Вопрос чайника - ответ специалиста

В моей бывшей АК бизнес-классы Як-42 перетягивал автосалон.
 

В инете много описаний про струйные течения, чтобы не набирать много букв, я посоветую по поиску почитать про них.
Сверхзвука не получается, потому как Эйнштейн был прав - всё в мире относительно. У дозвукового самолета может быть скорость 1300 км/ч, но это относительно земли, это называется - путевая скорость или на английском - GS, ground speed. А относительно воздуха, в котором летит самолет (истинная скорость, true airspeed), скорость-то по-прежнему остается дозвуковая.
Лично мной на Ту-134А был однажды осенью зафиксирован ветер с направлением 230 градусов 320 км/ч, в районе Вологды на высоте 10100 метров. Путевая была 1040 км/ч при истинной 780 и угол сноса градусов под 15 (трасса Нерль - Котлас). Но в метеорологии описываются редкие случаи, когда скорость ветра достигала и порядка 500 км/ч.
Примерно на высотах 6 - 12км и выше, струйные течения (СТ) - не редкость. Поток в сильных СТ очень турбулентный, поэтому часто бывает резкая хаотичная болтанка, есть и такой термин: ТЯН (турбулентность ясного неба). В самом течении обычно болтанка все же меньше, чем на границах этого течения, как по высоте, так и в горизонтальной плоскости.
Посмотреть на текущую карту струйных течений можно здесь: https://www.ventusky.com/?p=45;96;2&l=wind-200hpa
Например, сейчас в районе Сеула на высоте 12км скорость СТ превышает 200 км/ч:

 
Последнее редактирование:
Вот скорость, которую показал навигатор в полете
 
К сожалению, навигатор не показывает высоту и температуру воздуха.
На высоте 10000 м скорость звука уменьшается на 10%, и при температуре -50 градусов еще на 10%
В этих условиях примерно 900 км/ч
http://tehtab.ru/Guide/GuidePhysics/Sound/SoundSpeedAirTemperature/

ПС Температура -50* учтена в таблице высоты, поэтому учитывая ее второй раз, я ошибся, спасибо уважаемому Андрей 65000 за поправку. Скорость звука на высоте 10000 м стандартной атмосферы 1080 км/ч
 
Последнее редактирование:
Навигатор показывает скорость путевую, относительно земли. К скорости звука никакого отношения.
 
Чуть выше обсуждалась скорость самолета и превышение скорости звука, для полноты картины нужно знать скорость и направление ветра, конечно.
 
Сегодня у всех пассажирских лайнеров ограничение по числу М, которое меньше единицы. Так, что можно только констатировать - а сколько до звука осталось.
 
Вот-вот. и при выходе из этого течения - а раз оно "струйное" - то у негое есть какой-то не очень широкий "край" - вот при выходе из него - не бывает ли ситуаций когда получается сверхзвук? или по-другом - получается при выходе из него - самолёт как упереться должнет, как будто по тормозам вдарили, ибо хоть аэродинамически-то он летит отностительно воздуха - в любой инерциальной системе отсчёта (за каковую в данном случае вполне можно принять Землю) скорость его не может измениться столь же быстро, сколь локален градиент скоростей струйного течения...
Как это выглядит на борту - пересечение струйного течения? - ну допустим, попутного в наборе? Или встречного
 
Обычно сопровождается болтанкой, а пилот на приборе путевой скорости видит, что она значительно выросла и он радуется, либо, когда резко уменьшилась - грустит. А приборная (относительно воздуха) как была 600к/ч так и осталась.
 
вот что бы РЕЗКО вырости - путевой, т.е. относительно земли = инерциальной системы - должно быть значительное, ощутимое ускорение. В частности когда отрицательное - "торможение"... Впрочем, посокльку оно же одновременно с резким же изменением подъёмной силы - то оно не только по курсу будет, но и вверх-вниз, и если не строго попутное/встречное течение - то ещё и вправо-влево ускорение, да ещё с креном... -
ок, "болтанка".
 
Речь только о струйных течениях, которые таких резких границ не имеют как ураганы. Скорость сравнительно плавно увеличивается или уменьшается. Болтанка присутствует при ясном небе, только и всего.
 
Аэрофлот, как известно, предоставляет возможность бесплатной перевозки детской коляски, при чём коляской можно пользоваться вплоть до посадки на борт. Однако на сайте написано:
Чем эти аэропорты отличаются от остальных? Там берут за услугу дополнительные деньги или просто в принципе не предоставляют такой услуги?
Мне туда не надо, просто стало интересно.
 
Как-то из Барселоны улетал с коляской (и ребенком в ней). Правда не Аэрофлотом. Ну вот не припоминаю никаких особенностей: т.е. как обычно до посадки коляска была при мне.
Так что присоединяюсь к вопросу
 
Гадать - занятие неблагодарное. По личному опыту - зависит от аэропорта, компании и типа коляски. Люльки везде (или почти везде) отправляют сдавать в oversized (но если сама люлька с ручкой для переноски, то ее можно и до трапа, сдавать только шасси). Складные сидячие - где как, обычно можно до трапа, но, помнится, норвеги в Хельсинках отправили сдавать. Так же и с выдачей: где-то выгружают к трапу (или в телетрап), где-то на выдаче негабаритного, где-то на ту же ленту, что и прочий багаж. Но нигде и никогда за коляску не брали денег, ни Аэрофлот, ни Ryanair, ни кто-либо еще.
Откуда взялся этот список и что имеется в виду, остается только гадать, что есть занятие неблагодарное ))
 
Да, кстати, сейчас стал вспоминать - из перечисленных портов мы летали с коляской только из FCO и там действительно отправили сдавать коляску в окно негабаритного багажа. Помнится, там еще никого не оказалось, но висел внутренний телефон и записка, куда звонить чтобы кто-то подошел и забрал, непросто, короче ))
 

Нет, неправильно. Скорость звука на высоте 10000м не бывает 900км/ч. Иначе бы я на своем Ту-134 при максимальном М=0,82 не мог летать со скоростью более 740 км/ч.
Приведенной вами таблицей пользоваться в авиации нельзя, поэтому такая грубая ошибка.
Здесь данные точнее: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стандартная_атмосфера
То есть, при нормальной температуре (в условиях международной стандартной атмосферы, МСА),
на высоте 10000м скорость звука a = 299,6 м/с = 1078,6 км/ч.
На высоте 12000м, a = 295,1 м/с = 1062,4 км/ч
Обратите внимание, на высотах от 12000м до 20000м скорость звука в МСА практически постоянна.
На МСА есть и ГОСТ и ISO: http://www.internet-law.ru/gosts/gost/7772


 
Последнее редактирование:
вот выделенное непонятно, давление падает, плотность соответственно тоже, а скорость звука не меняется
 
nsv, в ISA температура на этих высотах постоянна, а скорость звука ей пропорциональна.