ТУ-128

С самого начала несения боевого дежурства Ту-128 заняли свое место в системе ПВО СССР. В те годы она строилась следующим образом: передовой авиационный эшелон - по 10 Ту-128 из каждого полка, которые при необходимости перелетали на аэродромы передового базирования (предполагалось их взаимодействие с самолетами ДРЛО Ту-126); 1-й эшелон - силы и средства ПВО приграничных районов; 2-й эшелон - силы и средства ПВО внутренних округов. Использование в этой системе Ту-128, способных с полным вооружением "висеть" в воздухе более 2,5 ч, позволило вынести рубеж перехвата воздушных целей до 1100 км от границ СССР.
Наиболее напряженный режим дежурства был на Севере. Здесь экипажи Ту-128 постоянно поднимались в воздух на перехват разведывательных и патрульных самолетов НАТО, однако случаи их сбития неизвестны. Следует отметить, что вообще реальные пуски ракет даже по учебным целям проводились нечасто, и редко кому из летчиков за всю карьеру удавалось выполнить более десятка стрельб. Значительное беспокойство экипажам Ту-128 доставляли стратегические самолеты-разведчики SR-71, которые регулярно появлялись у советских границ, особенно досаждая при выдвижении перехватчиков на передовые аэродромы.
Американцы на скорости до 1000 км/ч следовали строго вдоль границы территориальных вод, не удаляясь от нее более чем на 5 км, а противодействие им сводилось к параллельному полету по советскую сторону границы.
Еще одним видом реальной боевой работы для Ту-128 стала борьба с автоматическими дрейфующими аэростатами (АДА), начиненными разведаппаратурой. Захват такой цели РЛС и последующий пуск ракет производился по контейнеру АДА. Например, в конце 70-х гг. экипаж 518-го ап в составе командира корабля майора В.Сироткина и штурмана Е.Щеткина записали на свой счет два сбитых шара. Один они "завалили" в районе острова Колгуев, другой - в районе Нарьян-Мара, причем во втором случае пришлось выпустить четыре ракеты. 19 июля 1985 г. отличился экипаж 350-го ап (командир корабля майор Н.Савотеев, штурман майор В.Широченко), который уничтожил АДА в районе Якутска.
Иногда приходилось сбивать и свои аэростаты, сошедшие с установленного курса. Так, в июне 1974 г. шесть советских АДА по прихоти воздушных потоков изменили направление своего движения и стали приближаться к китайской границе в районе Кустаная. Первым на их перехват поднялся стоявший на боевом дежурстве экипаж 356-го ап во главе с подполковником Н.Гайдуковым, который поразил одну цель. Атаковать медленно плывущий шар на сверхзвуковом тяжелом самолете далеко не просто: шесть молодых экипажей пытались повторить успех своих старших коллег, и все тщетно. В дело пришлось вмешаться командиру полка полковнику Е.И.Костенко, который с первого захода прервал цепь неудач своих подчиненных. Следующие четыре перехватчика последовали его примеру, и со строптивыми АДА было покончено.
В 1970 г. тяжелые перехватчики приняли участие в глобальных учениях "Океан". Тогда один из Ту-128 на короткое время нарушил границу Норвегии, но полет совершался на сверхзвуковой скорости, и средства ПВО НАТО не успели прореагировать на нарушение. Летом 1978 г. экипажи 72-го гв.ап и 356-го ап отрабатывали задачу по прикрытию авианосной группы СФ в море. В качестве средств наведения предполагалось использовать корабельные РЛС. Из-за сильного шторма и качки реализовать эту идею удалось лишь частично, и перехватчики, базировавшиеся на аэродромах Андерма и Хатанга, действовали в полуавтономном режиме. Тем не менее, они успешно перехватывали Ту-95, которые играли роль В-52, атакующих эскадру со стороны Северного полюса.
Экипажи Ту-128 отрабатывали базирование и работу с передовых аэродромов, расположенных вдоль северных границ СССР, таких как Алыкель (Норильск), Хатанга, Тикси, Якутск, Нарьян-Мар. Причем, эти задания выполнялись перехватчиками как архангельской, так и новосибирской армий ПВО. Например, в августе 1977 г. летный состав 64-го ап отрабатывал с аэродромов Заполярья задачу по прикрытию сил Северного флота и акватории Карского моря. Отрабатывалось и базирование на ледовые аэродромы. Так, в 1979 г. три Ту-128 и один Ту-128УТ из 72-го гв.ап перебросили на аэродром Грем-Бэл. Из-за неисправности самолета один экипаж вынужден был задержаться дольше расчетного срока и взлет производил с уже размокшей полосы. В январе 1980 г. отряд 356-го ап в аналогичном составе освоил ледовый аэродром острова Средний.
При передислокациях перехватчики выполняли перелеты, превышающие несколько тысяч км. Иногда это приводило к курьезным случаям. Так, в середине 70-х гг. из Владимировки предстояло перегнать два Ту-128 в Семипалатинск. Согласно поданной заявке, длина участка до Омска превышала 2000 км. Экипажам довольно долго не давали разрешения на перелет, и когда они наконец сами пошли разбираться, в чем, собственно, дело, то услышали от соответствующих должностных лиц примерно следующее: "У вас что за самолеты? Истребители? Так вот, в Советском Союзе нет истребителей, летающих на 2000 километров".
В целом Ту-128 пользовался у летчиков высокой репутацией.
Из воспоминаний полковника Евглевского. "Если говорить о моем личном впечатлении об этом самолете, то я хочу сказать, что с этой прекрасной машиной я прошел очень большой отрезок жизни, который ни вычеркнуть, ни забыть нельзя. Меня с первой минуты освоения этого "Скрипача", как его называли американцы, восхитила мощность его движения, ощущение силы, массы, послушной движению твоих рук и мысли. Мощные ускорения на взлете и стремительный набор высоты. На сверхзвук Ту-128 переходил на высоте 10-11 км без включения форсажа. В авиации ПВО самолет Ту-128 и далее Ту-128М воспитал плеяду славных боевых летчиков, которые по праву могут гордиться своим летным мастерством и тем, что впервые на этом самолете они решили задачу полного прикрытия объектов страны от ударов с воздуха на необъятных просторах северных рубежей".
 
