На примере самолета Ил-86.
Грозозащита.
- на законцовках стабилизатора и крыла устанавливались демпфирующие грозоразрядники. Это заостренный штырь похожий на шило длинной порядка 15 см,расположенный вперед по полету. В корпусе разрядника спрятан резистор ,по моему на 500 ом(если память не изменяет). Всего их было 4 шт. По концам крыла и стабилизатора.
- на пластиковом обтекателе локатора были закреплены шины грозозащиты. Полоски металла примерно 5 на 10 мм идущие от носика обтекателя к его стыку с фюзеляжем. Они располагались по периметру в количестве примерно 5 шт.
- на кончике киля стоял грозоразрядник антенны коротковолновой радиостанции. Антенна отделена от корпуса киля стеклопластиковой проставкой. Между антенной и корпусом киля стоял грозоразрядник . Это набор угольных шайб заключенных в корпус.
Защита от статического электричества
- на законцовках киля,стабилизатора и крыла стояло по несколько статических разрядников. Металлический штырь на конце которого был эбонитовый наконечник из которого выходили металлические волоски. Грубо говоря это метелочка. По ним стекал статический заряд и они иногда выгорали полностью. Его можно сделать из куска толстого тросика размахрив на конце ниточки в метелку.
Посмотреть вложение 512911
Посмотреть вложение 512912
Посмотреть вложение 512913