Крупнейшему российскому авиаперевозчику «Аэрофлоту» придется заплатить в бюджет 100 млн рублей в виде налогов за бесплатные блоки кресел, которые он предоставляет иностранным компаниям. И не важно, что делает он это в соответствии с межправительственным соглашением. Такое решение принял Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Еще в конце 90-х годов между Россией, Ираном и Индией были подписаны межправительственные соглашения об осуществлении воздушных перевозок. В результате «Аэрофлот» заключил договоры о совместном использовании рейсов (так называемые код-шеринговые соглашения) с компаниями « Эйр Индия» и «Иран Эйр».
В обмен на допуск в воздушное пространство Индии и Ирана российский перевозчик предоставлял своим иностранным партнерам бесплатные блоки мест — 5-7% от вместимости воздушного судна. При этом все доходы от продажи мест получали перевозчики-партнеры, компенсируя «Аэрофлоту» только стоимость бортового питания.
Код-шеринговое соглашение действует до сих пор, но налоговики смогли найти уязвимое место в этой схеме. По мнению инспекторов, «Аэрофлот» реализовал услугу по фрахту части своего суда. И несмотря на то что оказывалась она бесплатно, закон предписывает с ее рыночной стоимости заплатить в бюджет НДС. Исходя из стоимости, суд посчитал, что за два года (2007-й и 2008-й) «Аэрофлот» задолжал бюджету почти 100 млн рублей.
На суде юристы «Аэрофлота» пытались доказать, что в Индию и Иран полеты совершались не ради коммерческой выгоды, а исключительно для выполнения межправительственного соглашения. Поэтому платить налоги компания не должна. Но судей такой аргумент не убедил. По их мнению, «Аэрофлот» был заинтересован в увеличении количества полетов в этих направлениях, поэтому заключенные договоры с иностранными перевозчиками были направлены на получение прибыли. Суд подтвердил обязанность компании перевести в бюджет средства за «бесплатные» места.
По мнению экспертов, этот спор является прецедентом, который сможет привести к новым налоговым претензиям к другим компаниям. Хотя у «Аэрофлота» были все шансы выиграть дело.
— Вывод суда вполне логичен, действительно, «Аэрофлот» предоставлял право на перевозки третьим лицам, и эти услуги должны облагаться НДС, — считает партнер, руководитель налоговой практики юридической компании «Пепеляев групп» Сергей Савсерис. — Но после прочтения решения суда создается ощущение, что его юристы сильно недоработали.
Например, в ходе дела юристы «Аэрофлота» ссылались только на международные соглашения. Между тем код-шеринговые соглашения предполагают, что и иностранные авиакомпании в ответ также предоставляют «бесплатные» кресла своему партнеру. Продавая на них билеты, «Аэрофлот» уже платит НДС в бюджет. По мнению Савсериса, показав суду экономику код-шеринговых соглашений, можно было выиграть у налоговиков.
— Но в любом случае решение суда уже вступило в законную силу, — констатирует директор юридического департамента компании «Налоговый администратор» Николай Лобусов. — И теперь налоговая инспекция может предъявить претензии по другим аналогичным договорам.
Согласно сайту «Аэрофлота», на сегодняшний день авиакомпанией заключено 28 код-шеринговых соглашений. Официальный представитель «Аэрофлота» Ирина Данненберг не смогла прокомментировать «Известиям» ситуацию.
http://www.izvestia.ru/news/516663