Уважаемые господа-пилоты, ответьте пожалуйста на вопрос чайника.
При посадке в ручном режиме-самолет тормозит сам или пилот нажимает на тормоз?
На современных самолетах установлена система автоматического торможения.
По условиям на посадке, таким как:
- длина посадочной дистанции,
- сухая ли ВПП или мокрая,
- покрыта ли снегом или льдом,
- дует ли попутный ветер,
- наконец посадочная масса самолета;
пилот выбирает режим торможения.
Обычно, для посадки таких режимов около 4. От самого слабого, до самого сильного (для посадки) "Сила торможения" рассчитывается по требуемому ускорению торможения, впрочем, при некой известной посадочной массе такое ускорение и есть характеристика силы. F=ma
На А310 мы поначалу не использовади систему, предпочитая тормозить педалями. На А300 в другой авиакомпании было рекомендовано использовать систему всегда, по крайней мере, на первоначальном этапе пробега, а потом, для комфорта пассажиров отключать и плавно дотормаживать. На А330 аналогично и на В777 точно так же.
Использование этой системы позволяет изнашивать тормоза более равномерно и в наименьшей возможной степени, так как тормозное усилие постоянно в течении всего времени применения тормозов. Во-вторых, отпадает тот самый ЧФ, благодаря которому возможно неприменение или недостаточное применение и выкатывание за пределы ВПП.
В реальной жизни, вероятно, все происходит по следующему алгоритму:
- Если есть требования обязательного применения автоматического торможения, то его применяют всегда. Если такоготнет, то по желанию пилота, которое может возникнуть, а может и нет.
- Если самолет маленький (вроде А319) то "разница в стоимости" торможения педалями или автоторможения может оказаться настолько незначительной, что нет смысла городить огород и устанавливать какие-либо требования. Если самолет большой, то разница в цене существенна и появляется смысл в написании требований и контроле их исполнения.
- Наконец, если компания эксплуатант сильно заинтересована в поддержании БП во всем и везде, то она разорится на написание и доведение требоний обязательноно применения автоматического торможения и контроли исполнения этих требований, несмотря на размер эксплуатируемых типов самолетов.