Последнее редактирование:
Реклама
А эта информация для наших лётчиков и штурманов СВВАУЛШ:
Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов ПВО начало свое формирование на основании приказов Министра обороны СССР 1969 года на базе филиала Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков ПВО. Командовал филиалом Герой Советского Союза генерал-майор авиации Селютин Аркадий Михайлович - активный участник Великой Отечественной войны, опытный авиационный командир. Ему удалось в короткий срок на месте радиотехнического училища создать хорошую материальную базу для функционирования авиационного вуза.
Формирование училища (из филиала) было поручено опытным, прошедшим суровую школу Великой Отечественной войны, генералам и офицерам. Начальником училища был назначен полковник Голодников Николай Герасимович (умер 24.05.2010 и похоронен в Ставрополе), участник Великой Отечественной войны, лично сбивший в воздушных боях 7 самолетов противника, заслуженный военный летчик СССР.
Заместителем начальника училища по подготовке штурманов назначен Герой Советского Союза, полковник Карданов Кубати Локманович, участник Великой Отечественной войны.
К 1 ноября 1969 году формирование училища в целом было закончено. Были полностью укомплектованы управление училища, учебные авиационные части, части обеспечения, учебный отдел и курсантские подразделения.
К этому времени уже имелось достаточное количество авиационной техники и других материально-технических средств, необходимых для успешного решения задач по подготовке летчиков и штурманов для авиации ПВО.
Знаменательной датой в жизни училища стало 8 апреля 1970 года. В этот день, командующий авиацией ПВО страны, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Боровых А.Е. от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил училищу Боевое Знамя и Грамоту Президиума Верховного Совета СССР.
24 июля 1970 года училищу приказом Министра обороны установлен ежегодный праздник училища - 6 ноября. Уже в 1970 году состоялся первый выпуск штурманов-операторов из числа проходивших обучение в Армавирском филиале. Первый выпуск летчиков и штурманов, прошедших обучение в училище, состоялся в октябре 1972 года.
В первой половине 70-х годов продолжала совершенствоваться организационная структура училища, перерабатывались учебные планы и программы обучения курсантов, согласно изменившимся требованиям по подготовке лётчиков-штурманов.
В январе 1972 года в училище было введено отделение заочного обучения по профилю штурманов боевого управления. Многие офицеры, проходящие службу на должностях штурманов командных пунктов и не имеющие специального образования, получили возможность приобрести его в стенах училища.
В 1993 году Ставропольское ВВАУЛШ ПВО и перебазированное Даугавпилсское ВВАИУ ПВО на основании директивы Министра обороны Российской Федерации №3124/1/00120 переформированы в Ставропольское высшее авиационное инженерное училище ПВО имени маршала авиации В.А.Судца с передачей ему Боевого Знамени, почетного наименования и исторического формуляра, принадлежащего Ставропольскому ВВАУЛШ ПВО. С 1994 года по тем же специальностям, за исключением «Командная тактическая истребительной авиации» и «Автоматизированные средства управления истребительной авиацией», в Ставропольском ВАИУ ПВО начата подготовка специалистов инженерно-авиационной службы со средним военно-специальным образованием со сроком обучения 3 года. Таким образом, в состав училища вошло Ломоносовское ВАТУ.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 1998 года № 1009 «О военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» и приказом министра обороны Российской Федерации 1998 года № 417 училище преобразовано в Военный авиационный технический университет (филиал, г.Ставрополь). В соответствии со штатом филиалу была установлена численность переменного состава 1000 курсантов. С этого момента подготовка курсантов по специальности «Командная тактическая истребительной авиации» (ШБУ) была передана в филиал Краснодарского ВВАУ (г. Ейск). В том же году филиал был доукомплектован курсантами расформированного Пермского ВАТУ.
В 2002 году в филиале прошли очередные организационно-штатные мероприятия, в результате которых обучение курсантов по инженерному профилю стали вести кафедры, а по техническому профилю - циклы.
С 1 января 2003 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 года № 464, приказами Министра обороны 2002 года, указаниями Генерального штаба ВС РФ, Военному авиационному техническому университету возвращено историческое наименование, после чего филиал в г. Ставрополе стал именоваться «Военно-воздушная инженерная орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознаменная академия имени профессора Н.Е. Жуковского (филиал, г. Ставрополь)».
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2004 года № 937-р вуз с 31 декабря 2004 года переименован в Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт) имени маршала авиации В.А. Судца.
Подавляющее большинство выпускников зарекомендовали себя грамотными, высококвалифицированными специалистами. Многие из них занимают высокие должности в объединениях ПВО, являются начальниками авиации корпусов и дивизий, занимают высокие штабные должности, командовали авиационными полками.
За большой вклад в дело подготовки офицерских кадров для авиации Вооружённых Сил и в целях увековечивания памяти маршала авиации Судца Владимира Александровича, Постановлением Совета Министров СССР № 654 от 10 июля 1981 года и приказом Министра обороны № 214 от 9 августа 1981 года, его имя было присвоено Ставропольскому ВВАУЛШ.
