ТУ-128

А вот в условиях Ту-128 возможности пилота и роль штурмана не столь очевидны.
На дальних расстояниях еще понятно, а как в ближнем бою? Или Ту-128 не имеет возможности вести такой бой?
Надо ли было Ту-128 прикрывать более маневренными истребителями?
С большой вероятностью экипажи Ту-128-х на северных рубежах не могли встретить истребителей НАТО.
Наша задача была такая: уничтожить бомбардировщики США, которые летели через северный полюс, до рубежа пуска ими крылатых ракет, нацеленных на Ленинград и Москву, а восточнее – на другие крупные города, промышленные и военные объекты.

Самые близкие аэродромы потенциального врага к нашему маршруту на север Ту-128-х были на Западе, в Норвегии, нашем северном соседе, но и они были достаточно удалены от рубежа, который позволял бы им выполнить боевую задачу и вернуться домой.
Например, расстояние от военного аэродрома Буде до Мурманска где-то около 800 км, от Бардуфоссе – 580 км, но напрямую им не прорваться через наше ПВО Кольского полуострова. А полёт на С-В безопасно обогнуть по дуге Рыбачий п-ов, а это надо быть севернее полуострова хотя бы км на 200-250, потом попытаться выйти в точку перехвата вылетевших на север из Оленья (или из др. аэродромов Кольского п-ва) наших экипажей Ту-128-х, то истребители НАТО домой точно не вернулись бы.
Авианосцев США в Баренцевом море не было, если бы были, то они подвергнулись бы мощным ударам от наших бомбардировщиков и подводных лодок.
Я уж опускаю наших истребителей-перехватчиков из Мончегорска, которые могли уничтожить истребителей НАТО и дальше 250 км от Рыбачьего п-ва.

В самом конце июля 1980 года состоялись учения МО по взаимодействию авиации ПВО с корабельными пунктами управления и наведения истребительной авиации (КПУНИА).
3-я авиационная эскадрилья 518 ап (Архангельск), командиром которой тогда был я, выполнила манёвр на аэродром МА Оленья, с которого мы, взаимодействуя с КПУНИА, перехватывали «вражеские» бомбардировщики, которые летели как раз с севера.
Об этом лет десять назад, не менее, я здесь подробно рассказывал…

Что касается других полков Ту-128-х (Амдерма, Омск, Семипалатинск, Белая), то они вообще не могли на севере встретить вражеские истребители.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Наша задача была такая: уничтожить бомбардировщики США, которые летели через северный полюс, до рубежа пуска ими крылатых ракет, нацеленных на Ленинград и Москву,
Любопытно, а как вероятный противник планировал парировать авиационный налет
нашей дальней авиации через северный полюс к рубежам пуска КР. Тоже считали,
что истребители противника появиться не могут. Известно что-либо об этом?
ПС. Неоднократно наблюдал в ходе СКШТ на ЗКП ГШ ВВС в Монино, как только группа самолетов,
выполнявшая практическое обозначение принятых решений, пересекала полярный круг следовала
команда "Отбой". На тот момент мне было не ясно, как представлялись руководству ВВС действия
нашей авиации за северным полюсом.
 
Последнее редактирование:
На тот момент мне было не ясно, как представлялись руководству ВВС действия
нашей авиации за северным полюсом.
Я бы адресовал этот вопрос стратегам, мы все-таки пвошники. Хотя конечно интересно.
 
