Вопрос чайника - ответ специалиста

Александр Шепелев,
Всегда пожалуйста. В задачу форума не входит отпугивание людей, интересующихся авиацией.
Одна просьба: в твоей подписи слово "мерзкому" явно лишнее, даже некорректное. В большинстве своем паксы - наши кормильцы, вполне уважаемые люди. А "мерзкие" мне напоминает пару неприятных случаев, когда подобных приходилось пинками гнать из салона, и я этим совсем не горжусь.
Лучше убрать это слово или заменить его более юморным.
 
Иду в личку менять подпись))) Кстати самого всегда раздражает быдло как в самолетах так и вообще в жизни, можно ведь не мусорить, не клеить жвачки, можно не кидать мусор как в самолет так и вообще там где живешь. Тогда жизнь станет прекрасной.
 
кстати мои коллеги сказали, что скоро появятся новое поколение компов, они будут действовать не по заранее заложенному алгоритму, а по системе эволюционной составляющей, то есть комп будет сам находить решения, отметая самые неэффективные... Как эволюция элиминирует неприспособленные к данной реалии виды.
 

Угу, а дальше.... Скайнет... Терминатор 1-2-3-4-.......
 
Блин, ну это вряд ли, просто режиссер для фильма выбирает наиболее страшный сценарий. Потом систему всегда можно запарралелить, наделить простой комп надзорными функциями, тогда все будет без терминатора)))
 
С неподдельным интересом просмотрел эти курсы молодого бойца . Только 3 замечания:
Эти системы не работают постоянно, их включает экипаж. К тому же автомат тяги не всегда работает идеально, а по крену чаще есть просто сигнализация, но не толкатель штурвала. Так что наличие этих систем не исключает, вообще говоря, попадания самолета в опасные режимы
Маленькие самолеты, вообще говоря, не всегда тормозятся педалями. Например, маленькие Яки тормозятся рукояткой, прошу прощения, наподобие тормоза инвалидной коляски, а педали только задают, в какую сторону будет поворот при рулении.
svv,
Просмотрел не без интереса цитированную Вами книжку. Автор уважаемый. Только из книжки узнал что он был на том 65084. Однако совсем не могу согласиться с оценкой некоторых персонажей. Например, Т.А.Г. (не называю имени, наверное, Вы его тоже знаете) - очень грамотный, четкий, умный человек, хотя и непростой. А по книжке - ну просто жуть. Да и Ал-р.Вл-ч., Х. - тоже, по моему мнению, достойные люди. А.В. при весьма внушительной внешности своей поражал иногда деликатностью. И пилотажник был от Бога. Вытащил отряд в трудные времена. Есть досадные опечатки - не Мурженко, а Журженко. И т.д.
 
dyukin,
Поздравляю! Ваша гипотеза сразу оказалась в аксиомах!
Стабилизатор (Стаб) нужен для продольной балансировки самолета в полете вокруг центра тяжести. Скажем, если крыло создает кабрирующий момент, то стаб отклоняется на положительный по отношению к потоку угол атаки и создает, соответственно, пикирующий. В 90% случаев наоборото крыло создает пикирующий, а стаб кабрирующий. Моменты уравновешиваются и самолет летит, не меняя своего продольного положения.
Теперь, по каким-либо причинам, у самолета изменился момент крыла (либо центровка изменилась за счет выработки топлива и у точки приложения аэродинамических сил изменилось плечо, либо изменилось положение механизации и сместилась сама точка приложения сил, т.н. центр давления). Следствием этого будет изменение продольного положения самолета. Тангаж будет изменяться и прямолинейная траектория искривляться. Чтобы не допустить такого безобразия, в краткосрочной перспективе пилот прилагает усилия на руль высоты и создает компенсирующий момент. Но, в долгосрочной перспективе, отклоняет стабилизатор, в итоге, оставляя нагрузки на РВ нулевыми.
Итак. Стаб предназначен для балансировки самолета, а РВ для текущено изменения тангажа в процессе пилотирования. Летчики этот процесс (балансировку) называют снятием нагрузок с руля высоты, что не совсем правильно технически, зато точно отражает ощущения пилота.
 
Частный пилот MFS,
а я читал откидывая лица, потому и понравилось.
Единственный персонаж с кем действительно плотно я общался это Антропов В.С.
 
А для чего во многих схемах раскраски самолёта законцовки крыльев и стабилизатора покрашены в красный цвет?
 