Ныне многие из первых выпускников стали настоящими воздушными бойцами и в последующем занимали высокие командные должности в частях и соединениях ПВО. В отзывах о них, присылаемых в училище из частей, выражается благодарность командирам, преподавателям, летчикам-инструкторам, всем, кто обучал и воспитывал будущих офицеров.
Много труда в их подготовку вложили командиры (начальники), профессорско-преподавательский состав, гражданский персонал училища. В разные годы училищем (филиалом) командовали:
- заслуженный военный летчик СССР генерал-майор Пономаренко Анатолий Степанович (1978-1985гг.);
- генерал-майор авиации Аверин Борис Арсеньевич (1985-1993гг.);
- генерал-майор авиации Бобылев Валерий Николаевич (1993-1997гг.);
- генерал-майор Савеленко Вячеслав Михайлович (1997-2003гг.) - мой однокурсник-71;
- генерал-майор Медяный Дмитрий Николаевич (с 23 июля 2003 года по настоящее время).
В разные годы училище посещали:
Министр обороны СССР - маршал Советского Союза Гречко А.А.
Заместитель Министра обороны СССР - маршал Советского Союза Москаленко К.С.
Главнокомандующие войсками ПВО:
- генерал-армии Третьяк И.М.
- генерал-армии Прудников В.А.
Главнокомандующие ВВС России:
- генерал-армии Михайлов В.С.
- генерал-полковник Зелин А.Н.
Летчики-космонавты: Горбатко В.В., Хрунов Е.В., Сарафанов Г.В., Глазков Ю.Н., Волк И.П., Ковалёнок В.В.
В настоящее время основу училища составляют выходцы из Даугавпилсского высшего военного авиационного инженерного училища, созданного 23 февраля 1948 года, как Двинское военное авиационное техническое училище спецслужб дальней авиации. Место дислокации училища - г. Даугавпилс, Латвийской ССР, военный городок "Крепость".
Всю историю училища можно разделить на периоды:
1948 - 1952 г.г. - подготовка специалистов для дальней авиации;
1952 - 1959 г.г. - подготовка офицерских кадров для ВВС;
1960 - 1980 г.г. - подготовка офицерских кадров для авиации ПВО;
1980 - 1985 г.г. - училище готовило кадры для ВВС и ПВО;
1985 - 1993 г.г. - подготовка офицерских кадров для авиации ПВО страны.
В течение 27 лет своего существования училище готовило авиационных техников, а с 1975 года - авиационных инженеров для Вооружённых Сил России.
Все эти годы ВУЗ готовил лётчиков и штурманов, инженеров и техников для ВВС и ПВО страны, и сегодня ставропольцам есть, кем гордиться. Имена многих выпускников знают не только у нас в стране, но и за рубежом.
Герой России полковник Валерий Токарев, выпускник училища 1973 года. Он управляет самолётами 25 типов. В 1997-м году Токарев был приглашён в отряд космонавтов, а спустя год стал представителем России в NASA (США). Осуществил дважды полёт в космос на американском космическом корабле "Дискавери".
В списке генералов – выпускников училища такие фамилии:
Генерал-лейтенант Данилов Николай Иванович (выпуск 1972 г.) – командующий 14-й армией ВВС и ПВО.
Генерал-лейтенант Копылов Александр Дмитриевич (выпуск 1972 г.) – начальник оперативного отдела Главного штаба ВВС.
Генерал-майор Асадуллин Ахат Акрамович (выпуск 1973 г.) - начальник ЦКП, заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевому управлению.
Генерал-лейтенант Антипов Юрий Дмитреевич (выпуск 1974 г.) - начальник ВВС и ПВО ВМФ России.
Генерал-лейтенант Осташко Виктор Николаевич (выпуск 1974 г.) – начальник штаба – первый зам. командующего 6-й армией ВВС и ПВО.
Генерал-лейтенант Балаян Олег Рубенович (выпуск 1975 г.) - начальник Военной академии воздушно-космической обороны.
Генерал-лейтенант Шимкин Алексей Николаевич (выпуск 1976 г.) - заместитель начальника Главного штаба ВВС по орг.-мобилизационной работе.
Генерал-лейтенант Братищенко Валерий Александрович (выпуск 1979 г.) – заместитель начальника Главного штаба ВВС.
Генерал-лейтенант Свиридов Владимир Георгиевич (выпуск 1979 г.) - командующий 6-й армией ВВС и ПВО.
Генерал-лейтенант Миленин Олег Владимирович (выпуск 1980 г.) – командир 21 корпуса ПВО.
Генерал-майор Воробьёв Вячеслав Михайлович (выпуск 1966 г. ДВАРТУ) – заместитель командующего авиацией ПВО по ИАС – главный инженер авиации ПВО (1993 – 1998 гг.)
Генерал-майор Горчаков Николай Владимирович (выпуск 1979 г.) – начальник авиации 6-й армии ВВС и ПВО.
Генерал-майор Татаренко Александр Юрьевич (выпуск 1979 г.) – с 2006 года слушатель Военной академии Генерального штаба ВС РФ.
Генерал-майор Меткалов Григорий Николаевич (выпуск 1980 г.) – дежурный генерал ЦКП ВВС.
Генерал-майор Фаязов Салават Фаатович (выпуск 1980 г.)- командир 54-го корпуса ПВО.
Генерал-майор Петрушков Юрий Петрович (выпуск 1981 г.) – заместитель начальника управления Главного штаба ВВС.
Генерал-майор Кныш Владимир Николаевич (выпуск 1982 г.) – заместитель нач. штаба Командования специального назначения.
Генерал-майор Медяный Дмитрий Николаевич (выпуск 1982 г.) – начальник Ставропольского ВВАИУ (ВИ).
Генерал-майор Яковлев Анатолий Степанович (выпуск 1982) – управление боевой подготовки Генерального штаба ВС РФ.
Генерал-полковник Торопчин Анатолий Яковлевич (выпуск 1973 г.) – командующий Воздушными Силами ВС Украины.
Генерал-майор Васимов Анатолий Шияпович (выпуск 1975 г.) – Главнокомандующий войсками воздушной обороны Республики Казахстан.
Генерал-майор Азарёнок Игорь Павлович (выпуск 1983 г.) – командующий ВВС и войск ПВО ВС Республики Беларусь.
Генерал-майор Ямщиков Владимир Викторович (выпуск 1973 г.) (ЛО)
Генерал-майор Горин Александр Григорьевич (выпуск 1973 г.) (ШБУ)

