Вопрос чайника - ответ специалиста

Привет профи-летунам! Вопрос - при выходе на закритические углы атаки движки пассажирских бортов хватают помпаж, однако реактивно-пилотажная техника крутится не задыхаясь. Почему?
вопрос слишком общий, и те и другие могут как "хватать помпаж" :), так и этого не делать. Без конкретного обсуждения типов, можно отделаться общей фразой: у военных, большАя газодинамическая устойчивость компрессора
 
Реклама
ПонЯл. Ну почти:) Чем больше тяга на кг.веса, тем стабильней?
Нет конечно :). тяговооруженность никакого значения не имеет.
Большая газодинамическая устойчивость, в двух словах, это способность компрессора сопротивляться срывным явлениям на своих( компрессора) лопатках. Достигается она несколькими путями( помимо профилирования конечно :) ), перепуском воздуха за ступенями компрессора, либо поворотом ступеней статора, ну и их комбинацией конечно.
 
Странная история, я до сих пор не могу понять, это байка или исторический курьез.<...> И еще кое-какие детали.
Вот и думай, что хочешь. Но чтобы не чувствовать себя ослом, проще сказать, как классик Станиславский - "Не верю!" :)
весёлая история, много правдоподобных деталей, но действительно, на байку очень похоже. Слишком уж много нестыковок и натяжечек. :)
Военно-морские рояли (в кустах): http://kris-reid.livejournal.com/150232.html
 
Выйдет из отпуска начальник-по новой поспрошаю.
Хорошо, я с интересом почитаю его ответ. Желательно, чтобы он, как штурман Ту-22, он учел, что я в прошлом штурман Ту-134 и знаю, что такое СВЖ, БРЛС, АРК, РСБН, КИ-13, КС в режиме ГПК и др. и, ответил не поверхностно, а смог убедить меня, коллегу-штурмана.
Вчера не было времени подробно изложить причины того, почему я считаю эту историю забавной байкой. Сейчас подробнее объясню, где я вижу слабые места и совсем неправдоподобные в рассказе.
Известный факт, что в ту пору Ту-22 был секретный и чуть ли не первый в мире сверхзвуковой бомбардировщик. И в экипажи отбирались не еще зеленые выпускники из летных училищ, а вполне полетавшие летчики, с опытом, не ниже 1-го (или реже 2-го) класса. Отсюда я и исхожу...

1. В те времена страна топливо на оборону не жалела, а граница была на замке. Не верится, что ПВО не обнаружила хорошо заметный Ту-22 и не послала пару истребителей на опознание, перехват и принуждение следовать за ними на аэродром. А вдруг в этом секретном на ту пору бомбардировщике находился второй Беленко, пожелавший перегнать Ту-22 в Иран? Тут как-то сомнительно, что ПВО могла бездействовать и спокойно отпустить неопознанный борт в недружественную на то время страну.

2. По описанию, они (экипаж) носились над Ираном 2 часа. Иран не такая уж большая страна, не знаю, где они там могли носиться это время.

3. Кроме курсовой системы и гироагрегатов, работающих в режиме ГПК, на Ту-22 есть еще и дублирующие курсовые приборы. Не изучал оснащение этого самолета, имею лишь представление. Должен быть там КМ-4 (корректирующий механизм КС), и обязательно должен быть магнитный компас "бычий глаз" - КИ-13 или более ранней модификации. Они беспристрастно показывали в это время текущий магнитный курс.

4. Не верю, что штурман в полете на Ту-22 ориентируется лишь только по локатору. Про комплексное использование средств самолетовождения хорошо известно даже курсанту второго курса летного училища, а не только опытному пилоту и штурману. Самолете Ту-22 оснащен РСБН (радиотехнической системой навигации), которая показывает в полярных координатах местоположение самолета от маяков РСБН, коих на Кавказе и в Закавказье было совсем не мало. Канал дальности использует принцип "Запрос - Ответ", возможно, чтобы не обнаруживать себя, РСБН был выключен. Допускаю, что РСБН на борту был и не исправен. Хорошо, РСБН (с подозрительностью) - вычеркиваю.

5. Два комплекта автоматических радиокомпасов АРК на Ту-22 есть. В моей практике бывало, что один комплект отказывал. Бывало и, что один отказывал, а у второго была снижена чувствительность, работал неустойчиво. Но чтобы два комплекта отказали одновременно - явление исключительно редкое.