Частный пилот MFS сказал(а):
из-за неграмотного выбора материалов пары гайка-винт (бронза-сталь)
...и, тем не менее, бронзовая гайка там осталась.
 
Товарищи! Ветка разрослась настолько, что стала достойна отдельного форума
Но для нашего с вами удобства давайте возьмем за правило - новые вопросы задавать во вновь созданных темах.
Спасибо!
 
ЧАВО - Часто Задаваемые Вопросы и Ответы. Или Чайниками Задаваемые Вопросы и Ответы, как угодно
Сюда вошли вопросы, которые задавались более одного раза, а также вопросы, которые, как я думаю, наиболее интересны с точки зрения пассажиров.
Исключены вопросы, например, касающиеся тонкостей пилотирования или достаточно глубоко технические, которые без подготовки понять трудно.

Приветствуются критика и дополнения
Постепенно буду дополнять. Орфография и стилистика, по-возможности, сохранены за аффтарами.

Вопрос. Почему летает самолет?
Ответ. Крыло самолёта сверху изогнуто больше, чем снизу. Воздух расстояние от передней кромки крыла до задней, и сверху и снизу крыла, должен пройти за одинаковое время. Поэтому получается, что тот поток воздуха, что проходит по верхней поверхности, движется мимо крыла быстрей, чем тот, который по нижней. Поскольку, чем больше скорость потока воздуха, тем давление на поверхность меньше, то получается, что воздух, проходящий снизу, давит на крыло сильнее и самолёт летит.

Вопрос. Может ли какой-нибудь придурок открыть аварийный выход в полете?
Ответ. Нет. Люк заблокирован.
Кроме того, открытию в полёте мешает избыточное давление в салоне (~0.6 атм) - люк на большинстве типов открывается внутрь.

Вопрос. Как именно блокируются люки?
Ответ. Те, которые наружу (Ту-154 например) - стоит анероидная коробка в двери, которая через кинематику блокирует дверь при достижении ВС определенной
высоты.

Вопрос. Насколько опасно путешествовать на самолёте женщине в положении?
Ответ. Опасно на поздних сроках беременности - более 28 недель. При сроке 33 недели и более, авиакомпания может отказать в перевозке.

Вопрос. Почему пассажирам не выдают парашюты.
Ответ. Потому что воспользоваться парашютом невозможно.
Во-первых, среднестатистический пассажир не умеет им пользоваться, во-вторых, практически невозможно выбраться из падающего самолёта.

Вопрос. А зачем каждый раз учат надевать спасательные жилеты при полёте над морем? Неужели в случае падения в море с эшелона у кого-то будет шанс ими воспользоваться?
Ответ. В случае падения - нет. В случае посадки на воду - да.

Вопрос. Возможно ли из пассажирского салона попасть в багажник?
Ответ. Нет.

Вопрос. Почему нельзя провозить мелких животных (кошечек, декоративных собачек и прочих хомячков) с собой в салоне?
Ответ. Они могут создавать неудобства пассажирам (запах, шум). При эвакуации могут создавать помехи. Некоторые авиакомпании разрешают провозить небольшую кошку или собаку (ограничение по весу) в клетке соответствующего образца. В этом случае требуется оплатить, как за сверхнормативный багаж и иметь необходимые ветеринарные сертификаты.

Вопрос. Может ли животное, перевозимое в багажном отсеке негативно влиять на пассажиров в салоне (например, на тех, у кого аллергия - через замкнутую циркуляцию воздуха)?
Ответ. Нет. Воздух в багажник попадает из пассажирской кабины.

Вопрос. Какая среда в багажных отсеках?
Ответ. На старых типах температура около +10°C, на новых - любая потребная. Давление, как в салоне.

Вопрос. Что это за вертикальные "крылышки" на концах крыла современных самолётов и для чего они?
Ответ. Из-за того, что давление воздуха снизу крыла выше чем сверху, через законцовку крыла происходит перетекание, организуется вихрь, который создает т.н. индуктивное сопротивление, ухудшающее общие характеристики крыла. Чтобы воспрепятствовать этому перетеканию и ставят вертикальные законцовки, именуемые по имени изобретателя законцовками Уиткомба или винглетами (winglets). Это повышает экономические показатели самолёта.

Вопрос. Зачем просят открыть шторки иллюминаторов и выключают основное освещение в салоне при взлете и посадке?
Ответ. Эти две меры - шторки и выключение света, позволяют адаптировать глаза пассажиров к внешниму освещению, и чтобы кабинный экипаж видел окружающую обстановку в случае аварийной ситуации, когда необходима эвакуация.