Не однажды в экстремальных ситуациях выпускники училища подтверждали высокий уровень своего профессионального мастерства. 18 июля 1981 года лётчику-истребителю гвардии капитану В. Куляпину пришлось идти на перехват иностранного военного самолета, который, нарушив воздушную границу, вторгся на территорию России. Возникла сложная ситуация, и Куляпин не смог применить бортовое вооружение. Тогда он пошёл на таран. Нарушитель был сбит, а самому Куляпину удалось катапультироваться. За совершённый подвиг выпускник Ставропольского лётного училища был награждён орденом Красного Знамени.
Выпускнику Ставропольского ВВАУЛШ 1991 года, майору Нургалиеву Владимиру Васильевичу, Указом Президента РФ от 7 июля 2000 года присвоено посмертно звание Героя Российской Федерации за мужество и героизм проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе.
Многие лётчики и штурманы, инженеры и техники, на чью долю выпало воевать в Афганистане, Чечне достойно выдержали суровые испытания, проявляя мужество и героизм.
Это лётчики подполковники: А. Порублёв, А. Шаров, майор С. Малоокий, офицеры боевого управления Н. Тютин, В. Гилев, В. Резников и др.
В 2003 году был произведен последний выпуск офицеров по специальности «Автоматизированные средства управления истребительной авиацией». С этого момента подготовка специалистов по эксплуатации АСУ авиацией осуществляется только в Тамбовском ВАИИ.
В мае 2005 года вузом успешно пройдена процедура комплексной оценки деятельности. На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.07.2005 года № 1777 училище признано «Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования» и аттестовано по основным и дополнительным образовательным программам.
Приказом Министерства Образования и науки №1887 от 16.09.05 года училище признано успешно прошедшим повторное лицензирование с выдачей лицензии на право осуществления образовательной деятельности по всем представленным образовательным программам на срок 5 лет.
Училище готовит офицеров для ВВС по программам высшего и среднего профессионального образования на четырех факультетах, по следующим специальностям:
Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей;
Робототехнические системы авиационного вооружения;
Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов;
Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования.
*
В настоящее время училище расформировано.
Как и многие другие...
 