Wrb60OfJZug.jpg
 
Любопытно, а как вероятный противник планировал парировать авиационный налет нашей дальней авиации через северный полюс к рубежам пуска КР. Тоже считали, что истребители противника появиться не могут. Известно что-либо об этом?
ПС. Неоднократно наблюдал в ходе СКШТ на ЗКП ГШ ВВС в Монино, как только группа самолетов, выполнявшая практическое обозначение принятых решений, пересекала полярный круг следовала команда "Отбой". На тот момент мне было не ясно, как представлялись руководству ВВС действия нашей авиации за северным полюсом.
Этот вопрос надо бы задать лётчикам дальней стратегической авиации, кто практически отрабатывал такой вариант (полёт через Северный полюс), но и наши лётчики-тушкари могут предполагать ход «налёта дальней авиации через северный полюс к рубежам пуска КР», учитывая лётные характеристики и боевые возможности самолётов ДА.
Тут мне хочется заметить, что в случае острой военной необходимости подготовленный лётный состав Ту-128-х до уровня 2-го класса мог через пару-тройку недель спокойно вылететь правым лётчиком на Ту-128М3 (за такое время главное здесь интенсивно изучить работу самолётных систем, особые случаи и грамотные действия при возникновении оных), а, полетав пару недель праваком, особенно полёты на боевое применение, и с места командира экипажа.

Попробую и я поразмыслить над налётом ДА через Северный полюс
Для начала надо уточнить, что вы имели в виду под «полярным кругом»? Если это географический (есть ещё магнитный) Северный полюс (СП), то это не полярный круг, а некая точка на земном шаре.
Полярный круг недалеко от Архангельска, который южнее Полярного круга всего лишь на два градуса с.ш., а Нарьян-Мар севернее Полярного круга на 1°05′ с. ш. Буду исходить из того, что вы всё-таки имели в виду Северный полюс, да и штабные учения на ЗКП ГШ ВВС не могли остановиться на Полярном круге, в данном случае Северном.

Возьму для примера самолёт Ту-22М3, в кресле кабины которого мне пришлось посидеть и подержаться за штурвал (не отличается от нашего).
При вылете с аэродрома Оленья до Северного полюса 2434 км. Боевой радиус Ту-22М3 с нагрузкой 12 000 кг на дозвуковой скорости по смешанному профилю равен 2410 км, т.е. до полюса самолёт почти долетает без дозаправки, но лучше над Баренцевом морем дозаправку выполнить.
Ожидать вражеских истребителей на СП, я уверен, не придётся, - наверно, поэтому руководство СКШТ довольствовалось пересечением Северного полюса. Кстати, я не могу расшифровать СКШТ, могу лишь догадываться, что это командно-штабная тренировка…

США повезло: чтобы поразить Нью-Йорк (5486 км от Северного полюса, Оттава поближе: 4964 км) ракетам надо пролететь через Канаду, где их могут сбить, хотя это сделать не так легко.
Крылатая ракета Х-101, которой вооружён Ту-22М3, имеет максимальную дальность около 5500 км. Видим, что от рубежа пуска на Северном полюсе КР может долететь и до Нью-Йорка, но чтобы КР до Нью-Йорка долетела точно, надо пролететь за СП ещё километров 50 - 70, поэтому дозаправка над Баренцевом морем необходима.
Профиль полёта этой КР изменяемый, высота профиля полёта изменяемая: от 30 - 70 до 10 000 м; точностью попадания до 7 м.
 
