Вопрос чайника - ответ специалиста

ракета-ракете рознь, есть и "Х", есть и складывающиеся, но у большинства все таки 90 градусов между плоскостями. Ракету, разверните мысленно на 45 градусов и получите искомый крест, у большинства ракет.
Какая ракета-то ?
 

да почти все...



если ее повернуть на 45 градуса получиться крест. Вот я и думаю, разве не проще так будет управление ракетой чем когда её крылья как на фото?
 
Почему управляющие поверхности ракеты выполнены в конфигурации "Х"
У нее не только управляющие поверхности, но и крылья так повернуты, и система координат.
Так было проще формализовать управление. Достаточно стабилизировать по крену и наводить в двух наклонных плоскостях.

В каждой плоскости свое крыло и свой стабилизатор/руль.
 
Последнее редактирование:
Eduard_AB, уде ответил, добавлю только, что и на пилон так сподручнее вешать, да и не все ракеты стартуют с АКУ, легкие ракеты типа р-73, запускаются с АПУ, а проскользить бугелями по направляющим проще при расположении Х, а не +.
 
Есть ракеты и той и другой конфигурации.
В общем случае это определяется условиями размещения на носителе. Скажем, AIM-7 можно вешать "иксом" - это позволяет их размещать, в том числе, и конформно "на углу" (F-15).
А вот почему Р-33 / Р-37 сделали "иксом" - непонятно. Унификация с подвеской "иксом" на пилонах"? Ракеты под единственные носители, и "крест" позволил бы снизить сопротивление полуутопленной подвески. Как это сделано, скажем, у Х-22 (Ту-22М, под фюзеляжем). Или как у "Метеора".
 
А если стабилизировать по крену "в крест" и наводить по тангажу и по рысканию - это сложнее?

Вот AIM-120, которая вешается "иксом" - но летит она уже "крестом".

 
Последнее редактирование:
Сейчас все равно. Можно менять хоть несколько раз в процессе полета.
Тут ноги растут с тех времен, когда вычислительные возможности техники были ограничены.
Точнее их практически не было.
Х-образная схема появилась у зенитчиков и система управления была проста до примитивности. Кроме того такая схема обеспечивала конструктивную простоту установки/подвеса на направляющие.
По сути было три независимых канала, два из которых абсолютно одинаковые и, скажем так, равнозадействованные/равнозагруженные.
При этом практически отсутствую перекрестные связи.
При "+" каналы получаются неравнозначными по потребной аэродинамике(в одном крыло должно все время обеспечивать несущую силу).
Наверно это вызывало некоторое чуйство неудовлетворенности.
Ну а дальше сказались наработки.
И каждый старается их придерживаться.
 
Последнее редактирование:
Всем спасибо.
 
Последнее редактирование:
Какие то АУР вращаются (почемуто) вокруг продольной оси (по крену) при полете к цели.
Мож с этим как то связано.
 
Это не ракета, а только крыльевой блок.

<< Ракета скомпонована по аэродинамической схеме "утка", т.е. имеет рули в носовой части. Четыре крыла конструктивно объединены в крыльевой блок, который установлен подвижно относительно корпуса и в полете свободно вращается. >>
http://pvo.guns.ru/naval/osa_m.htm
 
Типа того.
Поэтому применялось радиокомандное наведение с борта носителя. РЛС которого определяла угловое положение цели в координатах "тангаж" и "рыскание".
И никто, как вы понимаете, никогда не пересчитывал эти данные в "косые плоскости". По причине той самой нехватки вычислительных мощностей.

Х-образная схема появилась у зенитчиков
Вы глубоко ошибаетесь. Она появилась ещё в 30-е годы - вместе с РС.


...и система управления была проста до примитивности.
Из описания ЗУР комплекса С-75, который, как известно, у нас был первым:
Ракеты всех серийных модификаций имеют нормальную аэродинамическую схему. Цельноповоротные рули для управления по тангажу, рысканию и крену расположены на хвостовом отсеке маршевой ступени.

Извините, но это всего лишь ваши выдумки - см. выше.

Наверно это вызывало некоторое чуйство неудовлетворенности.
Разве что у вас.
 
Это связано со стремлением конструкторов уменьшить количество рулевых машинок (выигрыш по массе и по энергопотреблению).
Скажем, рули стоят только на одной паре крыльев из двух. Ракета вращается. Упрощённо говоря, в момент, когда крылья стоят вертикально, рули корректируют ракету по курсу, а когда горизонтально - они корректируют ракету по тангажу.
 
Спасибо,
имелось в виду что в этом случае с точки зрения аэродинамики не будет принципиальна схема + или Х.
 
Ну, если вспоминать "свободно вращающийся" крыльевой блок ракеты 9М-33, то он вращался не для ради экономии рулевых машинок, а для привода генератора (тогда, наверно, еще не знали про замечательные литиевые батарейки). А машинок было все равно столько чтобы четырьмя передними крыльями управлять ракетой по тангажу и курсу. Сколько их было конкретно - две или четыре - вопрос не принципиальный, а представляющий чисто инженерное решение конкретной задачи.

Вращающиеся ракеты имеют право на существование только в виде НУРСов, если вращение для них предусмотрено в качестве способа стабилизации полета (вроде как у пули или снаряда из нарезного ствола)
 
Вращающиеся ракеты имеют право на существование только в виде НУРСов
Видимо, разработчики ПТУР MILAN этого не знали.
Поэтому эта ракета в полёте вращается, а управление осуществляется одним газодинамическим рулём с соленоидным приводом.
 
Я говорю о "наведении", как процессе в АП ракеты.
Внешние команды - это сравнительно медленный/низкочастотный процесс корректировки траектории.
Сам АП гораздо больше занят проблемами стабилизации параметров движения ракеты относительно заданной траектории.
Вот АП как раз преобразовывал внешние КУ по азимуту/углу места в наклонную систему координат.
В аналоговой аппаратуре такое решение было легче реализовать схемотехнически.
Она появилась ещё в 30-е годы - вместе с РС
Ну про НУРС как бы некорректно говорить в данном случае вообще.
Особенно таких. которые практически постоянно самопроизвольно вращаются.
Из описания ЗУР комплекса С-75,
А_Z, я этот комплекс знаю как облупленный, особенно систему управления ракеты.
Там как раз такая схема АП.
это всего лишь ваши выдумки
Это краткое/упрощенное описание принципа работы, классика.
Кстати, выделять отдельно тангаж с рысканьем нет смысла.
Управление по всем трем осям идет рулями-элеронами, на рулевые машинки которых подается результат смешения всех трех каналов.