Последнее редактирование:
Спасибо создателю ветки и всем участникам, которые рассказывают о своих БОЕВЫХ буднях в мирное время в Союзе ССР.
Не могу сказать, что именно это меня подтолкнуло, но даже сегодня услышал 3 (три) упрека в своей ленности.
Несколько усовестился...

Хотя время сейчас трудное - меняется солнечная активность, планета наша деформируется, землетрясения всякие, бунты.
У нас тоже ощутимые проблемы связанные с весной - снег тает, дерьмо плывет, всякая хрень попадает во всамый внутрь отдельных граждан, вызывая обострения.
А наша психо-эмоциональная сфера очень, очень уязвима.
В нынешнее время, можно даже сказать - безвременье, когда исчезло практически внешнее поле, упорядочавшее ранее движение элементарных т.с. частиц, отдельные особи ведут себя крайне неразумно. Они, если им верить - думают. Ясный перец, что это само по себе угроза.
Взять даже на клеточном уровне, когда забот всего 2: жрать и делиться, без внешне приложенного поля туго. Особенно, если находишься на периферии, окраине (каком-нибудь Ставрополе, где рядом...) и вся эта весенняя жуть поневоле оказывает куда более сильное влияние на биологические субстанции, вызывая порой разрушительные последствия...
А на это еще накладывается особенность, подмеченная одним бомбером.
Возможно, хотел он сказать о привитой истребителям скорости принятия решений, а сказал то, что сказал - руки, дескать, впереди головы и мысли...
К сожалению, следует признать - имеет место быть.
Одним словом, нужно быть более внимательными к себе и чаще проверяться.
А врачи никогда без работы не останутся...
Некой иллюстрацией сказанному является последний пост в моем ЖЖ: http://as-on.livejournal.com/
 
Последнее редактирование:
Иногда приходилось сбивать и свои аэростаты, сошедшие с установленного курса. Так, в июне 1974 г. шесть советских АДА по прихоти воздушных потоков изменили направление своего движения и стали приближаться к китайской границе в районе Кустаная. Первым на их перехват поднялся стоявший на боевом дежурстве экипаж 356-го ап во главе с подполковником Н.Гайдуковым, который поразил одну цель. Атаковать медленно плывущий шар на сверхзвуковом тяжелом самолете далеко не просто: шесть молодых экипажей пытались повторить успех своих старших коллег, и все тщетно. В дело пришлось вмешаться командиру полка полковнику Е.И.Костенко, который с первого захода прервал цепь неудач своих подчиненных. Следующие четыре перехватчика последовали его примеру, и со строптивыми АДА было покончено.
Красиво в этом разделе написано, как и в этом эпизоде раздела, но есть в этом тексте неправда. Ради справедливости внесу некоторые уточнения…
Я был очевидцем событий того далёкого дня, но на сегодня осталось только общее впечатление. Помнится, какой ажиотаж стоял в дежурном звене, как поговаривали, что лётчики, сбившие шары, могут получить награды. Говорили, что эти шары пришли откуда-то с северо-запада, что они натовские. Это только потом выяснилось, что они наши. Помнится, что никому никак не удавалось сбить первый шар… Помнится, что командир полка Костенко Е.И. приехал с КП и полетел сам, и сбил шар. Потом начали сбивать и другие. Помнится, как наш выпуск-71 (нас было четверо; может, кто-то из нас тогда был в отпуске) надеялся, что может и нам повезёт, и нам поставят задачу на сбитие шаров… Помнится, и я на это надеялся, при этом почему-то был уверен, что мне обязательно повезёт, и я вернусь с победой…
Помнится, что не все шары тогда сбили, но как-то к концу всё успокоилось, и трагедии от этого никакой не было. Может оттого, что шары были не натовские…

Сегодня проснувшись, я вспомнил, что года два назад я нашёл свои дневники и, после того как перестал их писать, еженедельники. О своей находке я здесь как-то упоминал. Решил найти их в своих бумажных завалах, нашёл год 1974…
Пролистал за июнь, - нет записей о том событии. Пролистал за август – тоже нет, пролистал за май – опять нет. А помнится, что было тепло, не зима, решил просмотреть и за апрель…

И вот, наконец-то, обнаружил сухую запись от 18 апреля: «Дежурил с Агеевым. Наши летали по шарам. 11 вылетов – сбили 5 шаров. Доверили «старикам»: Кр-н, Кр-в, Ч-в, З. слетали по два раза, оба раза вернулись ни с чем, а Гайдукову повезло: он сбил два шара. Делился опытом, как удалось сбить. Когда дела стали плохи, с КП приехал Костенко, полетел, сбил. Повезло Агееву, его подняли, и он сбил тоже. Мне было чуток не по себе, что мне не доверили, всё-таки я тоже дежурил, хотя я и понимал, что меня, с 3-им классом, не поднимут».
Написано: «11 вылетов – сбили 5 шаров». Считаю по тексту, сбили только 4 шара. Наверное, кто-то ещё сбил в одном полёте два шара. Жаль, не написал, на каких высотах шары летели, но, помню, высоты были максимальные для их поражения Ту-128-ым, около 20-21 км.
Почему-то не оказалось в числе поднятых на сбитие выпускников-69. Двое тогда были в Амдерме, но двое (Кшинин и Евдокимов) в апреле 74-ого были в Семипалатинске…
Далее в этот день записано: «После моего БД пришёл Миша Жуков. Сегодня ровно год с его крутой спирали. По этому случаю немного выпили вина, после чего поехали на его мотоцикле. В городе я завернул к Т.Б.».
Для справки:
2-ой класс мне, как и моим товарищам по выпуску-71, присвоили через несколько дней: приказ ГК войск ПВО страны № 005 от 26.04.1974 года.
Агеев Алексей – после ДОСААФ, он на Ту-128 начал летать раньше нашего выпуска, на 18.04.74г. 2-ой класс у него точно был, мог быть и 1-ый…
*
Как видим, никакой молодёжи, кроме капитана Агеева, там и близко не было. Поднимались по шарам полковник, два подполковника и три майора.
 
