Хорошо, я с интересом почитаю его ответ. Желательно, чтобы он, как штурман Ту-22, он учел, что я в прошлом штурман Ту-134 и знаю, что такое СВЖ, БРЛС, АРК, РСБН, КИ-13, КС в режиме ГПК и др. и, ответил не поверхностно, а смог убедить меня, коллегу-штурмана.
Вчера не было времени подробно изложить причины того, почему я считаю эту историю забавной байкой. Сейчас подробнее объясню, где я вижу слабые места и совсем неправдоподобные в рассказе.
Известный факт, что в ту пору Ту-22 был секретный и чуть ли не первый в мире сверхзвуковой бомбардировщик. И в экипажи отбирались не еще зеленые выпускники из летных училищ, а вполне полетавшие летчики, с опытом, не ниже 1-го (или реже 2-го) класса. Отсюда я и исхожу...
1. В те времена страна топливо на оборону не жалела, а граница была на замке. Не верится, что ПВО не обнаружила хорошо заметный Ту-22 и не послала пару истребителей на опознание, перехват и принуждение следовать за ними на аэродром. А вдруг в этом секретном на ту пору бомбардировщике находился второй Беленко, пожелавший перегнать Ту-22 в Иран? Тут как-то сомнительно, что ПВО могла бездействовать и спокойно отпустить неопознанный борт в недружественную на то время страну.
2. По описанию, они (экипаж) носились над Ираном 2 часа. Иран не такая уж большая страна, не знаю, где они там могли носиться это время.
3. Кроме курсовой системы и гироагрегатов, работающих в режиме ГПК, на Ту-22 есть еще и дублирующие курсовые приборы. Не изучал оснащение этого самолета, имею лишь представление. Должен быть там КМ-4 (корректирующий механизм КС), и обязательно должен быть магнитный компас "бычий глаз" - КИ-13 или более ранней модификации. Они беспристрастно показывали в это время текущий магнитный курс.
4. Не верю, что штурман в полете на Ту-22 ориентируется лишь только по локатору. Про комплексное использование средств самолетовождения хорошо известно даже курсанту второго курса летного училища, а не только опытному пилоту и штурману. Самолете Ту-22 оснащен РСБН (радиотехнической системой навигации), которая показывает в полярных координатах местоположение самолета от маяков РСБН, коих на Кавказе и в Закавказье было совсем не мало. Канал дальности использует принцип "Запрос - Ответ", возможно, чтобы не обнаруживать себя, РСБН был выключен. Допускаю, что РСБН на борту был и не исправен. Хорошо, РСБН (с подозрительностью) - вычеркиваю.
5. Два комплекта автоматических радиокомпасов АРК на Ту-22 есть. В моей практике бывало, что один комплект отказывал. Бывало и, что один отказывал, а у второго была снижена чувствительность, работал неустойчиво. Но чтобы два комплекта отказали одновременно - явление исключительно редкое.
6. Самолетовождение с использованием БРЛС (локатора) не выдеживает критики и моему уму непостижимо. Как можно перепутать все ориентиры по маршруту, да еще и радоваться родному для командира городу Курску, вместо фактически Тегерана?
Прикладываю карту (внизу моего комментария). Точный маршрут, по которому они летели мне неизвестен, поэтому он приблизителен. Чтобы полностью меня убедить в знании этого вопроса, пусть мой коллега тогда укажет несколько ППМ по маршруту, тогда я смогу точнее изобразить все опусы и ляпы, допущенные тем штурманом в полете. А пока поясню по имеющейся карте. Точка с цифрой 0 - Моздок. Далее в сторону Курска крупнейшие характерные для локатора ориентиры: 1 - Ставрополь, 2 - Ростов-на-Дону, 3 - Курск.
И в зеркальном отображении я нанес на карту предполагаемые зеркальные ориентиры: точка 1 - Махачкала (якобы Ставрополь), т.2 - Баку (якобы Ростов-на-Дону), точка 3 - пустыни и горы (якобы Курск).
Теперь любой читатель, мысленно может представить, что видно по локатору в этих точках. В т.1 - должен быть Ставрополь на суше, а штурман видел город Махачкалу на побережье моря. В т.2 - должен быть Ростов-на-Дону, на суше, на берегу крупной для локатора реки Дон, а штурман видел город Баку, опять же на побережье Каспийского моря. А в точке 3 - где должен быть очень хорошо распознаваемый по локатору город Курск, находятся лишь горы и пустыни...
Не совпадает картинка разительно. И про то, что штурман на локаторе видел все то же, но зеркально - грубая ложь.
Это каким же надо быть неадекватом, чтобы так попутать города на суши с городами на море, а Курск - с пустынями?
Штурман был пьян, да не просто пьян, а вдрызг? А командир при этом не смотрел ни на РСБН, ни на АРК?
Слабо верится, что оба были сильно пьяные. В общем, не верю я в правдивость этой истории и делаю вывод - что ее сочиняли и оттачивали много лет летчики-приколисты, но вот не опытные штурманы, поэтому и такие грубые ляпы я встретил в рассказе.
Сергей67, передайте, пожалуйста весь наш разговор Вашему начальнику, в прошлом штурману Ту-22, вместе с ниже приложенной картой. Если у него действительно есть основания утверждать, что эта история - правда, а не байка для хохмы, я буду удивлен, если он меня в этом убедит. А пока мое резюме - это лишь смешная байка, собранная из всего понемногу, но в действительности не имевшая места.
:cool:
Посмотреть вложение 572026