6. Самолетовождение с использованием БРЛС (локатора) не выдеживает критики и моему уму непостижимо. Как можно перепутать все ориентиры по маршруту, да еще и радоваться родному для командира городу Курску, вместо фактически Тегерана?
Прикладываю карту (внизу моего комментария). Точный маршрут, по которому они летели мне неизвестен, поэтому он приблизителен. Чтобы полностью меня убедить в знании этого вопроса, пусть мой коллега тогда укажет несколько ППМ по маршруту, тогда я смогу точнее изобразить все опусы и ляпы, допущенные тем штурманом в полете. А пока поясню по имеющейся карте. Точка с цифрой 0 - Моздок. Далее в сторону Курска крупнейшие характерные для локатора ориентиры: 1 - Ставрополь, 2 - Ростов-на-Дону, 3 - Курск.
И в зеркальном отображении я нанес на карту предполагаемые зеркальные ориентиры: точка 1 - Махачкала (якобы Ставрополь), т.2 - Баку (якобы Ростов-на-Дону), точка 3 - пустыни и горы (якобы Курск).

Теперь любой читатель, мысленно может представить, что видно по локатору в этих точках. В т.1 - должен быть Ставрополь на суше, а штурман видел город Махачкалу на побережье моря. В т.2 - должен быть Ростов-на-Дону, на суше, на берегу крупной для локатора реки Дон, а штурман видел город Баку, опять же на побережье Каспийского моря. А в точке 3 - где должен быть очень хорошо распознаваемый по локатору город Курск, находятся лишь горы и пустыни...
Не совпадает картинка разительно. И про то, что штурман на локаторе видел все то же, но зеркально - грубая ложь.
Это каким же надо быть неадекватом, чтобы так попутать города на суши с городами на море, а Курск - с пустынями?
Штурман был пьян, да не просто пьян, а вдрызг? А командир при этом не смотрел ни на РСБН, ни на АРК?

Слабо верится, что оба были сильно пьяные. В общем, не верю я в правдивость этой истории и делаю вывод - что ее сочиняли и оттачивали много лет летчики-приколисты, но вот не опытные штурманы, поэтому и такие грубые ляпы я встретил в рассказе.
Сергей67, передайте, пожалуйста весь наш разговор Вашему начальнику, в прошлом штурману Ту-22, вместе с ниже приложенной картой. Если у него действительно есть основания утверждать, что эта история - правда, а не байка для хохмы, я буду удивлен, если он меня в этом убедит. А пока мое резюме - это лишь смешная байка, собранная из всего понемногу, но в действительности не имевшая места. :D :cool:

ИранК5дд.jpg
 
Андрей 65000, думаю, как штурман Ту-134 вы бы управились на месте штурмана Ту-22
Пилотажно-навигационное оборудование

Автопилот АП-7МЦ, автомат устойчивости АУ-105А, централь скорости и высоты ЦСВ-1М, звёздно-солнечный ориентатор БЦ-63А, курсовая система КС-6А, система траекторного управления "Путь-4К", навигационно-вычислительное устройство ЦНВУ-Б-1Б, центральная гировертикаль ЦГВ-5.

Радионавигационное оборудование

Радиокомпасы типа АРК-11, АРК-У2. Допплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-1, радиовысотомер больших высот РВ-25А и радиовысотомер малых высот РВ-УМ. Система ближней навигации РСБН-2С. Радиомаячная система посадки СП-50.
 
Хорошо, я с интересом почитаю его ответ. Желательно, чтобы он, как штурман Ту-22, он учел, что я в прошлом штурман Ту-134 и знаю, что такое СВЖ, БРЛС, АРК, РСБН, КИ-13, КС в режиме ГПК и др. и, ответил не поверхностно, а смог убедить меня, коллегу-штурмана.
Вчера не было времени подробно изложить причины того, почему я считаю эту историю забавной байкой. Сейчас подробнее объясню, где я вижу слабые места и совсем неправдоподобные в рассказе.
Известный факт, что в ту пору Ту-22 был секретный и чуть ли не первый в мире сверхзвуковой бомбардировщик. И в экипажи отбирались не еще зеленые выпускники из летных училищ, а вполне полетавшие летчики, с опытом, не ниже 1-го (или реже 2-го) класса. Отсюда я и исхожу...

1. В те времена страна топливо на оборону не жалела, а граница была на замке. Не верится, что ПВО не обнаружила хорошо заметный Ту-22 и не послала пару истребителей на опознание, перехват и принуждение следовать за ними на аэродром. А вдруг в этом секретном на ту пору бомбардировщике находился второй Беленко, пожелавший перегнать Ту-22 в Иран? Тут как-то сомнительно, что ПВО могла бездействовать и спокойно отпустить неопознанный борт в недружественную на то время страну.

2. По описанию, они (экипаж) носились над Ираном 2 часа. Иран не такая уж большая страна, не знаю, где они там могли носиться это время.

