Вопрос чайника - ответ специалиста

Еще один вопрос, я задавал, но так и не ответели. Покрывается ли пространство над океанами за 1000-и км от берегов зонами контроля диспетчеров?
 
А флаттер, это разве не оттуда?
флаттер это колебания аэродинамических поверхностей под влиянием потока воздуха - оно не привязано к числу М. Просто взаимодействие упругой конструкции с потоком, возникает на определенной скорости - ну или вовсе не возникает если конструктора постарались

при числе М=1 обтекание довольно сложное - поэтому как там работает управление сказать трудно. Но как-то работает При этом надо учитывать что на разных поверхностях поток движется с рахной скоростью - где-то он уже давно сверхзвуковой, а где-то еще дозвуковой.
Я писал про то, что поскольку на дозвуке и сверхзвуке мы имеем разное распределение давления по профилю крыла + разную эффективность рулей (на дозвуке работает стабилизатор+руль высоты, на сверхзвуке - только сам руль) то балансировочное положение ручки будут довольно сильно отличаться. Пассажирам-то наверное все равно, кроме того форма крыла Конкорда выбрана таким образом, чтобы уход фокуса был минимальным.
 
Gek, сандро, вы бы хоть thanx ставили тем, кого выслушать полезно/интересно было
 
Щас поставлю. Да мне всех интересно выслушивать!

балансировочное положение ручки...
уход фокуса был минимальным.

я извиняюсь - я чайник... я летать не умею...
А что такое "балансировочное положение ручки"? Имеется ввиду балансировочное положение триммера?
А что такое "фокус"?
 
как там работает управление сказать трудно. Но как-то работает

Говорят (вики), рули плохо работаю - "теряют эффективность ... аппарат становится неуправляемым". Поэтому истребителям рекомендуют переход делать как можно быстрее на форсаже, что бы "избежать длительного полёта в зоне волнового кризиса." Т.е. там, где самолет плохо управляется.
 
Да. Из-за трансзвуковых явлений обтекание ЛА достаточно хаотично.
 
триммер служит для обнуления усилия на ручке - то есть можно сказать и так. На дозвуке и сверхзвуке для сохранения горизонтального полета положение ручки будет разное - соответственно для обнуления усилий на ней и положение триммера будет разное.
Фокус есть точка приложения приращения аэродинамической силы. В горизонтальном полете понятное дело точка приложения силы совпадает с центром тяжести, а вот при возмущениях возникает приращение силы, приложенное в фокусе.
Ну кстати и точка приложения аэродинамической силы при переходе на М > 1 сместится назад (для прямого крыа, для стреловидноги и с наплывами тоже сместится - но там все сложнее). Через что получим пикирующий момент, который и будем компенсировать перемещением ручки/триммера.
И еще один момент - при переходе через М=1 резко возрастает аэродинамическое сопротивление.
да, из-за того что местные скорости а следовательно и точки приложения сил скачут по поверхностям. Строго говоря это начинается раньше чем М=1 - когда местные скорости достигают скорости звука.
 
Занудства ради: а нафига тогда стабилизатор?
 
Интерцерторы на эшелоне - вполне штатна ситуация для гашения скорости или получения необходимой вертикальной скорости снижения, не выходя за рамки ограничений по маху. А вот закрылки на эшелоне - не самая лучшая инициатива, можно чего-нибудь поломать. "Повернуть" и "выпустить" закрылки - это одно и то-же.
 

Стабилизатор нужен для стабилизирования. Сам стабилизатор неподвижный же, а рули высоты (а это практически подвижная часть стабилизатора) этот "фокус" могут сдвигать.
 

На взляд интерцепторы поломать проще - они тонкие (опять на взгляд)
там не больше 5 мм. толщины. А закрылки они мощные, и привод их поворачивающий тоже (опять на взгляд) мощный.
 
Кто знает, при скоростях и высотах полета типичных пассажирских самолетов. (~10 км, ~1000 км/час), есть ли заметный нагрев корпуса от трения об воздуха? Т.е. у самолета преобладает охлаждение от холодного воздуха (на высоте же -50) или нагрев от трения? Если выключить кондиционер, паксы замерзнут или вспотеют?
 
Gek, Нагрев около 20 градусов. Нагреваются только передние кромки. Так что при -50 все равно холодно.
 
Площадь интерцепторов существенно меньше. И их задача не сопротивляться потоку, а нарушать ламинарное обтекание крыла.
 
Спасибо всем за ответы! Еще несколько вопросиков.

Почему-то считается, что управлять большим самолетом сложнее, чем маленьким. А чем сложнее? Ну самолет интертнее, ну это дело привычки - надо делать все плавнее, с учетом инерции... У тяжелого самолета даже есть приемущество - из-за большой массы, он менее подвержен влиянию всяких турбулентностей.

Было тут много сказано про тормоза, а ручник (стояночный тормоз) у самолетов есть?

Какой запас у ВПП по длинне. Т.е. на сколько ВПП длиннее, чем пробежный путь у самого длиннопробежного самолет? Раза в два будет длиннее?
 
Есть стояночный тормоз. Например, на Ту-154 для установки на тормоз нажимаются две педали и тянется спец. ручка. Для снятия - просто нажать на две педали сразу.

Пробег после посадки зависит от многих условий: покрытия полосы, и, главное, Ксц - коэффициента сцепления. Все данные по пробегу и выбору полосы есть в таблицах.

Вы, в принципе, сами ответили на свой вопрос, но именно поэтому и сложнее.
А привычка - это дело наживное.
 
Нет у него такого преимущества. А почему?
Это "ну" довольно существенно. Маленький самолётик повернул и всё. А большой - отклонил ручку на возмущение и ждёшь, пока среагирует. А в это время стрелки продолжают разбегаться. Поэтому, крутить ручку надо предсказывая поведение стрелок с запасом.

Сколько строители решили, такой запас и будет. Длина пробега зависит в том числе от погодных условий. Если аэродром рассчитывают под Ан-2, ему и метров 200 может хватить.
 
Последнее редактирование:
Тут немного иначе. Насколько должна быть длинее полоса, чем дистанция пробега для конкретного самолета, который туда хочет сесть в конкретных условиях (загрузка, заправка, сцепление, температура воздуха). Какие-то самолеты могут садиться на определенную полосу только в ограниченном диапазоне загрузок. Другим самолетам ее будет хватать во всех условиях (это и будут те самолеты, которые в норме будут летать в такой порт). К дистанции пробега кажется добавляется 66% (ну там все немного сложнее), чтобы определить потребную длину ВПП.