Для начала надо уточнить, что вы имели в виду под «полярным кругом»? Если это географический (есть ещё магнитный) Северный полюс (СП), то это не полярный круг, а некая точка на земном шаре.
Полярный круг.
На Земле полярные круги расположены на широтах ± 66°33′44″ (66,562°).
Радиусы их примерно равны 2585 км (2610 км по поверхности Земли), длины — около 16250 км.
В русском языке область от Северного полярного круга до Северного полюса называется «Заполярье».
Военные знают, что за полярным кругом дополнительно платили "полярку", примерно 240 руб.
СКШТ - стратегическая командно-штабная тренировка. В ней участвуют все главные штабы видов ВС,
штабы ГУ МО и объединений. Как правило, по замыслу тренировки наращивание оперативной обстановки доходило до подготовки
ВС РФ к ПЯУ (первому ядерному удару) и отработки мероприятий ПЯУ. Понятно, что подготовку ДА к вылету
с ЯО смоделировать на тренировке можно, а вот применение ей ЯО и его последствия спрогнозировать сложно.
Поэтому тренировка, как правило, завершалась до условного "пуска КР с ЯБЧ". После чего оценивались действия оперативного
состава штабов. Другими словами, дело до выхода на условные рубежи пуска КР не доводилось. Принятые штабами решения на практике
обозначались небольшой группой самолетов. Это были не Ту-22М3, а Ту-95МС или Ту-160. Только они могли
нести КР Х-55 большой дальности. Они взлетали с аэр. Энгельс и шли в сторону Северного полюса. Экипажи докладывали, о подготовке
систем управления вооружением к пуску КР, на ЗКП фиксировали доклады. После пролета полярного круга
фиксировалось выполнение задачи экипажами (или не выполнение, если контрольные циклы подготовки
ракет завершились ошибкой) и им давали команду на возвращение на базу. Все просто.
Отсюда и родился первоначальный вопрос. Если бы действия не ограничивались пролетом
полярного круга, а развивались дальше, то с кем бы пришлось встретиться экипажам ДА? Какие аналоги
Ту-128 имелись у вероятного противника? Может быть система противодействия нашей ДА у противника была
построена на иных принципах?
 
О полярных кругах мы все всё знаем, и о «полярке» тоже. "Полярка" не примерно 240 рублей, а до 240 рублей.
Военнослужащим в районах Крайнего Севера платили, если я не забыл, 10% денежного содержания по истечении первых шести месяцев службы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев службы, но не более 240 рублей. У кого больше денежное содержание, тот скорее доходил до максимума. Молодой лейтенант мог за три года и не выбрать этот максимум, поэтому техники хотели дольше послужить, к тому же им год шёл за два, а лётному составу что в Севастополе, что в Амдерме год шёл за два, лишь бы определённый годовой налёт имел; в Амдерме, естественно, если налёт не набрал, то тоже год за два.

Что-то мне не нравится ваше пояснение…
Я из вашего сегодняшнего текста вижу, что такая тренировка была лишь имитацией нормальной тренировки. И всё это объясняется тем, что вылет был из Энгельса, а это расстояние до Оленья 2000 км, до Северного полярного круга (СПК) около 1700 км.
Получается, долетели до СПК – и домой, хотя за СПК и рядом с СПК с десяток наших действующих авиационных полков, а военных аэродромов и того больше.
Долететь до Северного полюса не равняется полёту до СПК, тренировка слишком упрощённая. Конечно, лететь до СП риска много, а зачем лишний раз рисковать. Наверно, это правильно, да и топливо экономится. Вспоминается, было одно время, когда не летали или летали редко из-за нехватки авиационного топлива.

Кстати, КР Х-55 имела дальность полёта всего лишь 2500 км, точность (КВО) до 100 м; Х-55СМ – 3500 км, точность до 20 м; а Х-555 (с ядерной начинкой) – дальность 2000 км. Дальность поражения вражеской цели идёт за счёт боевого радиуса бомбардировщиков Ту-95 (6340 км) и Ту-160 (7300 км).
 
а Х-555 (с ядерной начинкой)
Это неядерная КР.
Долететь до Северного полюса не равняется полёту до СПК, тренировка слишком упрощённая.
Так это была командно-штабная тренировка. Во время нее тренируется оперативный состав штабов.
Готовятся решения командующих, рисуются карты и планы выполнения намеченных мероприятий, отдаются
распоряжения вниз и принимаются доклады и донесения от подчиненных. Одновременно тренируется личный
состав пунктов управления, связисты, шифровальщики и пр. КШТ может вообще проводиться без вылета авиации.
Короче, все на бумаге и в головах военачальников.
ПС. Предлагаю на этом завершить нашу дискуссию. Вам спасибо!
 
