8-я акдон, ее предшественники и преемники

Andrew88

Старожил
Даную тему хотел бы посвятить 8-ой авиационной краснознаменной дивизии особого назначения, ее структурным предшественникам и преемникам.
Итак, вот что удалось собрать по истории данного подразделения после определенных изысканий. Буду признателен за любые дополнения, уточнения. Ссылки на доп. источники также уместны.

2-я авиационная дивизия особого назначения (2-я адон).
Сформирована 6 октября 1942 года на Центральном аэродроме им. Фрунзе.
Состав:
- 1-й транспортный авиационный полк особого назначения;
- 2-й транспортный авиационный полк особого назначения (Монино);
- 3-й транспортный авиационный полк особого назначения (Монино);
- 1-й авиационный полк связи (по 02.1943)
- 9-й ближнебомбардировочный авиаполк (9-й авиаполк "лидеров", по 02.1943)
- 9-й истребительный Ярославский авиационный полк (по 03.1943);
- 105-я гвардейская отдельная авиационная эскадрилья ночных дальних разведчиков (с 05.1944 по 05.1945).

В 1946 году 3-й тапон передислоцируется в Кировабад Азербайджанской ССР, где включается в состав Закавказского военного округа в качестве 793-го транспортного авиационного полка.
2 февраля 1949 года 2-й тапон директивой штаба Московского военного округа был переименован в 708-й авиационный транспортный полк особого назначения.

21 февраля 1950 года 2-я адон переименована во 2-ую авиационную краснознаменную дивизию особого назначения (2-я акдон).
31 декабря 1957 года перебазирована на аэродром Шереметьево.

1 июня 1960 года переформирована в 10-ю отдельную Краснознаменную авиационную бригаду особого назначения (10-я окабон) на аэродроме Чкаловский в составе 8 эскадрилий (?).
708-й тапон выведен в Кировабад (АзССР).

Состав бригады по состоянию на 1968 год:
- отдельный смешанный авиационный полк (Чкаловский);
- 269-й отдельный вертолетный полк (Малино).

31 декабря 1981 года переформирована в 8-ю авиационную Краснознаменную дивизию особого назначения (8-я акдон).
Состав по состоянию на 1982 год:
- 353-й авиационный полк особого назначения (Чкаловский);
- 354-й авиационный полк особого назначения (Чкаловский);
- 355-й авиационный полк особого назначения (Чкаловский);
- 294-я объединенная технико-эксплуатационная часть (Чкаловский, в/ч 19712);
- 404-я система радио-технического обеспечения (Чкаловский, в/ч 86618).

Состав по состоянию на 1990 год:
- 353-й авиационный полк особого назначения (Чкаловский);
- 354-й авиационный полк особого назначения (Чкаловский);
- отдельная авиационная эскадрилья управления и ретрансляции (Чкаловский – Ил-80, Ил-82);
- 294-я объединенная технико-эксплуатационная часть (Чкаловский, в/ч 19712);
- 404-я система радио-технического обеспечения (Чкаловский, в/ч 86618).

Состав по состоянию на 2000 год:
- 353-й авиационный полк особого назначения (Чкаловский);
- 354-й авиационный полк особого назначения (Чкаловский);
- 206-я авиационная база особого назначения (Малино);
- 294-я объединенная технико-эксплуатационная часть (Чкаловский, в/ч 19712);
- 404-я система радиотехнического обеспечения (Чкаловский, в/ч 86618).

1 декабря 2009 года переформирована в 6991-ю Краснознаменную авиационную базу 1 разряда (6991-я АвБ).
В декабре 2010 года переформирована в 800-ю авиационную базу 2 разряда (800-я АвБ).
23 февраля 2017 года 800-я авиационная база (особого назначения, 2 разряда) переформирована в 8-ю авиационную дивизию особого назначения Воздушно-космических сил.

Возникшие вопросы - состав полков, их вооружение. Судьба 1-го тапон - послужил ли он основой для формирования осап 10 окабон? Вообще, период истории 10 окабон наименее изучен. Какова была точная структура бригады?
Современная структура 800 АвБ?
 
Последнее редактирование:
Реклама
Дополнения к этапу существования 2-й адон.
С момента создания до февраля 1943 года в ее состав также входил 1-й авиаполк связи (самолеты У-2, УТ-2) и 9-й ближнебомбардировочный полк (он же 9-й авиаполк лидеров, Пе-2 и Пе-3). В феврале 1943 оба полка вошли в состав 4-й адон.
 
Гаврик, тогда может есть детали по дивизии в ее предыдущем составе? :) (до 6991/800 авб)
Честно говоря не увлекался историей АКДОН, возможно к своему стыду.:oops: А в указанном периоде нас всех чутка кошмарило, и было не до исторических и бюрократических нюансов.
Но при наличии свободного времени могу попробовать уточнить что-нибудь.
 
