Взрыв на Саяно-Шушенской ГЭС

Все это дело напоминает саяно-шушенскую ГЭС, когда генератор просто поставили и не закрутили. И так сойдет..
Глупости, сплетни не плодите. Авария произошла на турбине первой очереди, которую поставили когда уровень водохранилища был на 100 метров ниже. При полном уровне она при пуске вибрировала так, что в диспетчерской стулья по залу бегали. Одни идиоты вовремя не заменили, продолжая эксплуатировать, а другие идиоты включили турбину в схему автоматического регулирование сети. Автоматика и загнала ее в аварийный режим при котором вибрация порвала шпильки крепления фланца и вода выбросила турбину из колодца...
#Автоудаление
 
Реклама
Глупости, сплетни не плодите. Авария произошла на турбине первой очереди, которую поставили когда уровень водохранилища был на 100 метров ниже. При полном уровне она при пуске вибрировала так, что в диспетчерской стулья по залу бегали. Одни идиоты вовремя не заменили, продолжая эксплуатировать, а другие идиоты включили турбину в схему автоматического регулирование сети. Автоматика и загнала ее в аварийный режим при котором вибрация порвала шпильки крепления фланца и вода выбросила турбину из колодца...
#Автоудаление
Вибрация шла от того, что одним гениям пришла в голову мысль заменить систему управления углов наклона лопаток. Не надо забывать первопричину. Старую механическую поменяли на новую электронную. Да только вот не осилили, и шел рассинхрон. Из-за этого да, вибрации были - мама не горюй. Долго они ее допиливали. А гении требовали включить постоянно в генерацию эту турбину. Ну вот такое вот и привело в к тому, что все нахрен посрывало.
 
Старую механическую поменяли на новую электронную. Да только вот не осилили, и шел рассинхрон. Из-за этого да, вибрации были - мама не горюй. Долго они ее допиливали. А гении требовали включить постоянно в генерацию эту турбину. Ну вот такое вот и привело в к тому, что все нахрен посрывало.
Первопричина не в этом. Турбина проектировалась на начало заполнения водохранилища и не могла работать нормально после заполнения его на проектный уровень (около 200 метров). Вместо замены колеса применили костыли, которые позволили работать, но в очень узком диапазоне регулирования. Автоматика регулирования мощности сети этого не знала. Фактически ее нельзя было использовать в схеме регулирования мощности...
#автоудаление
 
Вибрация шла от того, что одним гениям пришла в голову мысль заменить систему управления углов наклона лопаток. Не надо забывать первопричину. Старую механическую поменяли на новую электронную. Да только вот не осилили, и шел рассинхрон. Из-за этого да, вибрации были - мама не горюй. Долго они ее допиливали. А гении требовали включить постоянно в генерацию эту турбину. Ну вот такое вот и привело в к тому, что все нахрен посрывало.
Что за фантазии? Ничего там не меняли.
А вибрации шли из-за не расчетного угла атаки лопастей турбины при работе на пониженной мощности, когда СШГЭС включили как регулирующую вместо Красноярской.
 
А вибрации шли из-за не расчетного угла атаки лопастей турбины при работе на пониженной мощности...
Немного не так. Рабочее колесо турбины было рассчитано для работы на низком уровне водохранилища в период строительства плотины. К моменту набора проектного уровня турбину следовало заменить...
#автоудаление
 
Немного не так. Рабочее колесо турбины было рассчитано для работы на низком уровне водохранилища в период строительства плотины. К моменту набора проектного уровня турбину следовало заменить...
Разве то первое временное рабочее колесо не заменили ещё в 1986 году?

Необходимость замены уже "нового" рабочего колеса была связана с узостью его рабочего диапазона мощностей и повышенных вибраций (кавитация?) при переходе из режима холостого хода в рабочий и обратно. В исходно спроектированном варианте турбина могла работать лишь на относительно постоянную по величине нагрузку и не предначалась для решения задач регулирования мощности в единой энергосистеме.
 
Разве то первое временное рабочее колесо не заменили ещё в 1986 году?
Судя по информации по ходу расследования - не заменили. Ограничились костылями в системе управления. И турбина не взбрыкнула бы не включи ее в схему регулирования мощности сети...
 
