первого полета давал «правому» рога покрутить от взлета до посадки- «правый» точно бы «левому» стал помощником, и не через пять, а через год- полтора ставился бы вопрос о подготовке его как КК.
Про сознание, про обиды, про амбиции.
Лейтенантом мне было обидно читать строчки приказа, в котором черным по белому было написано - если мне повезёт,
то командиром корабля мне раньше четырёх лет не стать.
Душа протестовала, ведь меня уже из училища выпустили командиром экипажа Як-28. Я же умею...Я же могу...А мне не дают...
А сейчас скажу - и правильно, что не дают.
Ту-22м2 это штучный самолёт, и дать его разложить на полосе лейтенанту - это верх глупости.
Лейтенант должен набраться опыта, лейтенант должен знать эту сложную машину как свои пять пальцев,
лейтенант должен ответить без запинки на любой "особый случай в полёт" в любое время дня и ночи,
лейтенант должен созреть морально и психологически управлять машиной весом 122,5 тонн и быть к этому готов.
Надо понимать, что в полку таких как ты ПКК, с амбициями, с запросами, с самолюбием, - двадцать пять!
По числу экипажей. А ставят в год командирами корабля одного-двух. Не больше.
Готовься лейтенант. "Крути рога". Набирайся опыта, налёта, боевых применений, посадок при метеоминимуме.
Доказывай каждый день, что ты лучший в полку по своей специальности. Получай последовательно третий класс, второй класс.
Отвечай на всех проверках и контролях готовности правильно, четко, без запинок и плаваний.
Не пей горькую, а если выпил - не колобродь, не выступай, и не лезь со слюнями на грудь к командиру.
Веди себя ровно с товарищами, будь лёгким в общении, будь без закидонов и без непонятных и необоснованных амбиций.
И тебя, лейтенант, твои командиры заметят. Обязательно заметят.
"Крути рога" рога в любом полёте, отключай автопилот и иди на руках в любом полёте, как бы он скушен идлителен не был,
пилотируй по высоте "чище автопилота"!
Скушно? Не то слово.
А как ты хотел? Доказывай своё право на место командира каждый год, каждый день.
Долго? А как ты хотел? Скоро только кошки родятся. А командира корабля в дальней авиации выращивают. Это штучный товар и дорогой.
Утомительно? Не хочешь всего этого?
Ну тогда сиди на правом, и не мешай левому! (с)
Хоть до самого дембеля.
Попробуешь стать командиром? Ну флаг тебе в руки! Доказывай, что ты сможешь стать командиром корабля, ты же знаешь, что для этого нужно.
Я лично прошёл этот путь за четыре года.
Меньше нельзя.
Вот этого, может быть, и не хватало мальчишкам из Тамбова. Что значит летать в училище ПКК?. – Если уж в полку это никто, то что может быть в училище. Ну, посидел на правой скамейке, ну подержался за штурвал. Какая там уверенность в себе, какой уровень подготовки. Даже не сырой материал, а так….
Валерий Степанович! Теперь немножко понятно, что Тамбов не причем? Так как непричем и любое училище.
Лётчик из училища может выйти, а может и не выйти. Из любого училища.
Лейтенант, это пластелин, заготовка из которой можно сделать что угодно, если она соотвествует требованиям,
или не сделать ничего, если сам лейтенант к этому не готов.
Не утомил ещё "полноформатным" объяснением, поклонников "кратких записок"???
И в заключение про ПКК, (Праваков)
рассказ про моего однокашника Железняка Владимира Анатольевича, он иногда к нам на ветку забегает под ником
"35"
"Ваш правый летчик Зверев"
Я закончил Оренбург. По распределению по попал в 5 МРАП, гарнизон Веселое. Меня в экипаж взял или распределили к командиру отряда. Самолет был Ту-22м3.
После полетов в училище, особенно 4-ый курс на Ту134УБЛ, где я подержался за управление, он мне представился космическим кораблем. Первое знакомство с командиром экипажа. Книжка, личное общение. Вопрос - какое училище, ответил гордо Оренбург, он мне в ответ, забудь вашу поговорку "Мое дело правое, не мешать левому", да, действительно у нас была такая, узнаю выгоню из экипажа.
Далее Николаев, наземная, первый полет, когда я увидел, что можно делать с этим огромным самолетом, я не поверил в реальность происходящего. Потом дальнейшие полеты, Он мне доверял много Сам почти не брался за управление. День, ночь. Много полетов, сверхзвук. Фактическая разведка кораблей в море. Предельно малые высоты.Ту-22м3 в то время был не надежен по двигателям. Первая посадка с Командиром на одном , вторая, отказ клина на сверхзвуке, это кувалдой бьют по твоей голове. Командир само спокойствие, включает ручной режим и мы летим дальше. Все по инструкции. Но в один из моментов мне показалось, что он дрогнул. Взлетаем ночью, макс.вес 124 тонны, ракета под крылом, на взлете над ближним, отказ двигателя, выключаем правый, была пятница, третий отказ за неделю, руководил зам.командира полка Андреев. Он дает команду заход на посадку .Мой Командир просит выработать топливо. Но РП "На посадку". Выполняем заход, я не знаю чем помочь, только стараюсь выполнять команды, перед ближним все таки просаживаемся, хотя скорость 400-410 км/час. Командир добавляет обороты, валимся, смотрю на табло горит табло "Форсаж включен", выравниваем на форсаже левого. Садимся, обошлось. Я посчитал посадочный вес был 118 тонн + боковая ракета. Я первый раз увидел, как Он на рулении снял ЗШ и вытер пот. Во второй вылет мы не полетели.
Его знание Инструкции, документов. страшно сидеть на контроле готовности. И при всем при этом вникание в наши проблемы. Одна поговорка чего стоила - "Сначала прыгайте, а потом разберемся надо это было это делать или нет". Его полеты строем, когда видишь лицо штурмана у ведущего. Посадки при минимуме. Много всего - Он сделал из меня летчика. Фамилия его Железняк Владимир Анатольевич, Кто знает где он сообщите. От себя поздравляю Вас с Днем авиации и приклоняю перед вами свои колени.
Ваш правый летчик Зверев.
Володя Железняк был бы лётчиком всегда, независимо от того какое он бы училище не закончил.
Он это доказал ещё на втором курсе на Л-29 в первом самостоятельном полёте в зону на пилотах.
В зоне у него остановился двигатель (вода в топливе), он развернулся в сторону аэродрома,
на планировании сделал несколько безуспешных попыток запуска, двигатель не пошёл.
Сделал заход с обратным стартом, выпустил аварийно шасси и закрылки и сел на грунтовую ВПП.
Всё, Валерий Степанович.
Как мог рассказал. Звиняйте, что долго.
Тема просто неоднозначная.
И выводы по ней были не совсем верные.
P.S.
Кто захочет порвать бомбёра "как тузик грелку" - шибко не рвать!
Бомбёры тоже человеки.
И хучь не такие как истребители, но тоже немного лётчики.