Последнее редактирование:
Прошу прощения за ссылку - на ЖЖ уже несколько дней ведутся какие-то атаки (будто других мест нет, более привлекательных...), а текст туда запятил по той простой причине, что там есть т.н. "плохие слова".
Поэтому ссылка может не работать, но это временно. В течение дня то появляется доступ, то опять...
Хотя Михаил Булгаков так в свое время сформулировал разницу между матом и не матом: "Идут две бляди – это литература, а идут, блядь, двое – это мат".
А спорить с хозяевами ресурса, так же продуктивно, как и ... (можно выбрать из необъятного списка)
 
Богунков,
"а Вас я попрошу остаться!" (с)
По этому случаю немного выпили вина, после чего поехали на его мотоцикле. В городе я завернул к Т.Б.».
Я тебе, чорту, заверну к ТБ...
Ментам спалю, что пьяный на мотоцикле ездииш.
А что еще остается?

Да эту историйку набрал и практически без правок засунул. Сегодня было время чуть поправить
 
Я тебе, чорту, заверну к ТБ...
Ментам спалю, что пьяный на мотоцикле ездииш.
Была одна, Т.Б. … Я ради неё, летом этого же 74-ого года, раньше в Семипалатинск из отпуска на неделю вернулся, чтобы совместно с нею познакомиться с Алма-Атой…
А мотоцикл Миши "Явой" назывался. Долго он его доставал, писал В.К., нашему однокурснику, который служил на Украине, вроде, там было проще, но достал каким-то иным путём. Помнится, мотоцикл был доставлен откуда-то железной дорогой...
*
Решил проверить, а есть ли у меня запись о той спирали Жукова, благодаря которой он стал известен. Нашёл небольшую от 22 апреля 1973 года: «… 18-го Миша Жуков вошёл при перехвате на сверхзвуке (при выводе из атаки) в крутую спираль. С 11000 м гремел до 5000. Чудом вышел. Перегрузку довёл до 5 единиц. Самолёт деформирован. Вывел при помощи какой-то, с его слов, «кадушки» по спирали. Приезжали из армии. Принимали у нас зачёты».
 
Последнее редактирование:
поговаривали, что лётчики, сбившие шары, могут получить награды
У нас Н.Саватеев и В.Широченко получили ордена за сбитый АДА под Якутском.
У Вити всегда был острый язык, причем он его за зубами и не особо держал.
Вспоминается случай, когда полк переучился на МиГ-31 и по этому случаю раздавали ордена и медали.
Награждение проводил - "Член", которого только так и звали - ЧВС Мягков, который в ту пору полюбил Братск, постоянно у нас пасся и даже метил в депутаты от Братска, но его прокатили буквально везде.
А НШ был в ту пору В.Конько. Ему пришла в голову великолепнейшая и продуктивнейшая мысль - использовать служебное положение в личных корыстных целях.
Для чего завел себе прапора для особых поручений, Мишу что ли... Рыбки достать, еще чего, то, се... Он достался нам от эскадрильи "фотографов", что стояли раньше и имел приписку к диспетчерам, мотоцикл Урал и наследника - "карлу".
ХЗ сколько лет ему было, но водку он уже пил и даже шлялся пьяный по двору (!). Обрыдаешься...
Незабываемое впечатление, когда они ехали на этом самом Урале. Карла решительно никогда не ездил в люльке, поэтому сидел за Мишкой сзади. Там сиденье же приподнято и значительно, что создавало иллюзию нормальности, а ног нету! У людей, не знакомых с ними, челюсти отвисали.
Т.е. они как-то наличествовали, но у меня, пожалуй, кисти длиньше...
Так вот Конько (он же, разумеется, Конь, чему было достаточное оправдание - Валера был обладателем довольно брутальных бедер. "Кривые штаны" на нем сидели как трико на гимнастке) вдруг пришла приятная мысль - наградить Мишку за прогибы. Тем более, что и случай удобный.
Словом Конь вписывает его в список и Мишунок таким образом становится кавалером какой-то медали. ХЗ, зачем она нужна прапору, да еще в приличных годах, ни мне, ни кому не удалось постичь. Не говоря уже о его геройском вкладе в переучивание на новую технику.
Так вот, выходит Мишунок на сцену, нарядный такой весь, светится... Зал, не посвященный в высокую и тайную политику "коннова двора" несколько охренел от такого хода и сидел, обомлемши.
И тут Витька, в этой исповедальной тишине, командирским голосом прочитал известные строки:

Ваньке за атаку - Х.. в сраку,
А Маньке за П.. - Красную звезду!

Мишунок от этих слов чуть со сцены не ебнулся, еле сошел потом, на деревянных ногах, а Член здорово в лице поменялся, но виду не подал...
Ну а в зале ржанье дружное... Что с них взять... "грубый век, грубые нравы, романтизьму и тонкости нету..."
Мало того, Член продолжил дальше как ни в чем ни бывало. Митич Гойко...