3. Кроме курсовой системы и гироагрегатов, работающих в режиме ГПК, на Ту-22 есть еще и дублирующие курсовые приборы. Не изучал оснащение этого самолета, имею лишь представление. Должен быть там КМ-4 (корректирующий механизм КС), и обязательно должен быть магнитный компас "бычий глаз" - КИ-13 или более ранней модификации. Они беспристрастно показывали в это время текущий магнитный курс.

4. Не верю, что штурман в полете на Ту-22 ориентируется лишь только по локатору. Про комплексное использование средств самолетовождения хорошо известно даже курсанту второго курса летного училища, а не только опытному пилоту и штурману. Самолете Ту-22 оснащен РСБН (радиотехнической системой навигации), которая показывает в полярных координатах местоположение самолета от маяков РСБН, коих на Кавказе и в Закавказье было совсем не мало. Канал дальности использует принцип "Запрос - Ответ", возможно, чтобы не обнаруживать себя, РСБН был выключен. Допускаю, что РСБН на борту был и не исправен. Хорошо, РСБН (с подозрительностью) - вычеркиваю.

5. Два комплекта автоматических радиокомпасов АРК на Ту-22 есть. В моей практике бывало, что один комплект отказывал. Бывало и, что один отказывал, а у второго была снижена чувствительность, работал неустойчиво. Но чтобы два комплекта отказали одновременно - явление исключительно редкое.

6. Самолетовождение с использованием БРЛС (локатора) не выдеживает критики и моему уму непостижимо. Как можно перепутать все ориентиры по маршруту, да еще и радоваться родному для командира городу Курску, вместо фактически Тегерана?
Прикладываю карту (внизу моего комментария). Точный маршрут, по которому они летели мне неизвестен, поэтому он приблизителен. Чтобы полностью меня убедить в знании этого вопроса, пусть мой коллега тогда укажет несколько ППМ по маршруту, тогда я смогу точнее изобразить все опусы и ляпы, допущенные тем штурманом в полете. А пока поясню по имеющейся карте. Точка с цифрой 0 - Моздок. Далее в сторону Курска крупнейшие характерные для локатора ориентиры: 1 - Ставрополь, 2 - Ростов-на-Дону, 3 - Курск.
И в зеркальном отображении я нанес на карту предполагаемые зеркальные ориентиры: точка 1 - Махачкала (якобы Ставрополь), т.2 - Баку (якобы Ростов-на-Дону), точка 3 - пустыни и горы (якобы Курск).

Теперь любой читатель, мысленно может представить, что видно по локатору в этих точках. В т.1 - должен быть Ставрополь на суше, а штурман видел город Махачкалу на побережье моря. В т.2 - должен быть Ростов-на-Дону, на суше, на берегу крупной для локатора реки Дон, а штурман видел город Баку, опять же на побережье Каспийского моря. А в точке 3 - где должен быть очень хорошо распознаваемый по локатору город Курск, находятся лишь горы и пустыни...
Не совпадает картинка разительно. И про то, что штурман на локаторе видел все то же, но зеркально - грубая ложь.
Это каким же надо быть неадекватом, чтобы так попутать города на суши с городами на море, а Курск - с пустынями?
Штурман был пьян, да не просто пьян, а вдрызг? А командир при этом не смотрел ни на РСБН, ни на АРК?

Слабо верится, что оба были сильно пьяные. В общем, не верю я в правдивость этой истории и делаю вывод - что ее сочиняли и оттачивали много лет летчики-приколисты, но вот не опытные штурманы, поэтому и такие грубые ляпы я встретил в рассказе.
Сергей67, передайте, пожалуйста весь наш разговор Вашему начальнику, в прошлом штурману Ту-22, вместе с ниже приложенной картой. Если у него действительно есть основания утверждать, что эта история - правда, а не байка для хохмы, я буду удивлен, если он меня в этом убедит. А пока мое резюме - это лишь смешная байка, собранная из всего понемногу, но в действительности не имевшая места. :D :cool:

Посмотреть вложение 572026
Через "личку" может свяжемся?
 
я так понял, что шт. 134 намекает, что у самолёта, предназначенного для бомбления недружественной территории (т.е. без маяков-приводов и возможно чётких ориентиров, в режиме радиомолчания, с задымлением, РЭБ-ом и ПВО) - у штурмана инструментария должно быть МНОГО БОЛЬШЕ, чем у Ту-134.
С другой стороны - не секрет, что иногда "вывозят" блатных для получения очередных корочек-звёздочек.
С третьей стороны - не исклчена и хитрая операция прикрытия - дымзавеса байкой про неучей и идиотов каких-то сложных мутных дел на сопредельной территории - слетали -сбросили что-то (или кого-то что-то потетстировали), что-то пошло немного не так - совсем втихую не вышло (на гражданский АП сели) - запустили байку-прикрытие. (Карцев (автор романа "Шёлковый путь" примерно тогда же бывал примерно там же - в дербях Ирана, но "пешком", в составе ДРГ (Зачем? - а х.з, разбери их расклады ага... (Сколь ему можно верить - вопрос столь же - я с ним был немного знаком когда-то лично - реально "Матёрый Человечище")))).
Соотв в этом случае вразумительных ответов на вопросы выше не получим.
(Россия - страна с непредсказуемым прошлым" - "что нам романы всех времён и стран!" - иногда такие закидоны правдой оказываются, впрочем с мифотворчеством у нас всё ещё пуще...
 
