Восстановление Ил-18В СССР-75737 в музее ВВС в Монино

Модератор темы: Юлий Владимирович

Юлий Владимирович

секта свидетелей Ил-18
В связи с возобновлением работ решил запустить эту тему. Раньше вел журнал в ЖЖ, но сейчас это мертвый ресурс. Пауза в работах была связана как с карантинными ограничениями (волонтеров несколько месяцев не пускали в музей), так и с моей загруженностью по основному месту работы.
Теперь с начала марта мы опять потихоньку приводим Ил-18 в порядок.
Для начала размещу несколько фото того как всё выглядело в 2016 году:







 
Сегодня продолжили работы на борту. Очень много мелочей по кабине , которые обычный посетитель и не заметит, но сделать надо чтобы на душе было спокойно. Вообще о работах сложно рассказывать, не каждый субботник происходит что либо интересное. А вот сама по себе история восстановления это цепочка удачных совпадений, которую невозможно было предположить. И об этом стоит рассказать отдельно.

 
Начну свой рассказ с того, что изначально масштабных работ на монинском Ил-18 не планировалось. Самолет стоял на задворках , любой кто видел то что там происходит внутри, понимал огромный объем работ. Поэтому в наших планах была уборка сгоревшего и не более того. И тут неожиданно выяснилось , что в ЛИИ утилизируют Ил-18. Путем переговоров удалось договориться о нашем посещении.
Это был бедолага EX-603 уже несколько лет стоявший без дела на аэродроме, бывший 75423. Из всего возможного нам отдали панели внутренней отделки от второго и третьего салонов, иллюминаторы и посадочные фары. Первый салон и кабину трогать запретили, потом их вообще отпилили от фюзеляжа.
Но и это уже была большая удача.



 
Решил разбавить рассказ о наших работах фотографией Ил-18В 75737 в лётные времена. Тем более что сегодня вроде как 60-лет с начала его эксплуатации

 
Продолжаю.Было достаточно много возни с подгонкой панелей, поскольку (повторюсь) они были от второго и третьего салонов, а мы собирали первый. Примерно в то же время к нам приехал блогер Russos и сделал репортаж, который здорово помог нашему проекту.
 
Продолжаю. Эта публикация, а также посты в жж позволили собрать немного денег, которые пошли на закупку инструмента и краски. Когда я начал заниматься самолетом мне и в голову не могло прийти что он не белого цвета, а в вполне традиционной ливрее. В итоге я аккуратно восстанавливал синие полосы на протяжении года.
Занятие надо сказать увлекательное, сродни археологии. Под определенным углом было достаточно точно видно в каком месте была краска , а в каком нет.

 
Вчера продолжили работы, есть пополнение в команде. Поменяли пульт ответчика на более целый, окончательно поменяли внутренние иллюминаторы, обтянули две панели для потолка во второй салон и ещё много всякой другой мелочевки.
Продолжаю раздумья по поводу покраски. Очень сложная , но важная задача, причем не с точки зрения красоты , а именно из-за сохранности.

 
Вчера продолжили работы несмотря на плохую погоду. Основные усилия на перетягивание панелей потолка новым материалом. Панели кстати мы добыли при утилизации Ил-18 на 20 АРЗ. К сожалению только потолочные т.к. борт был грузовой и в основном обшит то ли пластиком, то ли фанерой (уже не помню).
 
одной из проблем восстановления является поиск необходимых деталей. Я не говорю о чем то значительном, наоборот о мелочах. Сейчас ищу арматуру солнцезащитного козырька. Один мы добыли пару лет назад, второй пока никак. Вроде бы мелочь, но без неё салон выглядит недоделанным. И в магазине не купишь.

 
Продолжу историю нашего везения.
В 2017 году, неожиданно с нами связался Михаил из Петербурга и предложил подарить(!) нам приборные панели от уничтоженного тренажера Ил-18. Другой человек , по имени Вадим бесплатно перевез эти панели из Питера в Монино. Ну вот что это как не фантастическое везение?



 
Не буду повторять слетевший пост, расскажу о проблемах восстановления кабины. Поскольку кабина монинского Ил-18 была разгромлена полностью и воссоздавалась заново, возник вопрос множества мелких нюансов и деталей. То есть случайный посетитель многого не заметит, но я то знаю где и какой косяк, чего не хватает или надо переделать.
Например пульт бортмеханика. Мы его оставили родным, поскольку других вариантов не было. Естественно его пришлось зачищать от коррозии и красить, но при этом пропали светящиеся надписи. Теперь их надо делать заново. Экспериментальным путем было вычислено что китайский люминофор для этих целей не подходит. Мало того, что он светится ядовитым кислотным оттенком, он ещё и без подсветки зелёный , что совсем не аутентично.
Провели некоторое расследование и вычислили отечественного производителя, продукцией которого пользуется АРЗ. Сейчас пытаемся договориться.
Опять же приборы. Когда мы пару лет назад готовили кабину к открытию приборы монтировались весьма приблизительно. Более того, на разных фотографиях Ил-18 последовательность приборов на панелях тоже разная. Сейчас потихоньку привожу приборное хозяйство в порядок уже вникая в подробности. А то у нас практически рядом оказались три указателя крена.)
Более того, при сборке мы не придавали значения наличию на всех приборах светомассы. Сейчас это тоже поправим.
Из дурацких сложностей: никак не могу найти крышки аварийных канатов. Возможно придется делать реплики.
И конечно главная проблема это кресло штурмана/радиста. Одно у нас есть, мы его иногда переставляем то штурману то радисту. Был вариант достать ещё одно, но оно оказалось военное, с чашкой под парашют.
Также хочется восстановить шторку. Она тоже важна для общей картины.
И ещё придется заново делать чехлы на кресла, целых у нас только два, а они должны быть одинаковыми.
Надо восстановить несколько прозрачных крышек закрывающих тумблеры
Надо восстановить пульт управления радаром, и т.д.
И это только часть мелких работ по доводке кабины.

 
Один из самых болезненных вопросов это покраска. И это вопрос не красивостей, а сохранения борта от влаги. На фотографиях белая краска выглядит более-менее, но вблизи видно что краски уже почти нет.


Понятно как решается эта проблема "по уму": приглашаются специалисты , тем более что связи с ними есть, самолет смывается до металла, грунтуется и красится современными качественными красками. Но цена вопроса примерно 500 т.р.
Предложение обратиться к Шойгу, Абрамовичу, Петровичу смысла не имеют. Куда возможно уже обращались. К сожалению прекратилось финансирование работ по покраске монинских самолетов Рособоронэкспортом.
По видимому на данном этапе красить придется самостоятельно , после помывки борта.

Есть мечта восстановить первоначальную ливрею, но сейчас это нереально.

 
Продолжаем работы. Погода не радует, не подходит для части работ.

А в музее ожидаются новые экспонаты.)
 
Первым начал приезжать Ан-12. Еще снег лежал.