Здесь Витя слева второй, если кто не знает. Любовно на фляжку глядит...
Не могу избавиться от ощущения дежа-вю - вроде бы я уже рассказывал об этом...
---------- Добавлено в 16:05 ----------
мотоцикл Миши "Явой" назывался
Мы с корешем Жоркой купили через год "чэзет" на паях. Он был тогда первым таким на Белой. Жорка - москвич был и взял без проблем, отправил багажом.
Вот уж тогда началось...
Благо я хоть дневников никогда не вел подобно Богункову...
Можно, наверное, пожизненое бы, как минимум, смело давать.
Историй с ним, разной степени художественности - прорва.
Даже без учета того, что когда его в третий раз украли, мент, участвовавший в розыске получил Красную звезду и повышение...
 
Последнее редактирование:
Уважаемые товарищи офицеры!
Являясь одним из самых молодых на этой ветке по количеству сообщений, вынужден писать в общую тему.
Уважаемый Петр Васильевич Богунков!
Ваше местоположение - Киев, на ветке я читал сообщение - Живу на бульваре Бучмы и
видел фотографии солидых мужчин на озере Тельбин.
Если это Вы - то я хотел сказать, что в 1973 году летом жил у родственников на улице Бучмы, купался в Тельбине, катался на лодке по Русановской протоке (лодочная станция Алые паруса находилась у гостиницы Славутич), ездил на Республиканский
стадион на матч Динамо-Карпаты (счет 2:2) на 27 трамвае через мост Патона, на стадионе спокойная обстановка и никакой милиции.
Моя родная Москва в 1973 году разительно отличалась от Москвы-2011, но Киев - это
нечто - НИКАКИХ очередей за продуктами - на Бессарабке все буквально за копейки -
торгуют одни бабушки.
Все это я хотел рассказать в частном письме, но программное обеспечение сообщило мне - пока нет 5 сообщений, Вы не можете отправлять личные, вот почему
я пишу в общую тему.
Уважаемый Туз( так я перевел псевдоним АS_ON)!
Я с гордостью показываю своей дочери 22 благодарности за свой рассказ и то, что Вы меня цитируете (уже два раза).
Дедовщину - в хорошом смысле этого слова- ещё никто не отменял, поэтому похвалы старших по возрасту и позванию (Мюллер - Штирлицу) дорогого стоят, хотя сам я сугубо гражданский человек (В СА не служил - запись в Военном билете офицера запаса Союза ССР).
С уважением, Роман Гришко.
 
Реклама
Немного о сегодняшнем Киеве

Роман, спасибо, что интересутесь авиацией, найдя что-то для себя интересное и на нашей ветке. Для первого раза слова «уважаемый» вполне достаточно, дальше это слово можно спокойно пропускать, без него будет проще.
Что вам сказать в ответ на ваш пассаж по Киеву…
Времена существенно изменились. На Бессарабке уже не всё буквально за копейки, теперь там простым людям делать нечего, и этот рынок стал самым дорогим в Киеве, он для очень обеспеченных людей. Да и бабушек (года три-четыре назад заходил туда по делам, на втором этаже была одна городская контора) там уже не увидеть.
Кстати, в следующем году самому известному рынку столицы исполняется 100 лет. Так уж случилось, что Бессарабка появилась на свет с «еврейским счастьем» — главным спонсором строительства стал известный сахарозаводчик и меценат Лазарь Бродский. Именно по этой причине десятая часть прибыли, которую приносил рынок, уходила в казну еврейской общины города. Впрочем, одним Бродским еврейские «мансы» Бессарабки не ограничились. Достаточно упомянуть о проживавших неподалеку писателе Шолом-Алейхеме (Шолом Рабинович) и маленькой девочке — будущем премьер-министре государства Израиль Голде Меир.

Лодочной станции у гостиницы «Славутич» давно уже нет, и небольшой катерок от Русановской набережной на другой берег затоки, в Гидропарк, уже не ходит. И пляжи в Гидропарке, не ститая Детского, сданы в аренду частникам, за вход надо платить гривень по 40 (5 долларов). Правда, новый глава администрации города Попов в этом году распорядился все пляжи сделать бесплатными, а плату частникам взимать только за оказанные услуги.
И трамваи через мост Патона на Печерск, на Подол уже давно не ходят. Сейчас с массива «Березняки» на Подол без пересадок можно доехать редким автобусом или маршрутками.
И Киев уже не самый зелёный город в Европе, как в те годы афишировалось, - строительное лобби порядком подпортило киевскую природу. К сожалению, и продолжает…

Но, в общем-то, город неплохой, есть где отдыхать. Главное здесь, что положительно, город не московского масштаба.
На бульваре Бучмы я не живу, на нём живёт комэск из Омска, но я живу рядом на ул.Березняковской, начало которой параллельно бульвару Бучмы. Это в квартале от бул.Бучмы. Улица Березняковкая заканчивается у Днепра, а бул.Бучмы, сам по себе короткий, всего в один квартал, упирается в озеро Тельбин. На фотографии, возможно, я есть, если та фотография, у узера Тельбин, снята тогда, когда приезжали ко мне в Киев однокурсники по училищу, живущие в Украине. Не помню, но не исключается, что я и с омским комэском позднее фотографировался, когда мы впервые очно познакомились.
 
