Экономный «Аэрофлот»
Авиакомпания на 79% увеличить прибыль
Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» остается лидером среди отечественных авиакомпаний не только по количеству перевезенных пассажиров, но и по полученной прибыли и финансовым результатам деятельности. Несмотря на рост цен на авиатопливо, компания сумела добиться сокращения издержек.
Вчера «Аэрофлот» опубликовал неаудированную консолидированную отчетность МСФО за первое полугодие 2006 года. Доходы авиакомпании выросли на 15,7%, до 1,3 млрд долл. Операционная прибыль возросла на 50,5% (с 108,2 млн долл. до 162,9 млн долл.). Чистая прибыль авиакомпании и вовсе увеличилась на 78,7%, до 135,8 млн долл.
Экспертам понравились результаты авиакомпании. «Мы оцениваем позитивно результаты, показанные «Аэрофлотом», - говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. Он замечает, что компания демонстрирует рост по всем направлениям: пассажирооборот вырос на 2,9%, операционная прибыль - на 50%. Что еще более важно, компания добилась роста рентабельности - с 9,5% до 12%, что обусловлено в том числе снижением на 9% расходов на техническое обслуживание. Административные расходы сократились на 4,2%, операционная аренда - на 9,4%. Снижению издержек даже не помешал рост цен на топливо. По словам Олега Судакова, в первом полугодии 2005 года цена авиатоплива составляла 500,1 долл. за т, к концу июня 2006 года достигла 605,9 долл. за т. Затраты на закупку топлива составили в первом полугодии 2006 года, по данным компании, 409,8 млн долл. (в январе-июне 2005 года - 330,5 млн долл.).
Отчасти компании удалось минимизировать потери от роста стоимости топлива, захеджировав до конца года цены на 75 тыс. т авиакеросина. В результате при 32-процентном росте цен на нефть в первом полугодии 2006 года по сравнению с январем-июнем 2005 года рост расходов на топливо за этот же период составил 24%.
«Выручка выросла ожидаемо, даже чуть больше ожиданий», - считает аналитик Deutsche UFG Александра Мельникова. Однако сейчас возможности для повышения цен на авиабилеты у «Аэрофлота» практически исчерпаны. Работать же без повышения цен на перевозки нельзя - цены на топливо диктуют свои условия, считает г-жа Мельникова. Она прогнозирует, что все же по итогам года «Аэрофлот» может несколько ухудшить операционные показатели. Среди рисков эксперты называют нерешенность до сих пор вопроса о тендере по дальнемагистральным самолетам, но этот риск проявится в полной мере через пять-десять 10 лет. «Если компания потеряет роялти и не получит взамен льготы по ввозным пошлинам на новую иностранную технику, ее показатели могут ухудшиться», - считает Александра Мельникова.
Заместитель гендиректора «Аэрофлота» по финансам и планированию Михаил Полубояринов отмечает, что улучшению финансовых показателей компании способствовала диверсификация кредитного портфеля. Основные кредиты авиакомпании приходятся на банки- партнеры: Сбербанк и ВТБ выделили кредитные линии на 150 млн долл.
СЕРГЕЙ СТАРИКОВ,
АЛЕКСЕЙ САДЫКОВ
ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» - крупнейшая авиакомпания страны. Основные акционеры - Росимущество (51,17% акций) и Национальная резервная корпорация, которая контролирует около 30% акций. Парк «Аэрофлота» насчитывает 90 самолетов, 27 из них - иностранного производства (Airbus различных модификаций, Boeing767, DC10). Выручка авиакомпании по РСБУ в 2005 году составила 62,9 млрд руб., чистая прибыль - 6 млрд руб. «Аэрофлот» перевез за шесть месяцев 2006 года 3,9 млн человек (3,7 млн человек - в январе-июне 2005 года.).
www.rbc.ru