Вопрос. Для чего отверстие в одном из стёкол иллюминатора?
Ответ. Это у тех самолётов, у которых силовое стекло наружное -- для выравнивания давления между полостями, образованными наружным (силовым) и внутренними стёклами.

Вопрос. Какой самый безопасный самолёт?
Ответ. Тот, который больше никогда не полетит - списанный.

Вопрос. Каковы различия между широкофюзеляжным и узкофюзеляжным лайнерами?
Ответ. У первых в пассажирском салоне два прохода, у вторых - один.

Вопрос. Почему самолёт со стоянки сначала оттаскивают тягачом, а потом он сам рулит, притом, что перед этим на стоянку он рулил сам?
Ответ. Часто самолет стоит носом к терминалу или в сторону, куда нельзя или невозможно рулить. Вдобавок, экономия топлива, а также исключение опасности повреждения других ВС и аэродромных сооружений струей газов. Кроме того, на некоторых аэродромах для запуска двигателей выделены специальные места.

Вопрос. Зачем самолеты делают круг перед посадкой?
Ответ. Самолёт сначала выходит на маяк (т.е., тем самым, получает чёткую привязку к конкретному месту), а потом выполняет манёвр по выходу на посадочный курс. Это называется кругом, хотя, фактически, таковым может и не являться.

Вопрос. Опасно ли и почему иногда уходят на второй круг?
Ответ. Нет. У пилотов нет цели посадить самолёт любой ценой с первой попытки. Уход на второй круг может быть обусловлен:
  • неожиданно возникшим препятствием на полосе;
  • ошибкой диспетчера и/или экипажа;
  • погодными условиями;
  • отказом техники.

Вопрос. Можно ли по каким-то признакам, пассажирам из салона определить уход на второй круг.
Ответ. Узнать уходит ли самолёт на второй круг можно по следующим признакам:
  • увеличение на продолжительное время режима двигателей;
  • частичная уборка механизации;
  • уборка шасси;
  • самолёт начинает набирать высоту.

Вопрос. Что такое реверс двигателя?
Ответ. Это устройство, которое перенаправляет поток выходящих газов вперед (~45 град), для уменьшения длины пробега самолёта.

Вопрос. Сможет ли самолёт остановиться, если откажет реверс двигателя?
Ответ. Да. Кроме реверса, для торможения используются аэродинамические поверхности (спойлеры, интерцепторы), а также колёсные тормоза.

Вопрос. Что означают цифры и буквы в обозначениях ВПП?
Ответ. Например на торце написано 14L. 14 умножаем на 10 получаем 140 - это, часто округлённый, курс посадки, т.е. действительный курс может быть, например, 142, если заходить/взлетать с этого торца. Буква - это когда есть полосы параллельные.
Например, если три полосы, то обозначения - 14L, 14C и 14R - соответственно левая (left), центральная (central) и правая (right). Так они видны, слева направо если заходить на одну из них с торца 14. Т.е. с северо-запада.

Вопрос. Почему на борту самолета не разрешают снимать и фотографировать?
Ответ. Авиакомпания сама устанавливает порядки на борту.

Вопрос. Какие реальные средства воздействия на пассажиров - нарушителей правил поведения на борту - есть у АК?
Ответ. Зависит от конкретной авиакомпании, а также поведения пассажира. Обычно дело заканчивается уговорами. В наиболее тяжёлых случаях, если на земле, то вылет задерживается и преступника сдают правоохранительным органам. Если в полёте, то самолёт может совершить вынужденную посадку.

Вопрос. Как нумеруются двигатели?
Ответ. Слева направо по полёту.
У самолётов с вертикальным расположением двигателей (например, истребитель English Electric Lightning) - верхний двигатель № 1, нижний двигатель № 2
У самолётов с тандемным расположением двигателей (Дорнье До-335) - двигатель в носовой части № 1, двигатель в хвостовой части №. 2

Вопрос. Закрепляют ли конкретные борта за конкретными (несколькими) экипажами?
Ответ. В ГА - нет.

Вопрос. Герметично ли закрываются гондолы шасси после его уборки?
Ответ. Нет. В этом нет необходимости.

Вопрос. Может ли неподготовленный человек посадить самолёт, как в фильмах?
Ответ. Нет.

