Всегда с удовольствием читал Ваши корректные сообщения и всегда ( насколько помню) с ними соглашался. Кроме вот этого одного единственного вопроса где мы расходимся категорически. Мне кажется здесь Ваша безупречная логика и знания дают сбой.
Спасибо за такую оценку моих сообщений и логических способностей.) Поскольку Вы тут единственный человек, который не только теоретически может сделать расчеты, но и практически их осуществили, считаю что без каких-либо цифр дискутировать с Вами как-то неправильно, даже в какой-то степени неприлично.
В данном же вопросе, как мне видится, мы заходим с разных сторон. Вы идете от технической стороны, и считаете, что если была теоретическая возможность минимизировать последствия, эта возможность должна быть реализована. Я же подхожу со стороны психологической и пытаюсь понять, что видели, чувствовали пилоты, чем мотивировались их решения, и какие действия они могли предпринять.
То есть, это та область, где простая математическая логика не работает. В лучшем случае можно применять статистические методы, которые, опять-таки, не позволяют строить четкие логические цепочки, а переводят все на язык вероятностей.
Так же, не будучи к сожалению летчиком, а тем более пилотом Як-42, я не могу точно знать, как себя должен вести самолет, что при этом ощущает пилот, и какие действия он будет предпринимать в конкретной ситуации. (Если скажу насчет этого какую-нибудь глупость, прошу летчиков меня извинить и поправить.) Поэтому для меня особо ценны комментарии пилотов. Пока я не нашел моментов, в которых они противоречили бы моему пониманию. Конечно, отсутствие таких знаний также затрудняет построение логических цепочек.
допустим - конкретно для Вас ,что на 185 как бы у КВС не должно было возникнуть подозрений
Как раз я тоже говорил о том, что на 185 у КВС должны были возникнуть подозрения. Но только подозрения, не более. Какая нормальная реакция на подозрения, что что-то не так? Увеличение запаса по безопасности. То есть, он должен был матернуть себя за то, что взлетал на номинале, что не заехал в карман, и увеличить режим двигателя.
Ну так через 2 секунды и на скорости 200 он не просто получил эту инфу- а практически лбом уперся в стену -РВ переложены на кабрирование в 2 с лишним раза, подъема стойки нет, скорость принятия решения .
Во-первых, давайте сразу сойдемся на том, что можно все объяснить ошибкой экипажа. То есть, они должны были в этот момент тормозить, и не сделали этого. Поэтому произошла катастрофа. Это будет абсолютно точно, но малоинформативно. Интереснее понять, почему они ее совершили, могли ли они поступить по-другому, и что для этого должно было произойти.
Почему они не приняли решение на прекращение взлета на скорости 200? Несколько моментов.
1. Общая нацеленность на взлет. Грубо говоря - взлететь любой ценой. Не могу сказать, насколько в данном случае это имело место и насколько такой подход является общим среди летчиков. Но не могу исключить, что несмотря на то, что в данной ситуации это могло стать одной из причин катастрофы, в целом он дает положительные результаты, так как выбор действия требует времени, а при плохом раскладе - много времени.
2. По-прежнему не понятно расхождение между докладами Б/М и графиком скорости. В данном контексте не понятно, на что ориентировался КВС во время взлета. Если на доклады Б/М, то после того, как штурвал был взят на себя, "скорость" уже была 210 - больше V1.
3. Если ориентир скорости каким-либо образом получался все-таки правильным, и КВС скомандовал "Взлетный" на 200 км/ч, то он должен был дождаться выполнения своей команды. Мог ли командир во время выхода двигателей на взлетный режим думать о прекращении взлета? Очень сомневаюсь. А когда двигатели вышли на взлетный режим уже было за 200 км/ч по графику и 220 по докладу Б/М.
4. Насколько точно КВС мог знать дистанцию до конца ВПП? Это сейчас видно, что ему бы хватило. Но мог ли он быть в этом уверенным?
У них был абсолютно 100 % шанс безопасно прервать взлет. Вы предлагаете заменить это верное и безопасное решение на некий мифический шанс убрать ноги с тормозов??? А если что-то другое и не в ногах на тормозах дело? Неисправность??
Думаю, что если бы им дали вторую попытку, они именно так бы и поступили. А тогда какие данные они имели? Исправный самолет, только что летал. "Скорость растет", "Параметры в норме". Прерывать взлет из-за того, что почудилось? Странно. А в то, что незаметное торможение может привести к тому, что но не поднимется ни в каком случае, некоторые даже после нескольких месяцев обсуждения поверить не могут. Искать спасение в скорости вполне логичное решение. Даже если они немного ошиблись со стабилизатором, это могло бы выправиться. Ну и вариант, что неизвестно откуда взявшаяся неисправность неизвестно куда и уйдет, тоже есть.
Не, я не утверждаю, что это логичное и правильно решение, и именно так надо поступать. Я лишь о том, что так вполне могло быть, и пилоты не идиоты, не безответственные, а вполне нормальные люди, и их действия были не лишены смысла.
?? Нда.. Ничего себе полеты в ГА - повезет - не повезет.
Конечно, полеты в ГА - это на 99.99% инструкции. Но есть моменты, которые в РЛЭ не описаны. Данная ситуация - как раз один из них. Исход такой ситуации зависит от массы факторов: грамотности, опыта, интуиции КВС, длины полосы, наличия препятствия на ней и т.д. Это все трудно прогнозировать, поэтому в конечном итоге и получается - "повезет - не повезет", хотя звучат эти слова как-то... не научно, что ли...
Вот если бы у них был четкий план - если не взлетели до 1000 м до конца ВПП, то тормозим, это бы исключило всякий риск и везение. Но они этого не сделали.
Врубить взлетный чтобы разогнаться до какой скорости?
Просто, врубить взлетный, чтобы разгоняться быстрее. Как на велосипеде - если едешь медленно и балансируешь, чуть что - давишь на педали и ищешь спасения в скорости. В общем, когда Отвыкший говорит, что 110 пилотов из 100 установили взлетный режим, я его понимаю. Не надо пытаться понять это действие логически. Оно идет скорее из подсознания, в обход логического аппарата.
Только так, честно. Вы обрисовали ситуацию абсолютно не идентичную , не аналогичную рассматриваемой.
А по-моему, ситуация очень правильна с психологической точки зрения. Искать спасение в машине - очень... хочется сказать "логично", но тут как раз абсолютно нелогично. Наверное, правильное слово будет "естественно". Все-таки летчик+самолет, это больше, чем даже водитель+машина.
В общем... Конечно, если вместо пилотов в кабине были бы роботы с прямым подключением к датчикам, способные в доли секунды просчитать вероятности, они бы приняли единственно верное с логической точки зрение решение - тормозить. Но в кабине были живые люди, не совершенные. Они поступили по-другому. И их действия вполне... естественны.
ИМХО.