Судя по информации по ходу расследования - не заменили. Ограничились костылями в системе управления. И турбина не взбрыкнула бы не включи ее в схему регулирования мощности сети...
По СШ ГЭС. Приношу извинения за оффтоп, хочется закрыть тему.
Отвечу максимально кратко, ибо оффтоп (в отчете все прозрачно, но очень много подробностей). Турбины все одного типа стояли, рабочее колесо, конечно, заменили в 1986 году, оно сейчас как памятник возле СШ ГЭС стоит. Второй ГА был условно такой же, как остальные (до 86-го были проблемы с вибрацией на старом колесе). На ГА 2 меньше месяца назад завершились плановые условно ремонтные (это, к сожалению, именно условно ремонтные) работы. Был установлен новый комплекс вибромониторинга (не был запущен), колонка регулятора оборотов. На тот момент на всех турбинах стоял механизм вращения лопаток НА с индивидуальным гидроприводом каждой лопатки, без синхронизирующего кольца (только общее управление золотниками). Он доставлял неудобства при ремонте и обслуживании, но в аварии роли не сыграл.
У турбины четыре диапазона работы (получились кривыми изначально). Без вибрации и гидроударов они работали нормально на малых мощностях (низкий кпд) и больших (но при тогдашнем напоре диапазон регулирования в высоком режиме всего 70 мегаватт - 570-640, что ни о чем). Во вложении - картинка. Оранжевая область - зона, в которой не допускается длительная работа, но она разделяет две рабочих зоны. Автоматика это учитывает (там много чего учитывается, работать на ГРАРМ могут сразу несколько ГА одновременно в ту ночь сделали ведущим второй ГА), но при регулировании раньше допускался проход этой зоны множество раз (не было ограничений на количество проходов, завод не регламентировал их).
После ремонта ГА2 были измерены вибрации вала, которые были уже на границе с предельными. Почему? Мне кажется, потому, что шпильками изначально никто не занимался и они там жили своей жизнью, часть усталостно разрушалась по-маленьку, часть шпилек были без гаек, как уже известно, т.е. крепеж частично отсутствовал! Возможно, когда-то в прошлом на монтаже накосячили. От того, возможно, и вибрации у подшипника регистрировались повышенные, но пока ещё в пределах нормы, на грани, и почему-то эту проблему не трогали.
ГА 2 в ночь стоял в резерве, (не с проста?) Его пришлось вывести и отдать в систему регулирования (пожар на Братской ГЭС), которая переводила его до аварии через зону запрещённой работы около 6 раз за последнюю ночь и 200 раз после ремонта! Общее время работы в запрещкнной зоне составило 40 минут после запуска из ремонта. Результат - остатки шпилек не выдержали и привет... Грубо говоря авария - из за некачественного ремонта и пофигительской эксплуатации. Из-за кривизны ТТХ гидроагрегатов тоже. Запас прочности был действительно очень большой, этим и пользовались, пока не рвануло. Все банально там на СШ ГЭС к сожвлению. Если очень в кратце, как-то так.

1280px-SShHPP1.jpg
 
шпильками изначально никто не занимался и они там жили своей жизнью, часть усталостно разрушалась по-маленьку, часть шпилек были без гаек, как уже известно, т.е. крепеж частично отсутствовал!
Самый обыкновенный случай небрежного отношения к работе. Приведший к тяжким последствиям. Есть такие работы, где небрежность недопустима. В авиации много таких работ. Горные работы. Энергетика. И много ещё.
 
... Турбины все одного типа стояли, рабочее колесо, конечно, заменили в 1986 году, оно сейчас как памятник возле СШ ГЭС стоит. Второй ГА был условно такой же, как остальные (до 86-го были проблемы с вибрацией на старом...) Автоматика это учитывает (там много чего учитывается, работать на ГРАРМ могут сразу несколько ГА одновременно в ту ночь сделали ведущим второй ГА)...
ГА 2 в ночь стоял в резерве, (не с проста?) Его пришлось вывести и отдать в систему регулирования (пожар на Братской ГЭС), которая переводила его до аварии через зону запрещённой работы около 6 раз за последнюю ночь и 200 раз после ремонта! Общее время работы в запрещкнной зоне составило 40 минут после запуска из ремонта... Запас прочности был действительно очень большой, этим и пользовались, пока не рвануло. Все банально там на СШ ГЭС к сожвлению.
Если это так, то ГА2 просто не повезло попасть в это время в схему регулирования мощности. Обслуживание других ГА вряд ли было лучше. Так что для остальных - дело времени. На сегодня их вроде все заменили?..
#автоудалениеи
 
Реклама
На сегодня их вроде все заменили?..
Добрый день. Да, модернизация закончена в 2014 году, теперь там 10 новых гидроагрегатов (турбина и генератор). Управление лопатками теперь традиционное, через общее кольцо, непрерывный вибромониторинг, куча защит по нему, много телекамер на всех отметках. Управление аварийным отключением вынесено за пределы машзала и полностью автономно. Заводом - изготовителем составлен регламент обслуживания шпилек. Всего не перечислить, но при желании можно загуглить.
 
Назад