AndyM,
Barrsuk, Очень интересный у вас диспут.
Я, хоть и не специалист в аэродромном строительстве, больше юзер, попробую предложить вам свою версию.
Раньше, когда возможно, для решения о направлении полос использовали тн розу ветров. Или строили несколько полос с направлениями, наиболее подходящими для полетов против ветра.
Оно и сейчас рады бы так построить, но землица вздорожала, жители близлежащих деревень шум и копоть на дух не переносят и жалуются в магистраты.
Поэтому, если старый порт, то развивают из того что есть (Внуково, О'Хара) Или строят параллельные ВПП (Пекин, Бангкок, Куала, Шанхай-Пудонг, Франкфурт с ВПП 25П, Амстердам с ВПП 18П и пр и пр и пр)
А еще в старых портах часто выводят из эксплуатации пересекающие полосы (Токио Нарита, Хитроу, Буэнос Айрес), превращая их в рулежки.
В то же время есть масса примеров успешной эксплуатации разнонаправленных и пересекающихся ВПП. В основном это порты в Штатах. В свое время, когда земля была еще относительно недорога, были выстроены огромные порты с кучей пересекающихся ВПП. Сейчас пока все это успешно работает.
Но все же, основной тренд современного аэропортового строительства - две или несколько параллельных ВПП.