Вопрос чайника - ответ специалиста

Эммм... Вообщето в свете последних модных тенденций пилотам не принято желать мягкой посадки, ибо это может привести к авиационному происшествию. Как тут не вспомнить Катастрофу Ту-204 во Внукове.
 
Наверное этот вопрос уже много раз поднимался, в тч на форумах симмеров и forumavia.ru, но внятного и понятного для себя ответа я так и не нашел. Пытался читать первоисточники (РТЭ), но тоже понял не много )

Вопрос про МЭТ на Ту-154.

Вроде как МЭТ работает только с загружателями штурвальной колонки, и само по себе нажатие на гашетку МЭТ (пилотом) РВ не отклоняет, а только "ослабляет" или наоборот - "загружает" пружины, создавая эффект набегающего потока на рули.

Ну и собственно тот самый вопрос который меня давно уже терзает - при нажимании на тумблер МЭТ'а на, допустим, кабрирование, руль высоты отклоняется, или таки нет ? Вот непонятно )

Где-то встречал такое описание работы связки "МЭТ - штурвал": сначала отклоняем РВ штурвальной колонкой, а потом снимаем усилие МЭТ'ом. Показалось что такая процедура управления самолетом слегка нелогичная, если не сказать - мутная ) Но возможно я не так понял принцип работы.
 
Последнее редактирование:
У Вас настоящая каша в голове . Представьте себе что Вы летите на простом самолете типа Цессна или Як-18Т. Набрав высоту Вы переводите самолет в горизонтальный полет и выставляете номинальный режим работы двигателя определенный для режима горизонтального полета. При этом режиме работы двигателя самолет должен лететь горизонтально. И тут Вы понимаете, что самолет почему то все время стремиться задрать нос и чтобы удерживать самолет в горизонте Вам приходиться постоянно отдавать от себя штурвал. То есть Вы чувствуете нагрузку на штурвале. Тогда Вы перемещаете триммер руля высоты в такое положение , когда при отпущенном штурвале самолет не будет иметь никаких тенденций к опусканию или поднятию носа. В горизонтальном полете это происходит из за изменения центровки самолета, например ,посадили двух здоровых мужиков на заднее сидение. Можно стриммировать самолет и на глиссаде , потому что тот же Як-18 с выпущенным щитком , борясь с кабрирующим моментом, надо "задавливать" в точку выравнивания отдавая штурвал от себя. Вы управляете самолетом штурвалом и чтобы не удерживать его все время от себя или на себя ,Вы пользуетесь триммером. На Ту-154 нет отдельной рулевой поверхности триммера, там использован триммерный эффект. После снятия нагрузки руль высоты будет отклонен на определенную величину ,а штурвальная колонка будет в нейтрали.
 
У Вас настоящая каша в голове .

Возможно )

Как работает каноничный триммер (маленький "рулек" на РВ, элеронах или РН), я примерно представляю. Как работает переставной стабилизатор (B-737, etc) - тоже. А вот как "работает" МЭТ на Ту-154 - с трудом ) Т.е. понятно до того самого момента, когда загружатель штурвала, снимая нагрузку, толкает или отпускает шток при нажатии гашетки МЭТ'а. А вот что происходит в этот момент с самим РВ, не имеющим триммеров как таковых - загадка )
 
Если Вы удерживая штурвал работаете нажимным переключателем триммера, то руль высоты изменит свое положение.
 

Ага. А если допустим штурвал в нейтрали, летим горизонтально, тенденции ни к снижению ни к набору нет, и тут мы нажимаем "переключатель триммера" на кабрирование. Руль отклонится вверх? И куда "поедет" сам штурвал (по идее он должен уехать к пузу пилота), если вообще поедет?

Смутило вот это - "Важной составляющей частью правильного управления ТУ-154 является работа с МЭТ (механизм электрического триммирования). Замечу что МЭТ не перекладывает ни стабилизатор, ни другие дополнительные поверхности, он работает исключительно со штурвальной колонкой, изменяя ее балансировочное положение для снятия усилий при пилотировании." - http://forum.belavia.info/viewtopic.php?f=35&t=434

Понятно что сайт симмеровский, но написано-то уверенно и твердо )
 
Нажимаете на себя. И штурвал поедет на себя отклоняя руль высоты на кабрирование.
 