За всё я браться не готов чисто физически...:eek: Если будет план действий, то попробовать что-нибудь выяснить можно будет. Поймите меня правильно.
 
Реклама
Авиационная база Воздушно-космических сил (ВКС) в Московской области переформирована в авиационную дивизию особого назначения.
В состав авиационного парка соединения ВКС входят транспортные и пассажирские самолеты и вертолеты Ту-154, Ту-134, Ил-62, Ил-76, Ил-18, Ан-148, А-12, Ан-26, Ми-8 и другая авиационная техника.
Авиационная дивизия особого назначения ВКС предназначена для перевозки личного состава, техники и грузов в интересах Вооруженных Сил РФ, выполнения задач поисково-спасательного обеспечения, спасательно-эвакуационных работ и др.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ
 
Честно говоря даже не пытался. В свете событий, описанных в Вашем предыдущем сообщении не получается. Прошу простить.
 
Гаврик, добрый вечер снова! Подписываюсь на тему и выложу все, что узнаю от папы о моем дедушке - командире АКДОН Тимофееве Анатолии Петровиче и все фото, что есть уже и что сделаю с летных книжек, которые сохранились, правда не все. Еще раз спасибо за помощь. Пока обсуждали тут.

https://aviaforum.ru/threads/tu-104-dzhakarta-aprel-1957.43484/

Всю информацию выложу в отдельном посте скорее всего, как мне рекомендовали, и сюда скину ссылку непременно.
 
Irina1506,
Ирина, добрый день! Буду очень признателен, если в этом топике Вы разместите воспоминания родственников, связанные с историей АКДОН. Один из первых вопросов в этой связи - уточнить годы командования А.П.Тимофеева. Исходя из имеющегося в статье АиК перечня командиров дивизии, командовал он все же не дивизией, а 10-й ОКАБОН, однако точные года не приводятся.
Особый интерес для меня представляет информация о структуре дивизии (так сказать, "боевое расписание") и история эксплуатации авиатехники. Интерес этот не праздный - истории дивизии посвящены 2,5 главы моей книги, которую я с удовольствием дополню новыми интересными фактами и информацией.
Заранее благодарен за Ваше участие!
 
Andrew88, добрый день.

Да, конечно, я порасспрашиваю у папы. Т.к. в другой теме меня попросили написать рассказ о дедушке, то я буду собирать материалы и воспоминания папы и тети.

1 июня 1960 года переформирована в 10-ю отдельную Краснознаменную авиационную бригаду особого назначения (10-я окабон) на аэродроме Чкаловский в составе 8 эскадрилий

По времени так и получается. Сейчас не скажу с какого года, но командовал примерно по 1973 год. Тоже уточню у папы. Условно подразделение везде в статьях называется АКДОН, т.к. описывать детали переформирований там не к месту.

http://www.razlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2007_11/p9.php
https://librolife.ru/g5856393
https://aviator.guru/blog/439672226...Krasnoznamennaya-diviziya-osobogo-naznacheniy

Касательно истории эксплуатации авиатехники. Помимо того, что расскажет папа, многое можно почерпнуть из летных книжек. Я буду их фотографировать и выложу на какой-нибудь ресурс (скажем Google диск), можете изучить и взять оттуда всю полезную информацию. Вам, как эксперту, проще будет разобраться. Очень интересно читать про программу переучивания на ИЛ-18. Но опять-таки это через некоторое время. Пока фотографировала только страницы, касающиеся визита Ворошилова в Азию, и некоторые страницы с интересными на мой взгляд тренировками. Выгрузила тут, что есть из фото на текущий момент.

https://drive.google.com/drive/folders/1_KtmjgNsrDy4POfmSQDxNGv_L13VAQyz?usp=sharing
 
Irina1506, у меня вопрос про Ан-10.
Были ли они на Чкаловском? Сколько их было? Когда их вывели из эксплуатации?
 
Реклама
Были ли они на Чкаловском? Сколько их было? Когда их вывели из эксплуатации?

Стипан, давайте я поспрашиваю у папы. Он расскажет с удовольствием все, что знает, тем более разбирается, т.к. он полковник ВВС в отставке и работал в авиастроении, был инженером-конструктором (и не только), т.е. расскажет не как дилетант+знает много историй о дедушке. Буду завтра ему звонить и задавать вопросы про дедушку, и Ваш тоже задам. Сама я не специалист, хоть и закончила МАИ, но радиофакультет, я по специальности конструктор БВС. По специальности не работала, несмотря на красный диплом))), сразу после института ушла в телекоммуникации, там платили существенно больше.

+ждем обещанные тетей фото с Чкаловского и не только, это послезавтра, и отсканирую я их не сразу, а как минимум на следующий день, там возможно что-то будет.
+сделаю фото всех летных книжек, там возможно будет информация. Это я уже обещала, постараюсь сделать в течение ближайших двух недель, т.к. их довольно много, фото займут время.
 
Последнее редактирование:
Назад