В новости АК "Ямал" говорится - "Новые направления расширят маршрутную сеть авиакомпании "Ямал" до 41, из них 35 – это субсидированные рейсы."
Новые круглогодичные субсидируемые перелеты будут выполняться авиакомпанией "Ямал" из Надыма и Ноябрьска
yamal.aero
Стало интересно какие направления у АК "Ямал" в данный момент не субсидируются. Сверил данные по флайтрадару с таблицей от Росавиации и получил следующую информацию:
Полностью субсидируются рейсы из аэропортов ЯНАО в Сочи, Питер, Уфу (кроме Нового Уренгоя), Омск (из Салехарда и Н. Уренгоя), Мин. Воды, Казань (из Салехарда), Горно-Алтайск (из Салехарда и Н. Уренгоя), Новосибирск (из Салехарда и Н. Уренгоя), Тюмень (только Надым и Ноябрьск).
Коммерчески успешных направлений у АК, которые живут без субсидий довольно мало, но на удивление их больше чем говорилось в новости - 8, а не 6:
- Новый Уренгой - Уфа - 3 рейса в неделю, субсидий нет. Кроме Ямала есть ежедневный рейс Ютейра, направления явно раскатано и коммерчески оправдано.
- Новый Уренгой - Екатеринбург - 2 р/н, субсидий нет. Кроме Ямала летает Ред Вингз 1 р/н.
- Ноябрьск - Москва (Домодедово), 3 р/н, субсидий нет. Кроме Ямала летает Ютейр во Внуково 5 р/н, направления явно раскатано и коммерчески оправдано.
- Надым - Москва (Домодедово), 5 р/н, субсидий нет.
- Салехард - Москва (Домодедово), ежедневно, субсидий нет.
- Салехард - Москва (Шереметьево), 4 р/н, субсидий нет.
- Тюмень - Минеральные воды, 1р/н, субсидий нет.
- Тюмень - Сочи, 5 р/н, субсидий нет
Ямал интересный пример, конечно. Это один из нескольких оставшихся примеров в России, когда комбинация региона или компании, аэропорта и авиакомпании получает доминирующее или монопольное положение на рынке. Другие примеры - Череповец и Северсталь, Норильск и Нордстар (правда туда получилось зайти Сибири), Ижевск и Ижавиа (зашли Аэрофлот и Сибирь). Правительствую ЯНАО принадлежат три аэропорта - Салехард, Надым и Новый Уренгой. Правда в Новый Уренгой запустили оператором Аэропорты Регионов. Фактически в Салехард и Надым летает только АК "Ямал". В Новом Уренгое с количеством компаний по интереснее. Аэропорт Ноябрьска принадлежит Ютейр, который в нем эксплуатирует только московский рейс. Правительство ЯНАО кстати жалуется на Ютейр в Ноябрьске периодически, что не развивает аэропорт. С дивана, я бы на месте Ютейра рассмотрел возможность продажи аэропорта правительству ЯНАО, если они конечно предложат хорошую цену.
Интересны попытки Сибири зайти на Ямал. Так в текущем году у них были субсидии при поддержке Новосибирской области в Надым (2 р/н) и Ноябрьск (3 р/н), а также не субсидируемый ежедневный рейс в Новый Уренгой. С дивана вообще видится интересным некий альянс - код-шеринг или интерлайн Ямала и Сибири. В Москве у них общий базовый аэропорт, да и трафик в Новосибирск можно существенно увеличить. Правда интерес Ямала в этом партнерстве скорее социальный, в пользе для жителей округа.