Спасибо и вам!
Относительно ядерной / неядерной КР Х-555, то я отсюда взял информацию:
Х-555 | это... Что такое Х-555?
КР Х-555.jpg


Читается двояко, но название текстового фрагмента «Х-555» показывало (по крайней мере, так должно быть), что именно к ней относилось «Рассчитана исключительно для нанесения ядерных ударов», хотя можно понять и иначе, что КР Х-55 в любой модификации может вместо кассетной или многофакторной БЧ нести ядерный заряд.
Лично я не пришёл к однозначному выводу, даже по Х-55СМ
 
можно понять и иначе, что КР Х-55 в любой модификации может вместо кассетной или многофакторной БЧ нести ядерный заряд.
Не хотел дальше продолжать эту тему. Но как инженера по авиационному вооружению
заинтересовала фраза "многофакторной БЧ". Что это? Обычно считалось, что много поражающих
факторов у ядерного взрыва. А тут что-то другое.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Я уверен, что инженер по авиационному вооружению не должен уточнять смысл фразы у лётчика, даже неглупого, инженер должен поправить лётчика, если он был неправым.
Действительно, у ядерного взрыва много поражающих факторов: световое излучение, проникающая радиация, ударная волна, электромагнитный импульс, радиоактивное заражение. По скорости световое излучение на первом месте, на втором месте, наверно, проникающая радиация, потом ударная волна…

С латинского factor («делающий, производящий») - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.
Фраза «многофакторная БЧ», на которую вы обратили внимание, по отношению к БЧ, на мой взгляд, как раз поясняет «его характер или отдельные его черты».
А вот моя фраза «вместо кассетной или многофакторной БЧ нести ядерный заряд» мне сразу не понравилась, здесь в содержании нет логической связки между последними пятью словами, есть какая-то несогласованность, что-то лишнее…
 
Сегодня, ближе к утру, приснился мне Ильчишин Игорь…
Сон был каким-то сумбурным. Вроде он деньги привёз, 200 рублей, но эта сумма почему-то ощущалось большой. Перед Игорем кто-то тоже примерно такую же сумму привозил, а я при этих передачах какую-то контролирующую функцию исполнял.
Игорь деньги сдал и ушёл в город по своим делам, но к вечеру обещал вернуться – ближе к ночи ему надо было куда-то улететь, и я подумывал, каким ужином угостить его…
Странный сон, в котором штурман Ильчишин (родом из Львова, проживает в Архангельске, после увольнения из армии летал штурманом на самолёте ГВФ) предстал совсем в ином образе…
 
В полутора километрах от детского лагеря ,где мы сегодня побывали, место падения самолёта 64 ИАП МИГ15 УТИ.Здесь навечно обрели покой наши боевые товарищи капитаны А.И.Антоненко и В.Н.Малюкин.Возложили цветы...помолчали.
Память не ржавеет.