Понятно. Значит утверждение "ясногоПерца" с форума виртуальной авиакомпании "Белавиа" о том что "МЭТ не перекладывает ни стабилизатор, ни другие дополнительные поверхности" (под "другими поверхностями", насколько понятно из контекста, как раз и имелся ввиду РВ), не верное?

В общем вся разница с классическими схемами (B-737, etc) в том, что у Боингов нажимание на гашетку перекладывает весь стабилизатор, у Ту-154 - только РВ. Занятно )

Осталось разобраться с той самой фразой "сначала штурвалом задаем угол тангажа, потом снимаем усилие МЭТ'ом". Так-ли это? Получается что на Боингах, DC, Ил-86 процесс управления по продольному каналу куда как проще и понятнее. И возможно - эффективнее )
 
Но, сначала штурвал потом МЭТ

Вот именно. Ничего не имею против КБ Туполева, тем более что самолеты у них получались хотя и весьма непростые (Ту-22 "первый"), но "красивые", но вот такая методА управления в продольном канале мне кажется не самой оптимальной, не самой понятной для пилота, и главное - не самой логичной.

Ведь на самолетах-ровесниках (Ил-62/Ил-86/Boeing/Airbus/McDonnel Douglas/etc) все гораздо проще: "самолет стремится опустить нос"? ok - нажимаем переключатель/крутим колесо триммера, не трогая при этом штурвала, и все - самолет через какое-то время (реакция на отклонение) - сбалансирован. На Ту-154, кмк, процесс изрядно усложнили.

И да - ведь на Ту-154 есть еще "электрический" перестановщик стабилизатора (помимо "задатчика"), тот что под колпачком. Он-то нафига? Насколько помню, Василий Васильевич Ершов так ни разу его и не упомянул в своих рассказах. Да и под "колпачок" его не зря закупорили (хотя тут понятно - чтоп случайно не нажать), и разместили на козырьке приборной доски, фиг дотянешься ) То-ли рудимент, то-ли атавизм )
 
Последнее редактирование:
Не в нейтрали. В некотором положении относительно физической 'середины' диапазона движения штурвальной колонки, но с нулевым усилием для пилота.
 
На В737 при этом еще и штурвал двигается, смещая нейтральное положение, очень похоже на Ту154.
 
Верное. По сути. Так как МЭТ двигает штурвал, а уж он в свою очередь - РВ.
 
Вы не можете судить о методе. Задавая такие вопросы.
Ну, на истину я не претендую )

Сократос накрутил в Ростове. Если вы не в курсах.
Не знаю кто такой "Сократос", и уж точно не в курсах что он там "накрутил" )

На ту-5 продвинутая система управления среди себе подобных.
Наверное таки да.

Но опять-таки - мне она кажется несколько странной что-ли ... Ну т.е. когда пилоты крутят колесо триммера (Ту-134) - понятно что происходит и с тз физики/аэродинамики, и с тз кинематики (отклоняется маленький "рулек"). Когда нажимаются гашетки перекладки стабилизатора (B-737, как самый популярный тип) - тоже понятна и логика работы, и принцип. И в том и в другом случае отклоняются или собственно триммер (Ту-134), или стабилизатор начинает елозить (B-737). При этом сам РВ, т.е. "оперативная" рулевая поверхность - неподвижен.

А вот МЭТ? У Ил-62, к примеру, у которого тоже T-образное оперение, балансировка - емнип - производится, в основном, стабилизатором. Почти уверен что на B-727, Trident, BAC и Каравелла - тоже.

Из РЛЭ Ил-76 - "Продольная балансировка самолета на всех режимах полета обеспечивается перестановкой стабилизатора, а необходимый маневр
по перегрузке - отклонением руля высоты."

Верное. По сути. Так как МЭТ двигает штурвал, а уж он в свою очередь - РВ.
Я спросил не для того что бы уличить человека с белорусского форума в незнании (точнее - в слегка запутанном объяснении работы МЭТ), тем более что на тот форум я не захожу (и не планирую), а истины ради ) Если бы не фраза "ни другие дополнительные поверхности", то было бы проще понять что автор имел ввиду. А из текста получаецца, что манипулируя МЭТ'ом пилот только снимает нагрузки, а РВ при этом неподвижен, хотя наверное бывает и такое, учитывая алгоритм работы этой могучей связки - "сначала штурвал, потом - МЭТ" )

Собственно именно с этой фразы и начались мои изыскания - показалось странным, что единственная задача МЭТ - снятие нагрузок и на этом - все )
 
Последнее редактирование: