А/К "Аэрофлот" - новости

«Аэрофлот» заметил Россию

Ради активного развития внутренних перевозок «Аэрофлот» готов отказаться от некоторых международных рейсов

На прошлой неделе авиакомпания «КрасЭйр» заявила о своем намерении принять участие в конкурсе на получение лицензии на регулярные перевозки Москва - Лиссабон. Второй участник тендера, который должен состояться до конца ноября этого года, – авиакомпания «Трансаэро». Необходимость в проведении такого конкурса возникла после отказа «Аэрофлота», ранее выполнявшего регулярные рейсы по данному направлению, от полетов в Лиссабон. Представители авиакомпании объясняют такое решение низкой рентабельностью данного рейса, аналитики же полагают, что оно, скорее всего, связано с недостатком провозных мощностей для внутренних линий, развитие которых стратегически важно «Аэрофлоту» в конкурентной борьбе с «Сибирью». Отказ «Аэрофлота» от лиссабонского направления на руку «Трансаэро» и «КрасЭйр», которые получили шанс расширить сеть своих международных маршрутов.

В соответствии с летним расписанием с 30 марта по 25 октября «Аэрофлот» осуществлял регулярные полеты в Лиссабон три раза в неделю, в пиковые месяцы вводился дополнительный четвертый рейс (компания летала на самолетах Ту-154). Отказаться от лиссабонского направления, по словам представителей авиакомпании, «Аэрофлот» решил в связи с его низкой рентабельностью. «Маршрут на Лиссабон был самым длительным из европейских – пять часов, - сказали RBC daily в компании. - Несмотря на то что загрузка на данном направлении была довольно высокой – 75-80%, рейс все равно оказался низкорентабельным. По расчетам наших экспертов, он мог бы быть прибыльным лишь при ежедневной частоте полетов». Стоит отметить, что в этом году «Аэрофлот» уже отказался от целого ряда международных маршрутов, в частности от полетов в Сингапур, Хошимин, Оман и Любляны (правда, в словенской столице он сохранил свое номинальное присутствие на условиях «код-шериннга»). По словам представителей авиакомпании, некоторые из этих решений, в частности ситуация с Лиссабоном, связаны с новой стратегией развития перевозчика. «Стратегия развития «Аэрофлота» направлена на то, чтобы на всех направлениях довести частоту рейсов как минимум до одного раза в день, - говорит представитель «Аэрофлота». – Но выполнить это условие на рейсах в Лиссабон нельзя, в том числе из-за нехватки парка техники. Однако нельзя говорить, что мы полностью «закрыли» для себя Португалию, мы лишь временно приостановили полеты туда».

Аналитики же новую тактику «Аэрофлота» связывают не столько с низкой рентабельностью некоторых рейсов, сколько с недостатком провозных мощностей. По мнению экспертов, самолеты Ту-154М сейчас крайне необходимы перевозчику для расширения сети внутренних маршрутов. «Как ни странно, но сейчас у «Аэрофлота» не хватает самолетов для внутренних рейсов, они даже собираются взять в лизинг несколько Ту-154М, - сказала RBC daily аналитик компании UFG Елена Сахнова. - Скорее всего, отказ «Аэрофлота» от рейса на Лиссабон связан не столько с низкой рентабельностью, сколько с намерением перевести этот самолет на внутренние рейсы. Это, во-первых, соответствует стратегии развития «Аэрофлота» увеличить количество внутренних перевозок, так как сейчас на российском рынке его сильно теснит «Сибирь», а во-вторых, позволит более эффективно использовать провозную емкость за счет увеличения количества рейсов».

Сами представители «Аэрофлота» подтверждают, что развитие внутренних перевозок наряду с европейским направлением и полетами в страны Азиатско-Тихоокеанского региона является для него приоритетной задачей. Так, по сравнению с зимним расписанием прошлого года маршрутная сеть и частота полетов «Аэрофлота» в новом зимнем сезоне отличаются большей интенсивностью. Авиакомпания увеличила частоту полетов на регулярных рейсах в Волгоград, Екатеринбург, Санкт-Петербург и Калининград. «Развитие внутрироссийских перевозок – это действительно одно из приоритетных направлений стратегии «Аэрофлота», - говорит представитель «Аэрофлота». - Дело в том, что изначально акционерное общество «Аэрофлот» появилось на базе Центрального управления международных воздушных сообщений единого в советские годы «Аэрофлота». Данное подразделение, где работала элита советской авиации, занималось исключительно международными рейсами. Поэтому изначально получилось, что ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» был слабо представлен на внутреннем рынке. Активное развитие внутренних перевозок началось с приходом в авиакомпанию Валерия Окулова. Начав с двух внутрироссийских полетов – в Хабаровск и Санкт-Петербург, сейчас «Аэрофлот» присутствует в 26 региональных центрах, от Владивостока до Калининграда и Норильска».

Такая политика «Аэрофлота» играет на руку другим российским перевозчикам, которые получают возможность расширять свою международную сеть. Так, конкурс на получение лицензии на полеты в Лиссабон между «КрасЭйр» и «Трансаэро» должен быть проведен до конца ноября этого года. Согласно конкурсной документации, на данном направлении будет выполняться один рейс в неделю. Представители «КрасЭйр» утверждают, что, по расчетам их аналитиков, используя на данном маршруте более вместительные и новые Ту-204-100, авиакомпания сможет сделать данный маршрут прибыльным. «Мы решили участвовать в тендере из-за рентабельности этого направления и перспектив освоения европейских маршрутов, - сказал RBC daily пресс-секретарь «КрасЭйр» в Москве Андрей Липовецкий. - Наша новая техника позволяет выходить на европейский рынок авиаперевозок. Кроме того, правительство РФ распорядилось отдавать предпочтение в назначении перевозчиков от РФ компаниям, эксплуатирующим новую отечественную технику, поэтому у нас есть уверенность в том, что конкурс на трассу Москва – Лиссабон выиграем именно мы, а не «Трансаэро», которая летает в основном на импортной технике».

Что касается второго претендента на участие в конкурсе – авиакомпании «Трансаэро», то раскрывать свои конкурентные преимущества ее представители не захотели, подчеркнув, однако, что ими также был проведен тщательный анализ рентабельности рейса. «Наша авиакомпания подала заявку на получение лицензии на полеты в Лиссабон по просьбе Государственной службы гражданской авиации, - сказал RBC daily директор по связям с общественностью «Трансаэро» Сергей Быхал. - Тогда никакой речи о тендере еще не шло. Вопрос о нем был поставлен лишь после того, как желание летать по данному маршруту высказала также авиакомпания «КрасЭйр»». Впрочем, дать четкую аргументацию, почему лиссабонский рейс, на низкую рентабельность которого при четырехразовых полетах в неделю жалуется «Аэрофлот», окажется при частоте раз в неделю эффективным, участвующие в тендере авиакомпании не могут. Аналитики полагают, что оба этих перевозчика рассчитывают не столько на получение дохода от этого рейса, сколько на расширение своей международной маршрутной сети. «У «Аэрофлота» с одной стороны и «Трансаэро» и «КрасЭйр» с другой совершенно разные стратегии развития, - говорит Елена Сахнова. - Если первая компания ориентируется на оптимизацию своей маршрутной сети и повышение эффективности работы, то две других – на расширение присутствия на международном рынке. Получить разрешение на международные регулярные перевозки – сложная задача. Не откажись «Аэрофлот» от Лиссабона, «Трансаэро» и «КрасЭйр» сделать это было бы почти невозможно. Поэтому они готовы пожертвовать доходностью рейса ради расширения международной сети перевозок».

Источник - РБК - Наталья Бендина, 10.11.2003
 
Реклама
"Аэрофлот" спасает Airbus от кризиса

До конца нынешнего года Airbus планирует продать 300 самолетов. Из них "Аэрофлот" намерен приобрести 13 самолетов, а еще 5 - взять в лизинг. Финансовую поддержку в приобретении самолетов Airbus российской авиакомпании оказывают британские власти. В России авиапром пока поддерживают другими методами - авиакомпаниям приходится покупать самолеты российского производства принудительно.

Британское экспортно-кредитное правительственное агентство стало гарантом по кредиту, который "Аэрофлот" взял для покупки самолетов Airbus А319. В сообщении британского посольства в Москве говорится, что на первом этапе "Аэрофлот" намерен приобрести четыре пассажирских лайнера Airbus, стоимость этого контракта - около 170 млн. долларов. Размеры кредита, предоставленного российскому авиаперевозчику группой западных банков, составляют 24 млн. долларов. При этом кредитная гарантия, предоставленная правительством Великобритании, покроет только часть стоимости самолета, равную стоимости комплектующих британского производства.

Раньше "Аэрофлот" предпочитал самолеты фирмы Boeing, однако теперь обновляет парк в основном самолетами Airbus. С одной стороны, это радует: российская авиакомпания пополняет свой парк современными самолетами на очень выгодных условиях, но с другой стороны, на четырех российских заводах за прошлый год выпустили семь самолетов, а на одном заводе Airbus в Тулузе - более трехсот.

Российские методы поддержки авиапрома пока ощутимых результатов не принесли. Недавно к российским авиакомпаниям помимо высоких пошлин на западную авиатехнику (20-процентная пошлина плюс 20% НДС) начали применять и административные меры. Госслужба гражданской авиации (ГСГА), которая контролирует рынок авиаперевозок, в случае если на какое-то направление претендуют несколько авиакомпаний, присуждает победу той, у которой на направлении заявлены российские (желательно новые) самолеты. По словам источника в авиационных кругах, это помогает авиакомпаниям компенсировать издержки на освоение новой техники и вынуждает их приобретать именно ее. Якобы именно этот факт, по словам источника ГАЗЕТЫ, вынудил крупнейшего в России эксплуатанта самолетов Boeing авиакомпанию "Трансаэро" объявить о приобретении в лизинг четырех Ту-204.


Источник: газета "Газета"
 
Первый шаг к "Шереметьево-3"

"Аэрофлот - российские авиалинии" зарегистрировал свое 100% -ное дочернее предприятие - ОАО "Терминал" с уставным капиталом 200 млн руб. Решение о создании нового предприятия было принято с целью привлечения к проекту строительства нового терминала "Шереметьево-3" партнеров, к которым прежде всего относится ОАО "Шереметьево", а также потенциальных инвесторов.


Источник: газета "Ведомости"
 
Самолеты "Аэрофлота" регулярно летают из Москвы в США уже 35 лет

Регулярному воздушному сообщению между Москвой и Соединенными Штатами во вторник исполнилось 35 лет. Первым рейсом "Аэрофлота" из столицы Советского Союза в Нью-Йорк в 1968 г. на легендарном самолете Ил-62 прилетели 93 пассажира, в том числе более 50 ВИП-персон и большая группа советских и американских журналистов.

Как сообщил на пресс-конференции в Нью-Йорке генеральный представитель "Аэрофлота" в США Анатолий Деловери, в 2002 г. компания перевезла по маршруту Москва - Нью-Йорк 98 тыс. пассажиров, за первые 9 месяцев текущего года - 80 тысяч. "Объемы перевозок в последние годы увеличились", - добавил он. Всего за 35 лет рейсами "Аэрофлота" на этот направлении воспользовались 5 млн человек. Кроме Нью-Йорка компания совершает рейсы в Вашингтон, Сиэтл, Сан-Франциско и Лос-Анджелес.

Первый представитель "Аэрофлота" в США Владимир Саморуков, работавший в Соединенных Штатах в 1967-69 гг. и 1977-79 гг., считает, что история развития авиасообщения между Америкой и СССР, а затем Россией, "полна и замечательных, и драматических событий". В частности, вспоминает он, в 1980 г. из-за войны в Афганистане рейсы "Аэрофлота" в США были приостановлены. То же самое произошло и в 1981 г. после событий в Польше. А в сентябре 1983 г., когда над территорией СССР был сбит южнокорейский авиалайнер, в воздушном сообщении между двумя странами наступил "мертвый сезон". "И только после начала перестройки была проведена серия переговоров, и в апреле 1986 г. полеты возобновились", - добавил В.Саморуков.


Источник: веб-сервер "Утро.Ру"
 
"Аэрофлот" экономит

В будущем году "Аэрофлот" намерен сократить свой краткосрочный кредитный портфель в полтора раза - до $50 млн. Авиакомпания будет делать ставку на среднесрочные валютные кредиты. От размещения еврооблигаций и депозитарных расписок "Аэрофлот" решил воздержаться. Аналитики считают, что эти меры наряду с реструктуризацией авиапарка на условиях финансового лизинга позволят авиакомпании сэкономить около $10 млн в год.

"Аэрофлот" - крупнейший в России авиаперевозчик. В парке компании - 111 воздушных судов, из них 27 "иномарок". В прошлом году "Аэрофлот" перевез 5,49 млн пассажиров. Выручка авиакомпании по стандартам IAS составила $1,563 млрд, чистая прибыль - $89,3 млн. Государству принадлежит 51,17% акций "Аэрофлота", группе Национального резервного банка (НРБ) - около 30% акций.

Как рассказал "Ведомостям" директор казначейства "Аэрофлота" Сергей Суковатов, в следующем году компания намерена минимизировать свой краткосрочный кредитный портфель. Сейчас он составляет около $80 млн. Речь идет о кредитах на пополнение оборотных средств, которого требует сезонность авиационного бизнеса. "Аэрофлот" стал работать более эффективно, получать больше свободных средств от операционной деятельности, - поясняет Суковатов. - Поэтому портфель краткосрочных кредитов в бюджете будущего года будем снижать в полтора-два раза". По словам замдиректора "Аэрофлота" по финансам Михаила Полубояринова, портфель кратко- и среднесрочных кредитов авиакомпании к концу 2004 г. планируется снизить до $50 млн.

Как заявил Полубояринов, в I квартале будущего года "Аэрофлот" собирается объявить тендер среди банков на получение кредита в $30 млн на срок более года. "В сентябре "Аэрофлот" уже привлек синдицированный кредит Citibank, Donau Bank и ВТБ на $60 млн по ставке Libor + 3% (т. е. около 4,5%. - "Ведомости") , заместив им невыгодный для себя облигационный заем с доходностью около 13% годовых, - цитирует Полубояринова "Интерфакс". - "Аэрофлот" готов брать валютные кредиты сроком более года, а вот размещать евробонды, которые при нынешней конъюнктуре обойдутся в 11,5 - 12% годовых, для нас неприемлемо".

"Синдицированные кредиты сейчас дешевле, - соглашается аналитик ИФК "Метрополь" Денис Нуштаев. - Сокращение краткосрочного долга отвечает интересам развития "Аэрофлота", вообще замещение коротких и дорогих заимствований длинными и дешевыми - это то, на чем сосредоточены сейчас многие российские компании". Впрочем, по словам Нуштаева, суммарный долг "Аэрофлота", включая долгосрочный финансовый лизинг самолетов, составляет около $400 млн. Елена Сахнова из ОФГ говорит, что суммарный размер долга "Аэрофлота" в будущем году составит около $350 млн. "Но надо учитывать, что в 2003 - 2004 гг. "Аэрофлот" реструктурирует свой парк "иномарок", замещая дальнемагистральные Boeing среднемагистральными Airbus, - говорит Сахнова. - Условия финансового лизинга последних выгоднее, поскольку ставка по ним составляет 3% годовых вместо 8% ". По оценке Сахновой, с учетом этого суммарно "Аэрофлот" сможет сэкономить на кредитах около $10 млн в год.


Источник: газета "Ведомости"
 
Совет директоров "Аэрофлота" принял решение о созыве внеочередного собрания акционеров 22 ноября 2003г.
Совет директоров ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" на своем заседании принял решение о созыве внеочередного собрания акционеров 22 ноября 2003г. Об этом РБК сообщил источник, близкий к совету директоров. Как ранее сообщили РБК в компании, созыв внеочередного собрания акционеров необходим для переизбрания состава совета директоров. С такой инициативой выступил Национальный резервный банк (НРБ), имеющий около 30% акций авиакомпании. Ранее председатель правления НРБ Александр Лебедев заявлял, что НРБ намерен предложить "трех-четырех своих кандидатов". Он не исключил, что сам войдет в состав совета директоров авиакомпании. По его словам, причиной созыва внеочередного собрания акционеров и перевыборов совета директоров компании является "фактическое отсутствие работы" нынешнего состава совета директоров. Так, с момента избрания совет директоров авиакомпании из запланированных пяти раз собирался лишь дважды, отметил А.Лебедев.


Источник: информационное агентство "РБК"
 
Президент "Аэрофлота" выступает за создание мощной авиакомпании на юге России
Президент "Аэрофлота" Александр Зурабов выступил за создание на Юге России мощного авиаперевозчика. Такое мнение он высказал, выступая на заседании "круглого стола" в Совете федерации.

По замыслу Зурабова, в России должно остаться не более трех общенациональных авиаперевозчиков с развитой собственной сетью маршрутов. Один из них должен базироваться в Москве, второй - в Сибири, а третий - на Юге России. Как полагает "Время новостей", в качестве таких перевозчиков Зурабов видит сам "Аэрофлот", "Сибирь" и ростовскую "дочку""Аэрофлота" – компанию "Аэрофлот-Дон".

Александр Зурабов, который помимо президентского занимает в "Аэрофлоте" еще и пост председателя совета директоров, допустил, что некоторое количество мелких самостоятельных авиакомпаний сохранится в стране и после того, как основную часть перевозок сконцентрируют в своих руках три "кита". Однако, по его мнению, эти мелкие компании смогут работать только на местных рейсах, подвозя пассажиров к базовым аэродромам "китов", а также на сезонных чартерных направлениях.

Нынешнее количество авиакомпаний, а также и число эксплуатируемых воздушных судов значительно превышает потребности России, считает Зурабов. По его мнению, нынешний объем авиационных пассажирских перевозок в России (25-27 млн. человек в год) могут обслужить менее 200 самолетов. Реально в стране числится порядка 4 тыс. гражданских самолетов (правда, не все из них способны оторваться от земли). В результате, сообщил Александр Зурабов, ежесуточный налет на одно воздушное судно у российских авиакомпаний составляет 5-5,5 часа, что не позволяет сделать эксплуатацию окупаемой. В рентабельных зарубежных авиакомпаниях этот показатель доходит до 20 часов в сутки.

"Аэрофлот-Дон", однако, сейчас весьма мало походит на общенациональную компанию. Пока это не более чем обычный региональный перевозчик, большинство рейсов которого составляют полеты из города базирования в Москву. Сомнительно, чтобы "Аэрофлот-Дон" мог самостоятельно, без значительных внешних вливаний, выйти на национальный уровень.

Сомнения вызывает также и сама возможность создания национальной компании из "дочки" другой национальной компании. Очевидно, что подобная схема не обеспечит должного уровня конкуренции перевозчиков. Вместе с тем других кандидатов на роль национального перевозчика на Юге не видно. "Авиалинии Кубани" масштабами уступают "Аэрофлот-Дону", а "Кавминводыавиа" молва давно уже присоединила к другому потенциальному альянсу – компаний "Россия" и "Пулково".


Источник: веб-сервер "Южный Бизнес"
 
Канада сняла ограничения на полеты самолетов "Аэрофлота"

Канадские авиационные власти во вторник отменили ограничения на полеты для авиакомпании "Аэрофлот - Российское авиалинии", сообщил представитель "Аэрофлота".

Как сообщалось ранее, власти Канады в начале ноября ограничили количество рейсов "Аэрофлота" в Торонто с четырех до двух в неделю, а также запретили авиакомпании выполнение транзитных полетов через территорию Канады. В этой связи "Аэрофлот" был вынужден выполнять полеты в США, используя альтернативные маршруты.

"Аэрофлот" уже во вторник уже выполнит рейсы Москва-Нью-Йорк через территорию Канады. Количество рейсов в Торонто будет увеличиваться до прежнего числа постепенно, по мере восстановления объемов продаж билетов.


Источник: веб-сервер "Газета.Ru"
 
Летайте магазинами "Аэрофлота"

Пластиковые карты уже стали обязательным продуктом для розничных банков. Многие из них не первый год предлагают клиентам дисконтные программы, позволяющие получать скидки в торговых сетях. Однако есть одно направление совместной работы банков и торговых сетей, которое в России можно считать еще совершенно неосвоенным, - бонусные программы. По западному опыту, эффективность бонусных программ заметно превосходит привычные нам дисконтные, поскольку в этом случае сети фактически доплачивают клиенту за верность их брэнду. Осталось только убедить в этом клиентов.

Для привлечения клиентов в последнее время банки все чаще стараются использовать новые продукты. К пластиковым картам, которые одновременно являются дисконтными, люди стали привыкать. Удивить такими программами становиться все труднее. И тут банки обнаружили уже действующее в России новое направление развития: бонусные программы крупных компаний. Одной из самых известных бонусных программ в России является программа "Аэрофлот бонус". Впрочем, это и не удивительно, ведь бонусные программы обязаны своим появлением именно авиакомпаниям. В 1981 году авиакомпания American Airlines запустила первую в истории программу присуждения бонусных очков за мили, которые пассажир преодолел на ее самолетах. Вслед за American Airlines бонусные программы стали реализовывать и другие американские, а в 90-х годах - европейские и азиатские авиакомпании. В 1998 году подобную программу запустила компания "Трансаэро". На следующий год заработала программа "Аэрофлот бонус" и бонусная программа ресторанной сети "Росинтер" - "Почетный гость". Две последние программы вызвали наибольший интерес среди банков. Первым договорился с "Аэрофлотом" о выпуске совместной бонусной карты банк "Русский стандарт". В мае 2002 года он начал выдавать кобрэндовые бонусные карты "Аэрофлот - Русский Стандарт" и "Аэрофлот - MasterCard". Эти карты действуют точно так же, как бонусные карты самого "Аэрофлота", кроме того, ими можно расплачиваться как обычной пластиковой картой. Более того, совершая покупки по карте "Аэрофлот - Русский Стандарт", держатель карты зарабатывает дополнительные мили по программе постоянного клиента "Аэрофлота". Зарабатывая баллы за покупки по карте и за снятие наличных, клиент имеет возможность получать дополнительные скидки в магазинах - партнерах банка по кобрэндовой программе с компанией "Мир". Что же касается карты "Аэрофлот - MasterCard" банка "Русский стандарт", то это револьверная кредитная карта. Каждый раз, оплачивая картой "Аэрофлот - MasterCard" покупки или услуги, держатель карты пополняет свой счет "Аэрофлот бонус" баллами из расчета балл за каждый доллар, оплаченный по карте. 500 приветственных баллов каждому получившему карту. Накопленные баллы по картам "Аэрофлот - Русский Стандарт" или "Аэрофлот - MasterCard" можно обменять на бесплатные билеты, бесплатное проживание в отелях - партнерах программы или повысить класс полета.

Сбербанк реализовал совместную бонусную программу с "Аэрофлотом" на основе карт Visa. На карте "Visa Аэрофлот" накапливаются бонусные баллы за налетанные мили, а также за покупки, совершенные с использованием этой карты. Бонусы рассчитываются по следующей схеме: балл за каждые $2 или 60 руб. покупки, а также за каждый километр полета. Если вы уже являетесь держателем карты Visa Classic Сбербанка, то заменить ее на карту "Visa Аэрофлот" можно бесплатно. Дополнительные бонусные баллы также начисляются при пользовании услугами партнеров "Аэрофлота". Например, за каждую ночь, проведенную в гостинице "Аэростар" (Москва), вам будет начислено 500 баллов. Для бесплатного получения номера в этой гостинице надо накопить 45 тыс. баллов. За проживание в гостинице "Астория" (СПб) за каждую ночь вам начислят те же 500 баллов, однако для того, чтобы бесплатно получить номер в "Астории", необходимо накопить 90 тыс. баллов, а в гостинице "Англетер" (СПб) - 75 тыс. баллов. Банк "Первое ОВК" также договорился с "Аэрофлотом" о совместной бонусной карте. Правда, реализовал ее только на своей локальной карте "Путникъ". Получив эту карту, ее держатель автоматически становится участником программы "Аэрофлот бонус", набирая призовые баллы, которые позволяют получить бесплатный билет на самолет этой авиакомпании или повысить класс обслуживания. Возможность бесплатно проживать в гостиницах за бонусы, полученные в полетах, появилась благодаря договоренности об обмене бонусами между первопроходцами бонусных программ - авиакомпаниями и последовавшими за ними отелями, ресторанами и сетями магазинов. Решение об обмене бонусами было принято, как ни странно, из-за того, что заметные успехи бонусных программ авиакомпаний создали для них серьезную угрозу. Сегодня количество накопленных миль участниками бонусных программ исчисляется триллионами - на сумму в сотни миллиардов долларов. И авиакомпании просто не справятся, если все эти накопленные мили им одновременно предъявят. Поэтому они стимулируют участников своих бонусных программ менять их на бонусы других программ. Благодаря этому платежной системе Diners Club, имеющей собственную бонусную программу, удалось договориться с компанией "Аэрофлот" об обмене бонусами. Причем обмен бонусами производится из расчета балл Diners Bonus Club на десять баллов программы "Аэрофлот бонус". Такой коэффициент обмена связан с тем, что Diners Club начисляет бонусный балл за каждые $10, потраченные с использованием карты этой платежной системы. В результате, накопив 2 тыс. баллов Diners Bonus Club, держатель карты уже может рассчитывать на бесплатный билет от "Аэрофлота". Впрочем, и обратный обмен также возможен. Diners Club дважды в год выпускает каталоги с перечнем призов, которые можно получить в обмен на заработанные баллы. Среди призов - бытовая техника, товары для дома и отдыха, детские игрушки, спортивные товары, а также различные услуги страховых компаний России. Немаловажно и то, что от банка, выпустившего карту Diners Club, наличие или отсутствие бонусной программы не зависит - эту программу реализует непосредственно платежная система. При этом представители Diners Club недавно заявили, что платежная система сворачивает свои дисконтные программы и намерена сосредоточиться на бонусных. Однако это будут не кобрэндовые программы с какой-либо одной компанией, а программы, ориентированные по определенным направлениям. Так, в ближайшее время Diners Club намерен выпустить карты "Diners Club - Виномания" для ценителей вин и "Diners Club - VIР-спорт" для любителей горных лыж.

Собинбанк подошел к вопросу накопления авиационных миль с другой стороны. Совместно с компанией "ИстЛайн" и аэропортом Домодедово он начал выпуск бонусных карт DomodedovoClub MasterCard - Sobinbank. По словам начальника управления пластиковых карт Собинбанка Елены Шустовой, эта программа предназначена для активных деловых людей и менеджеров компаний. "Жизнеспособность данного проекта лишний раз подтверждает правильность нашего решения разрабатывать программы с большей степенью сегментации, чем массовые обезличенные программы. Это также позволяет нам предлагать клиентам Собинбанка действительно востребованные банковские продукты", - заявила она. Коренное отличие этой программы от бонусных программ авиакомпаний заключается в том, что, став ее участником, клиент получает бонусы за каждый вылет из аэропорта Домодедово и прилет в него независимо от авиакомпании. Соответственно, и использовать свои бонусы участник программы может для бесплатного получения билета или повышения класса полета любой авиакомпании, вылетающей или прилетающей в аэропорт Домодедово. Бонусы также накапливаются при покупке товаров и услуг у партнеров этой программы. В ноябре прошлого года после долгих переговоров сеть ресторанов "Росинтер Ресторанс" нашла себе банк - партнера по бонусной программе "Почетный гость". Карты "Visa почетный гость" стал выпускать Гута-банк, причем получить эту карту можно совершенно бесплатно. Заплатить около $20 придется только в случае, если вы хотите, чтобы карту вам доставили домой или на работу. Анкету для получения карты можно найти в ресторанах сети "Росинтер Ресторане" ("Ростик"с", "Планета суши", "Санта Фе" и др.). При посещении любых ресторанов этой сети накапливаются баллы в размере 10% от суммы счета, оплаченного с использованием карты. Кроме того, оплачивая товары и услуги в торговых точках, принимающих карты Visa, участник программы получает дополнительно бонусы в размере 1% от суммы покупки. Накопленные баллы могут быть использованы для оплаты счета в любом ресторане "Росинтер" из расчета 1 балл = 1 рубль. Росбанк подошел к вопросу внедрения бонусных карт с прагматической позиции: бонусные карты этого банка совмещены с более привычными для россиян дисконтными. Клиент при оплате счета сам решает, что получить - скидку или бонус. По словам представителей Росбанка, бонусные программы - это еще один способ стимулировать клиентов не только к открытию карт и их использованию с целью обналичивания средств, но и к более цивилизованному их применению - в безналичных расчетах. Росбанк выпускает карты Visa для дисконтно-бонусной программы UCS Loyalty. Либо держатель карты Visa UCS Loyalty получает скидку при оплате покупки, либо на его бонусный счет начислятся баллы, которыми в дальнейшем можно оплачивать покупки в компаниях - партнерах программы. Клиент оплачивает счет картой, и в процессе платежа автоматически производится две трансакции: платеж с карточного счета и начисление баллов на бонусный счет. Бонусы и скидки в размере 5 - 10% от суммы покупки по картам Visa UCS Loyalty можно получить в таких развлекательных заведениях, как "Майами-Боулинг", рестораны китайской, мексиканской и японской кухни ("Привет, Мексика", "Асахи", "Древний Китай", "Лимпопо"). Использовать бонусную карту Росбанка можно также в магазинах "Экко", "Вино. Табак. Подарки", а также детские игрушки "ТопТой".


Источник: газета "Коммерсантъ-Деньги"
 
По уровню web-сервиса "Аэрофлот" на высоте

Компания "Гарант-Парк-Интернет" разработала по заказу ОАО "Аэрофлот — Российские авиалинии" целый ряд интернет-решений на основе технологий Microsoft.

Одним из важнейших направлений взаимодействия авиакомпании с потребителями стало создание корпоративного портала www.aeroflot.ru. Этот ресурс содержит разнообразную справочную информацию и несколько интерактивных web-систем. В частности, в портал встроена система "Расписание", интегрированная с внутренней базой данных рейсов "Аэрофлота"; автоматизированная система поддержки заказчиков "Открытая линия", а также система управления содержимым, автоматизирующая процесс публикации информации.

Одним из первых примеров практического применения технологии Microsoft .NET в России стали разработанные компанией "Гарант-Парк-Интернет" для "Аэрофлота" web-сервисы, обеспечивающие доступ к расписанию полетов, справочной и оперативной информации о рейсах, поступающей из центра управления полетами с задержкой всего в 4-5 минут. Воспользовавшись web-сервисами, владельцы сайтов, тематика которых связана с авиаперевозками, смогут предложить своим посетителям свежее расписание полетов и постоянно обновляемые сведения из аэропортов всего мира, а компании, чьи сотрудники часто летают в командировки, могут встроить эту информацию в свой корпоративный портал.

Еще одним интернет-проектом стал web-сайт программы поощрения пассажиров "Аэрофлот-Бонус", участники которой могут использовать получаемые за каждый полет премиальные баллы для приобретения сертификатов на бесплатные полеты и получения скидок на услуги компаний-партнеров программы. Сейчас пользователи могут контролировать через интернет имеющееся у них количество баллов и своевременность занесения данных о совершенных рейсах, а до конца года в онлайне будут доступны все сервисы и информация, что и при посещении офиса.

Недавно была введена в эксплуатацию система Flight Info, предоставляющая оперативную информацию о рейсах различным техническим и сервисным службам аэродромов, а также удаленным офисам "Аэрофлота". Она пришла на смену очень старому решению, появившемуся еще в начале 80-х годов. Полное развертывание системы пока не завершилось, но "Аэрофлот" уже получает существенные выгоды от ее эксплуатации. Например, Flight Info облегчает взаимодействие с региональными офисами, в которые до сих пор информацию приходилось передавать по электронной почте, факсу и телефону.


Источник: веб-сервер "iOne"
 
Реклама
"Аэрофлот" пополнил парк аэробусов

Европейский авиастроительный концерн Airbus обеспечивает 55% своей потребности в титане за счет поставок из России, с Верхнесалдинского промышленного объединения (ВСМПО). Об этом газете "Время новостей" сообщил вчера директор Airbus по международной кооперации Савьер Тьерни. В денежном выражении закупки российского титана составляют скромную сумму - 200 млн евро в год. Дешевизна российского сырья - одно из главных его достоинств в глазах европейских авиастроителей. В обозримом будущем концерн рассчитывает как минимум половину используемого им алюминия закупать в России. В качестве потенциальных поставщиков рассматривается Самарский алюминиевый завод, входящий в холдинг "Русский алюминий", а также завод в Белой Калитве.

Руководство Airbus встретилось вчера с российскими журналистами по поводу передачи "Аэрофлоту" очередного самолета А-320. В соответствии с принятой "Аэрофлотом" программой реструктуризации парка эти машины должны заменить используемые сейчас Boeing-737. До конца 2004 года авиакомпания планирует приобрести 18 европейских среднемагистральных самолетов: десять А-319 и восемь А-320. Переданный вчера А-320 - шестой самолет, поставленный в рамках этого контракта. Сегодня, как ожидается, он прибудет в Шереметьево, а уже в субботу отправится в первый коммерческий рейс. Директор технического департамента "Аэрофлота" Михаил Трифонов продемонстрировал, что в этой машине является плодом технологического сотрудничества Airbus с Россией. Самая заметная деталь, выполненная из российского алюминия, - это пилон, на котором двигатель самолета подвешивается к крылу. Кроме того, пол лайнера застлан синтетическим ковром отечественного производства. По словам г-на Трифонова, отечественный ковролин, который полагается менять каждые три месяца, использован в целях экономии. Для того же "Аэрофлот" отказался от привычных на международных линиях развлекательных устройств, например, телеэкрана. Вместо этого в салоне бизнес-класса предусмотрены обычные розетки, которые могут использовать по своему усмотрению обладатели компьютеров и DVD-плееров.


Источник: газета "Время новостей"
 
Туристы не слетали самолетами "Аэрофлота" отдохнуть на Гоа

Вчера получил развитие скандал с чартерной программой на Гоа компании "Индийский клуб". Вызванный в милицию глава турфирмы, которая после очередной отмены рейса 8 ноября закрыла свой офис, обвинил в срыве программы "Аэрофлот". Эксперты полагают, что эта история может снизить интерес к набирающему популярность индийскому курорту.

Проблемы с рейсами на индийский курорт Гоа появились у "Индийского клуба" (под этой торговой маркой работает туроператор "Книга джунглей") еще в начале месяца. В ночь на 1 ноября в Индию должен был вылететь рейс "Континентальных авиалиний", однако за несколько дней до вылета авиакомпания аннулировала договор на основании того, что туроператор не оплатил перевозку. После этого "Индийский клуб", а также выкупавшие места на чартере "Турэнергосервис" и "Ланта-тур вояж" договорились о том, что 1 ноября на Гоа вылетит Ил-96 компании "Аэрофлот", но прибывшие в аэропорт туристы никуда не улетели - у "Аэрофлота" не оказалось необходимого разрешения индийских авиавластей. Вылет был перенесен на 8 ноября, однако и этот рейс сорвался, поскольку разрешение с индийской стороны так и не было получено.

Перелет на Гоа имеет свои особенности. Самолеты с туристами приземляются на военном аэродроме Даболим, поэтому туроператор с индийской стороны в обязательном порядке дает авиавластям Индии гарантии принять пассажиров. Только после этого авиаперевозчик получает соответствующее разрешение на перелет.

После срыва вылета 8 ноября глава "Индийского клуба" Владимир Грехов-Мешков исчез, а офис компании закрылся. Однако во вторник вечером сотрудник информационной службы "Банко" встретил главу туркомпании в отделении милиции, куда после закрытия офиса "Индийского клуба" обратились обеспокоенные турагентства. Как сообщает "Банко", господин Грехов-Мешков заявил, что все эти дни пытался решить проблему с "Аэрофлотом", и обвинил в срыве программы авиакомпанию. По его словам, "Аэрофлот" согласовывал свои действия с принимающей компанией UVI, в то время как "Индийский клуб" договаривался с другой компанией - Ltd Delight.

В "Аэрофлоте" с такой версией не согласны. Его представители утверждают, что "Индийский клуб" сообщал в авиакомпанию разные названия своих индийских партнеров и буквально за день до вылета остановился на компании UVI. "Аэрофлот" обратился к руководству этой компании, чтобы узнать, получено ли разрешение на перелет от соответствующего индийского ведомства, однако в UVI сообщили, что принять российских туристов не готовы, "поскольку от „Индийского клуба" никакой вразумительной информации не получили".

Между тем так и не улетевшие на Гоа туристы если и получат назад свои деньги, то достаточно не скоро. "Мы готовы возвратить туристам деньги за неиспользованные авиабилеты, но после завершения собственной юридической экспертизы действий всех сторон", - сообщили „Ъ" в пресс-службе авиакомпании. Господин Грехов-Мешков также заявил о готовности вернуть деньги, но не ранее чем через два-три месяца.

В любом случае скандал негативно скажется на имидже Гоа как туристического направления. Гоа активно продвигается на российском туррынке всего год и конкурирует с таким массовым местом отдыха, как Таиланд. В прошлом году, по экспертным оценкам, на Гоа слетали около 25 тыс. россиян, а в этом турпоток может удвоиться. "Гоа сейчас раскручивается, считается модным направлением, поэтому многие за ним внимательно следят, - рассказывает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.- Безусловно, такой скандал в самом начале сезона может внести корректировки в планы российских туристов".