Ещё фото по ссылке нашего музея Музей военной авиации Омск | VK
DSC04240.JPG
 
«Эффективных менеджеров» от авиапрома — под контроль общества!
С новейшими истребителями в российской авиации большие проблемы, решение коих настоятельно требует радикальных мер.
Кот в мешке
Год назад в подмосковном Жуковском прошел очередной международный авиационно-космический салон, более известный как «МАКС-21». Салон проводится раз в два года и призван демонстрировать достижения отечественной авиационной промышленности.
Главной новинкой «МАКС-21» стал легкий тактический самолет (ЛТС) Су-75, широко разрекламированный под обозначением на английском языке как Checkmate («Шах и мат»).
Автор новинки — компания «Сухой» — пояснила, что легкий однодвигательный истребитель является коммерческим проектом и предназначен главным образом для продаж за рубеж.
Аффилированные с компанией эксперты дополнительно сообщили о предполагаемой цене изделия и его летных характеристиках. Стоимость в районе 25-30 миллионов долларов США. Максимальная бесфорсажная скорость — 1,8 Маха, потолок — 16500 метров, боевая нагрузка — 7400 килограммов, дальность действия — 2800 километров.
Су-75, дескать, благодаря этим преимуществам, будет успешно конкурировать с китайскими самолетами на рынках Азии, Африки и Латинской Америки.
Новинку «Сухого» независимые эксперты восприняли с интересом, хотя и скепсиса в оценках хватало. Собственно, что реально показали на «МАКС-21»? Макет некого самолета в ангаре с тактико-техническими характеристиками, известными лишь разработчикам. Су-75 на сегодня своего рода кот в мешке!
Любопытна реакция представителей российских ВКС на представленный летательный аппарат. Они отмолчались. Насколько известно, авиаторы не любят однодвигательные самолеты по причине их меньшей безопасности. Воздушное судно с двумя двигателями предпочтительнее.
Позже в публичном пространстве появилась информация, что какое-то количество Су-75 Воздушно-космические силы все-таки закупят. По всей видимости, на военных надавили!
Эксперты считают, что если самолет не стоит на вооружении в стране-изготовителе, у него мало шансов выиграть зарубежные тендеры. Конкретный пример с МиГ-35, который российские ВКС закупили в количестве… аж 6 штук. МиГ-35 в 2010-м проиграл тендер в Индии, уступив «Еврофайтеру» и «Рафалю». Правда, на тот момент это был «сырой», недоработанный прототип по сравнению с нынешней модификацией.
Возможно, автор, критично оценивая новое изделие «Сухого», ошибается. Дай Бог! В СМИ недавно промелькнули сведения об уникальном «всеракурсном сопле» демонстрировавшегося макета истребителя и о том, что на следующем салоне он обязательно взлетит, а в серию пойдет в 2027 году.
На пятом «просели»
Читать дальше: «Эффективных менеджеров» от авиапрома — под контроль общества! - Русская весна - 27 июля - 43613517112 - Медиаплатформа МирТесен
 
Богунков, чтобы определиться, как с Вами общаться в это непростое время хочется узнать следующее:
1. Вы находитесь в Киеве?
2. Ваш сын (родственники) защищает страну проживания в рядах ВСУ?
ПС. Чтобы не подвести.
 
Последнее редактирование:
С 08.04.2008 года на Авиафоруме видно, где я нахожусь, и место жительства я не менял, и мой ник, псевдоним соответствуют моей фамилии.
А относительно моего украинского сына, то вопрос для сегодняшнего «непростого времени» несерьёзный, провокационный.
Если молодых граждан Украины при военном положении призвали или призовут в ВСУ, то 95% из их числа будут вынуждены защищать свою страну и только 5% каким-то образом спрячутся от призыва в ВСУ. Из 95% половина не хочет воевать, только кто их спросит, впрочем, если и в России когда-то будет военное положение, то будет тоже самое, только процентное соотношение изменится…
Мой сын, учась за бюджетные средства (высокие баллы) в Киевском политехе, на военную кафедру не записывался (многие студенты записывались, причём надо было платить деньги за учёбу по военной подготовке офицера запаса), после окончания университета в ВСУ его не призывали, потом мать стала пенсионеркой, а по закону, если оба родителей пенсионеры, в армию не призывают, потом закончился и призывной возраст (на Украине призывной возраст до 27 лет). При военном положении этот Закон не действует…
 
Реклама
ПС. Чтобы не подвести.
Вчерашним вечером, по-моему, этого не было...
Мой жизненный девиз: Правда и справедливость! Справедливость и правда!
Я гражданин России, но не российский ура-патриот. После заочного окончания Киевского института / университета нархоза на защите дипломной работы председатель ГЭК предложил мне работу в военном отделе Министерства финансов Украины, для этого надо было принять гражданство Украины, - я отказался. До этого, учась заочно, работал инспектором в налоговой инспекции Печерского района Киева. Приняли закон "О государственной службе", мне предложили выбор: принять гражданство Украины или уволиться, я уволился.
Себя я характеризую так: умеренный оппозиционер любой Власти, где всегда присутствуют несправедливость и ложь!
 
Назад