Последнее редактирование:
Уважаемый Туз( так я перевел...
Да какая "туз"... господь с Вами, коллега...
Это просто фамилия разделена пополам, благодаря чему в нике содержится некий намек на нынешнее агрегатное состояние - "on". Вот только сам-то я вряд ли смогу ник скорректировать, когда состояние изменится и станет "off". Не до того будет... потянут к ап.Павлу на интервью - где был, да что делал... И что я ему скажу?
С шестерками воевал? Не больно много доблести для туза... Да если уж совсем откровенно - срам просто.
Так что "туз" не по делу притянут. И без того довольно, за что краснеть.
Не, есть конечно желающие, чтобы побыстрее "off", даже какашками бросаются, руку тренируют...
Вот только, к счастью, не их сейчас времена. Раньше им легче было - наваял донос и ликуй.
Мой дед именно так во враги народа попал, через донос. Надо ли думать, что цех сгорел от попадания молнии, когда документ есть опровергающий это? От ареста до расстрела - 2 месяца всего.
Что им не писать... наоборот - только подстегивает.
...за свой рассказ
Осмелюсь возразить - все-таки рассказ - это краткая литературная форма с сюжетной линией.
А то что мы здесь делаем и размещаем, это скорее посты.
Хотя не настаиваю...
...есть где отдыхать
Ну ты даешь...
Да нормальный человек везде найдет, где и как это сделать.
Это не ломом махать, куда проще реализовать...
 
При перелете из Омска в Новосибирск на Ан-26, на борту оказалась жена Ком.армии Абрамова - Ядвига ( отчество не помню) Создалась компашка для
Славик! Разрешите представиться! Самолет летел из Семипалатинска (вез Омичей и Семских в Ельцовку). Третьим в этой компании был я (четвертого не помню) А первым был Абрамов. Выиграла Ядвига Николаевна, Я ей проиграл целый рубль! СЭМ.

---------- Добавлено в 16:05 ----------

Так врать даже я не умею. Одному обуть сразу троих в префе - это ж.
Рассказываю еще одну быль! Саня Плешанов,замкомэска из Омска, отдыхал в Сухуми! Напросился на пляже в санатории поиграть в преферанс четвертым! Заказ был типа Амдерминского:последняя рука темнит,тройные бомбы! Играли на стол. К Сане попросился подсесть один из отдыхающих! Как подходит Санина рука,этот товарищ подсказывает:или Раз,или Пас.Возьмет на раз-играет 7-8 ную, на ПАС- 1-2 взятки. В общем Саня раскрутил их на хорошую выпивку! А когда ребята хорошо поддали, они сознались: Что играли втроем на ЛАПУ, Как же Саня смог их ОБУТЬ? ЭЛЕМЕНТАРНО!!!! Ну ЧТО НЕВЕРУЮЩИЕ МОИ! О Т В Е Ч А Й Т Е !!! СЭМ

---------- Добавлено в 16:30 ----------

От всей души поздравляю с Днем Рождения выпускника 1970 года ГЛАДКОВА ЮРИЯ ИОСИФОВИЧА!!! ЮРА! ДАЙ БОГ ТЕБЕ ВСЕГО,ЧЕГО ХОЧЕТСЯ!!БУДЬ! СЭМ.
 
Гарнизон ТАЛАГИ Проводы на дембель штурмана Широкоштанова.На фото с лево на право- Гилунов,Новиков,Першин,Таньков ШирокоштановГуторов,Винокуров,Сидоров Ватулин
 
Я перевел псевдоним As_on по аналогии с "Джентельменами удачи" (вор он).
Русское слово - туз на французком звучит Ас ( по-английски - эйс - это в том числе
очко в теннисе при подаче навылет).
В колоде карт на карте туз буква А.
Работая в сфере Вычислительной Техники(ВТ) - которая вся на английском - стараюсь
максимально использовать неанглийские термины - вместо принтер говорю АЦПУ -
алфавитно- цифровое печатное устройство, бустер - усилитель, компьютер - вычислитель или ЭВМ.
Будучи принципиальным противником мата - показал Ваше сообщение о мате и немате по Булгакову - своей 22-летней дочери.
Напоследок - анекдот (50-х годов 20 века):
- Откуда идёшь?
- Из библиотеки, книгу о лётчиках взял, Ас Пушкин называется.
- Автор кто?
- Иностранец какой-то - Детгиз.
 
Реклама
Господа Тушкари! В мой адрес поступила критика, что я засоряю эфир всякими порнографическими снимка в виде самолетов. Выношу этот вопрос на обсуждение. Вопрос звучит так, стоит-ли на Авиационном форуме размещать фотографии самолетов , или , в свете новых веяний, надо что-то другое? Может были какие-то указания сверху не пропогандировать нашу авиационную технику, а я пропустил? В общем пока заткнулся, до выяснения вашего мнения.
 
Назад