К вопросу о Як-40 на грунтах.
Экзот сказал(а):
Дорогой коллега, ну будьте Вы добрее...
Представьте себе, вспомнил. Вернее, уточнил кое-что. Может, кому-то это будет интересно. Да, действительно, Як-40 получил разрешение летать на грунте, но упомянутые мной ранее испытания существенно ограничили это дело. Коротко по существу. Это были госиспытания Як-40 в ГосНИИ ГА (начальником ЛИКа тогда был Кляус), ведущим летчиком по испытаниям на грунтах был Г.П.Деменко, правый – Г.Буланов, б/м Е.Иванов, ведущий инженер В.В.Попова. Борт 87731. Первый этап испытаний был в Сыктывкаре. Дожди, полоса размокшая. Левый движок выключили и закрыли заглушкой «во избежание». На первой же пробежке, когда дали двум движкам взлетный режим и машина стала разгоняться, отказал правый двигатель (зашкалила температура газов), после осмотра – множество забоин на лопатках, движок заменили, программу первого этапа прекратили. Предложили КБ Яковлева внести в РЛЭ пункт «эксплуатация самолета на грунтах с размокшим верхним слоем запрещается». Второй этап – в а/п Вентспилс на супесчаном грунте. На одном из взлетов – опять отказ бокового движка из-за попадания мелкой гальки и щебня. Программу прекратили. Результат: предложение внести в РЛЭ пункт «эксплуатация самолета на грунтах, имеющих на поверхности каменисто-галечные включения в несвязанном состоянии, запрещается». Одновременно проходили эксплуатационные испытания, и на одном из взлетов с пассажирами – отказ обоих боковых двигателей из-за забивания грязью. На тот момент (по информации ГосНИИ) Яковлев со скрипом, но подписал эти ограничения в РЛЭ. Сохранились ли они – не знаю, Як-40 – не моя машина. Пусть летуны с Як-40 выскажутся, как им на ГВПП живется.