вот версию пишет Колезев (блогер)
Как сбили A-50 и кто несет ответственность за его потерю?
Российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50, скорее всего, был сбит ракетой комплекса Patriot из-за тактических ошибок руководства ВКС РФ и командования “специальной военной операцией”. Версия об ошибке собственной ПВО вброшена, чтобы скрыть грубые просчеты российского командования, считает знакомый с ситуацией источник, с которым я общался. Далее приведу его пояснения (естественно, анонимно).
По словам моего источника, самолет А-50 являлся частью системы ПВО по защите Крымского моста и служил средством наведения истребителей ПВО. Его обычная зона работы — южнее моста, в акватории Черного моря, достаточно далеко от линии боевого соприкосновения и зенитно-ракетных комплексов ВСУ. Однако вечером 14 января самолет оказался севернее моста, над Азовским морем. Таким образом, он приблизился к украинским позициям на опасное расстояние и мог быть поражен ракетой комплекса Patriot, скорее всего, в модификации GEM с активной боеголовкой самонаведения. Такие ракеты могут уверенно поражать цели на расстоянии до 150 км.Почему А-50 находился севернее моста, точно неизвестно. Можно предположить, что его переориентировали с защиты моста и наведения истребителей ПВО на охоту за самолетами противника в целях раннего обнаружения и передачи сигнала для российских комплексов С-400. При этом А-50 действовал без прикрытия истребительной авиации и собственного ПВО. В таких условиях большой и неповоротливый самолет беззащитен перед ударами зенитных ракет. Вероятно, что А-50 оказался в этой зоне не в первый раз, если его удалось выследить и подловить из засады.Ответственных за решение о таком применении А-50, по идее, нетрудно обнаружить: достаточно поднять посуточный план применения ПВО и авиации. Его разрабатывает ВКС и утверждает командующий специальной военной операцией — сейчас это начальник Генштаба Валерий Герасимов. Если его подпись стоит под планом, в котором допущена грубая тактическая ошибка (не учтена дальность ЗРК Patriot), то ответственность за потерю ценного самолета и гибель экипажа лежит именно на нем.Но признание такой ошибки не только покажет слабость конкретных руководителей, но также поставит под вопрос использование ударной авиации на фронте. Российская ударная авиация сейчас использует главным образом свободно падающие бомбы с модулями планирования, запуск которых требует приближения к линии боевого соприкосновения на 50 километров и подъем на высоту 8000 метров. В таком положении российские ударные самолеты становятся легкой добычей для Patriot. Поэтому если командование признает, что использование авиации на такой дистанции делает ее уязвимой, фактически придется остановить наступление, которое невозможно без поддержки авиации.Поэтому, продолжает мой источник, проще списать потерю А-50 и повреждение Ил-22М на ошибку собственной ПВО, причем на уровне офицеров среднего звена. «Майор Пупкин заснул на пульте и случайно сбил А-50 — это для них лучше, чем командующий операцией и командование ВКС осознанно направили особо ценный самолет в зону действия ЗРК противника и ничего не сделали для его защиты», — считает мой собеседник. Не исключено, что эта версия и станет основной, несмотря на заявление главкома ВСУ Валерия Залужного, который назвал уничтожение А-50 операцией Воздушных сил Украины.