Вопрос. Как называется штука, соединяющая тягач с самолётом при буксировке на земле?
Ответ. Водило.

Вопрос. Что будет если в самолет ударит молния?
Ответ. Ничего. Молния выйдет через стекатели.

Вопрос. Что произойдет, если самолет войдет в грозовое облако?
Ответ. Это запрещено. Самолёт может разрушиться и потерпеть катастрофу. Грозовые фронты обходят, или если это невозможно, то возвращаются в аэропорт вылета.

Вопрос. Что будет если во время полета откажет двигатель (два двигателя)?
Ответ. Если один, на двух- и более двигательном самолёте - ничего. Все многодвигательные самолёты рассчитаны на продолжение полёта на оставшихся двигателях.

Вопрос. С какой скоростью самолет будет падать (планировать) при отключенных двигателях?
Ответ. Зависит от самолёта, его аэродинамического качества и полётного веса.

Вопрос. Может ли самолёт взлететь (сесть) без использования механизации крыла?
Ответ. Может. Но для этого понадобиться намного большая длина полосы.

Вопрос. Чем определяются ограничения на приём различных самолётов различными аэропортами?
Ответ. Нагрузкой на ВПП, состояние РД и МРД, отсутствием средств наземного обслуживания, отсутствием стоянок, подходящих для данного типа ВС и т.д.

Вопрос. С какого момента решает капитан садиться в аэропорту при плохой погоде? Может ли диспетчер запретить посадку, если уверен что борт не готов технически к таким погодным условиям?
Ответ. У аэропорта есть метеоминимум, то есть минимум самого точного захода. Если условия ниже этого минимума, то а/п закрыт для всех бортов. В России, есть ещё и метеоминимум у КВСа, соответственно если погода меньше его минимума, то он не имеет права заходить.

Вопрос. От чего зависит количество лопастей у винтов поршневых и турбовинтовых двигателей?
Ответ. От снимаемой с вала двигателя мощности. Чем больше мощность — тем больше требуется лопастей для "перевода" её в тягу. Или чем меньше лопастей, тем их диаметр должен быть больше, чтобы создать одинаковую тягу. Каждая лопасть несёт свою часть аэродинамической нагрузки.

Вопрос. Почему не делают многолопастные винты на всех самолётах?
Ответ. В общем случае, чем больше лопастей, тем ниже эффективность, т.к., вихри лопастей мешают соседям. Чем меньше лопастей - тем они длиннее. Ищут разумный компромисс.

Вопрос. За сколько времени до пассажиров экипаж оказывается на борту?
Ответ. Приблизительно за час до вылета.

Вопрос. Влияет ли на центровку самолета хождение пассажиров по салону?
Ответ. На больших самолётах - нет.

Вопрос. Откуда берётся иней внутри самолёта, вокруг аварийного люка?
Ответ. Снаружи самолета температура -50. Люк металлический и его температура тоже около того. Не закрытые тепло-шумо изоляцией его части, соприкасаясь с влажным воздухом салона, покрываются инеем.

Вопрос. В каком случае экипаж имеет право (обязан) прекратить взлет?
Ответ. До скорости принятия решения - специально рассчитаной скорости для данного типа на данной полосе, при которой хватит оставшейся длины полосы для остановки самолёта - если наступили условия, при которых самолет не в состоянии продолжить взлет безопасно. Например,
  • внезапно возникшей помехи на полосе;
  • отказ системы управления самолетом;
  • столкновение с наземным объектом;
  • столкновение с птицами и отказ более одного двигателя на самолете с тремя или двух и более на самолете с четырьмя;
  • разрушение одной из стоек шасси
  • взрыв бомбы в салоне
и т.д.
 
Последнее редактирование:

Чего-то напутано?
 
А в Ту-134 и Ан-24, например — легко. Ну если бортпроводники спят.
 
TOWA сказал(а):
Чего-то напутано?
просто неполно, на Як-42 например нагрузка приходится на внутреннее, а полость между ними соединена с атмосферой через силикагель.
 

Некорректно построена фраза. Давление выравнивается между полостями, а не стеклами.
 
тип, вопросы общие.
military_upir, вопрос заключается "почему отверстие", а не какое стекло какую функциональную нагрузку несёт.
TOWA, принято. Исправил.
 
Странно. А во всех фильмах типа Турбулентности в багажник попадают лехко!
 
Nimdar,
Спасибо за проделанную работу и перелопаченные горы информации!
Предложение к Администрации - перенести в Важные.