Последнее редактирование:
Реклама
Андрей 65000, думаю, как штурман Ту-134 вы бы управились на месте штурмана Ту-22
:) :agree: Скажу честно, как думаю. :) Чтобы мне сейчас сделать рейс на Ту-134, мне нужно 2 дня на подготовку (кое-что освежить в памяти и желательно один раз, примерно час, полетать на тренажере). Чтобы выполнить полет на Ту-22 мне нужно примерно месяц наземной подготовки и в этот же период несколько полетов на тренажере. Вот только ВЛЭК не даст мне допуск уже ни на Ту-22, ни на Ту-134...
Что касается навигационного оборудования - да примерно то же самое и на Ту-134, только на моем любимчике немного поновее - АРК15м, РСБН-6с, ДИСС-013, КС-8.
На Ту-22 радиокомпасы АРК-11, хорошо мне знакомые по Ан-26, я на нем поначалу летал. РСБН практически такой же и курсовая система тоже.
И на военной кафедре я несколько лет изучал Ту-22м2 и наш выпуск штурманов на него и готовили, как офицеров запаса. Вот только после выпуска из летного никто не пожелал пойти в ВВС, все тогда хотели летать в ГА. Так что, управился бы, 99,99% . :)

Через "личку" может свяжемся?
Не вижу проблем, мой почтовый ящик на форуме для переписки открыт.
Для нормального шт.Ту-134 тут нет ничего особого.))
Согласен, в навигационном отношении всё то же самое.

С третьей стороны - не исклчена и хитрая операция прикрытия - дымзавеса байкой про неучей и идиотов каких-то сложных мутных дел на сопредельной территории - слетали -сбросили что-то (или кого-то что-то потетстировали), что-то пошло не немного не так - совсем втихую не вышло (на гражданский АП сели) - запустили байку-прикрытие.
А вот эта версия выглядит больше похожей на правду, если полетел не бомбардировщик Ту-22, а разведчик Ту-22р. Тогда многие нестыковочки объясняются. С целью разведать расположение средств ПВО соседней страны, якобы "заблудиться", ну и была состряпана некачественно такая легенда.
Но это мое предположение. Возможно, Сергей67 сможет привести более правдоподобную версию, после ее уточнения его шефом.

Вот в этом фильме рассказывается про Ту-22, на Ту-22р применялась тактика "укола" для разведки средств ПВО некоторых стран:



Здесь неплохо описывается история этого первого нашего сверхзвукового бомбардировщика:
http://tu22.ru/index.php/osvoenie-tu-22/42-osvoenie-samoleta-tu-22-1963-1994gg
 
Последнее редактирование:
А как со всей такой кучей приборов и классами Траянов в Каунасе методом опроса местного населения летал, пока топливо не кончилось?
 
Капитан Гагабу, мне неизвестен Траянов и что там было, приведите, плиз, ссылочку на достоверное описание того случая?

А про случай описанный выше, я тоже читал, в одной из версий, что штурман был замполит. Редко летал, но опасался наказания по партийной линии.
Примерно в районе Каспия он-то понял, что летит не туда, но не знал, как выкрутиться. Командиру не сообщил об этом, продолжал косить под дурака, якобы всё у него сходилось. Но это лишь одна из версий в инете, которую я читал несколько лет назад.
 
Последнее редактирование:
Вопрос про недавний случай в Сан-Франциско, когда канадцы чуть на рулежку не уселись. Да и не только они, наши в Барселоне вообще это дело победили:) Ну не визуально же они заходили? Насколько я понимаю, курсо-глиссадная система должна заводить самолет четко в створ ВПП. Как такое возможно?
 
А как со всей такой кучей приборов и классами Траянов в Каунасе методом опроса местного населения летал, пока топливо не кончилось?
А чё в Каунасе есть аэропорт? Рыбачил на озёрах рядом(лещи офицерские т. е. не менее 2кг.)А вот на счёт а/п чёт мне не говорили.
 
Гы... Про Краснодар знаю:) На строящуюся правда не приходилось, а вот на 23 L разок на Тэшке довелось. Крутым перцем себя чувствовал, особенно когда коробку строил, как большой:)
 
Реклама
Назад