Triz,
Раньше так и было (и посейчас есть на ранешних самолетах) т.е:
Перед загрузкой самолета груз взвешивают и уже известный вес размещают на определенные места в багажниках. Вес среднего пассажира принят за 75-85 кило плюс 5 кило на ручную кладь. Пассажиры сидят на известных местах.
Все эти данные заносятся в специальный центровочный график, графически отражающий простое правило рычага. В итоге находится центр масс загруженного самолета без топлива. Потом добавляется влияние на центровку топлива (известной массы и расположенного в определенных баках).
По этим данным определяется установка стабилизатора на тот или иной угол для взлета.
Сейчас в большистве случаев расчет компьютерный. Принцип работы программы тот же, но с линейкой и карандашом возиться не надо. Пилоты получают готовые данные.
Насчет самолетной системы.
Такая бывает и в качестве опции может быть установлена. Основу составляет измерение нагрузки на стойки шасси и соответственное определение фактической центровки. В жизни встречать не приходилось. Скорее всего, из-за высокой стоимости широкого распространения не имеет.
В полете центровка измерается автоматически по фактическому углу стабилизатора, с использованием данных скорости, высоты