А как раньше с помощью приборов штурмана определяли свои координаты над облаками? Если отвлеклись (поесть, облегчиться и т.п.)
На разных самолетах по-разному. Летал на Ан-24, Ан-26, Ту-134.
Самая "черная" работа была на Ан-24. Летали буквально по Черному.
По локатору измеряли угол сноса, по секундомеру - путевую скорость, много рутины.
На Ан-26 уже была РСБН, это очень точная система, точнее VOR/DME.
Но всё-равно приходилось УС определять по локатору, путевую тоже по секундомеру.
Экспресс-замер путевой скорости: при полете на/от РСБН засекаешь удаление и включаешь секундомер, на 36-й секунде снова засекаешь удаление.
Разницу удалений (пройденное расстояние) умножаешь на 100, получается путевая скорость в км/ч. За рабочий день десятки-сотню раз так поизмеряешь УС и W, потом на линейке повычисляешь ветер, чувствуешь себя человеком-калькулятором, я бы сказал, даже биокомпьютером.
На Ту-134 уже - благодать! Есть и РСБН и VOR/DME. А еще есть ДИСС-013 - очень удобно и точно показывает текущие УС и W, не нужно постоянно клацать кнопками на локаторе, чтобы определить УС, не нужно засекать секундомером пройденное расстояние. И не нужно постоянно канючить у пилотов, чтобы подвернули то на 2 градуса вправо, то на 3 градуса влево. Штурман сам задает нужный курс, пилоты ему нужны, лишь чтобы возить на работу в небо и увозить с работы на землю. Да еще АНУ сама подворачивает самолет при изменении УС, вообще "белый человек".
На всех самолетах первого класса (Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ил-86 и т.д.) установлены вычислительные устройства, там штурману и курс, как-правило, не нужно задавать, можно сидеть в белых перчаточках и нажимать на кнопочки.
По сравнению с Ан-24 считать в полете нужно в десятки раз меньше.
Но зато больше скорости, высоты, расстояния, больше ощущается ответственность, тоже штурмана не назовешь бездельником.
Да и как его так назвать, если в полете он-то и работает? Ведет самолет по маршруту, ведет связь с диспетчером, контролирует все параметры полета, обходит грозы, контролирует остаток топлива, рассчитывает экипажу начало снижения, стюардессам время прибытия, начальству заполняет отчетность по полету. Раньше еще и километровые рассчитывали по восходу и заходу солнца с учетом сумерек и по группам сложности. Вот штурман только и считает. И самолетом управляет. И вся документация у него - карты, Сборники, всякие таблицы, справочная документация. Ощущает себя воздушным бухгалтером-интеллигентом, заодно и юристом, чтобы решения на взлет, посадку и прочее вписывались в требования руководящих документов. Этакий педант, контролирующий своих пилотов и на земле и на посадке.
В туалет штурманы в полете не любители ходить, за них чаще ходят пилоты. Я по-большому лишь раз-то и ходил в полете, съел какую-то субстанцию не очень подходящую. Да и по малой нужде, может, раз в год. И то, когда нет гроз и матчасть исправна. Убедишься, что летим точно на трассе, выставишь поточнее курс, скажешь командиру расчетное время такого-то пункта, на который летим, сунешь второму пилоту палетку или карту, вот тогда и можешь посетить отсек для раздумий и уединения. А про питание вообще говорить нечего. Это бортмеханики-бортинженеры могут пойти к стюардессам лясы поточить в полете, да покушать с ними в светских беседах. Пилоты же обычно ставят себе поднос с питанием на колени и так и трапезничают. Штурману обычно удобнее - есть свой столик, на который вмещается не только один поднос. Вот так и летал, в левой руке держа куриный окорочок, а правой накручивая всякие частоты АРК, УКВ, щелкая переключателями и тумблерами. Поэтому до сих пор у меня левая рука чище, чем правая - привычка.