Источник: газета "Коммерсантъ"
 
"Аэрофлот" получил премию российской академии бизнеса и предпринимательства за эффективный менеджмент

Авиакомпания "Аэрофлот - российские авиалинии" стала обладателем Национальной премии Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства за 2003 год (Russian Business Academy Award-2003) в номинации "Эффективный менеджмент".

Премия вручена компании за проведение современной эффективной корпоративной политики и формирование профессиональной управленческой команды. Среди основных номинаций, в которых оценивались претенденты: "Предприятие года", "Малый бизнес", "Бизнес и новация", "Меценат года" и др.

Национальная премия Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства учреждена в 1995 году. Она призвана популяризировать достижения лучших представителей деловых кругов России, оказывающих большое влияние на развитие ее экономического потенциала, а также отметить заслуги бизнесменов, внесших весомый вклад в социальную и экономическую жизнь страны, региона или города.

Помимо "Аэрофлота" в этом году Национальной премии РАБиП удостоились "Банк Москвы", руководитель Минэкономразвития Г. Греф и др. В прошлые годы среди номинантов премии были А. Вольский, Е. Примаков, В. Потанин и др.

Церемония вручения премии состоялась 20 ноября в рамках V Юбилейной Ассамблеи российских деловых кругов "Формирование благоприятного делового климата - фактор стабильного экономического роста современной России", а также VII Торжественной церемонии вручения Национальной премии Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства "Бизнес-Олимп. Дарин" в Государственном Академическом Большом театре России.


Источник: компания "АК "Аэрофлот - российские авиалинии"
 
Внеочередное общее собрание акционеров ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии"
22 ноября состоялось внеочередное общее собрание акционеров ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии".

На собрании акционеров рассмотрены вопросы:

1. Утверждение распорядка дня, регламента голосования, состава рабочих органов внеочередного общего собрания акционеров.
2. Досрочное прекращение полномочий Совета директоров ОАО "Аэрофлот".
3. Избрание Совета директоров ОАО "Аэрофлот".
4. Досрочное прекращение полномочий Ревизионной комиссии ОАО "Аэрофлот".
5. Избрание Ревизионной комиссии ОАО "Аэрофлот".

В новый состав Совета директоров Аэрофлота избраны 11 из 16 кандидатов, набравшие наибольшее количество голосов в итоге голосования на внеочередном общем собрании акционеров:

1. Антонов Владимир Николаевич - первый заместитель генерального директора по производственной деятельности ОАО "Аэрофлот";
2. Браверман Александр Арнольдович - статс-секретарь - первый заместитель министра имущественных отношений Российской Федерации;
3. Данилицкий Анатолий Антонович - первый заместитель председателя правления АКБ "Национальный резервный банк";
4. Душатин Леонид Алексеевич - заместитель председателя правления АКБ "Национальный резервный банк";
5. Зурабов Александр Юрьевич - освобожденный председатель Совета директоров - президент ОАО "Аэрофлот";
6. Исаев Юрий Олегович - заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации;
7. Корнилов Георгий Викторович - заместитель руководителя департамента ФСБ России;
8. Лебедев Александр Евгеньевич - президент - председатель правления АКБ "Национальный резервный банк";
9. Нерадько Александр Васильевич - первый заместитель министра транспорта Российской Федерации;
10. Окулов Валерий Михайлович - генеральный директор ОАО "Аэрофлот";
11. Шапошников Евгений Иванович - помощник Президента Российской Федерации.

В Ревизионную комиссию Общества, состоящую из пяти человек, по предложению акционеров и их полномочных представителей избраны:

1. Богачева Ирина Леонидовна - начальник отдела департамента Минимущества России;
2. Дунайкина Зинаида Николаевна - начальник информационно-аналитического отдела департамента производственной безопасности ОАО "Аэрофлот";
3. Захаров Вадим Анатольевич - начальник управления Минтранса России;
4. Тюкалов Валерий Леонидович - вице-президент АКБ "Национальный резервный банк";
5. Хвостунков Андрей Николаевич - начальник управления федеральной энергетической комиссии России;


Источник: компания "АК "Аэрофлот - российские авиалинии"
 
"Аэрофлоту" необходимо вступление в международный альянс - Окулов
Авиакомпания "Аэрофлот-Российские авиалинии" считает для себя совершенно необходимым вхождение в глобальный альянс авиаперевозчиков, заявил генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов в среду в Москве на конференции "Российский бизнес. Повестка дня - 2004", организованной Ассоциацией менеджеров России.

По его словам, вхождение в глобальный альянс позволит "Аэрофлоту" получить доступ к международной сети маршрутов крупнейших мировых авиаперевозчиков и заключить с ними соглашения, которые позволят перевозить пассажиров по более дешевым тарифам. Кроме того, вхождение в глобальный альянс позволит "Аэрофлоту" создать "транзитный мост между Европой и Азией".


Источник: информационное агентство "Интерфакс"
 
"Аэрофлот" увеличивает количество рейсов в Торонто
Авиакомпания "Аэрофлот - российские авиалинии" увеличивает с 1 декабря этого года количество рейсов из Москвы в Торонто с двух до пяти в неделю.

Ранее "Аэрофлот" с 1 ноября был вынужден сократить количество рейсов в Торонто до двух в неделю в связи с введенными канадскими властями ограничениями.

Конфликт возник после того, как российская сторона отказала авиакомпании Air Canada в просьбе разрешить ей выполнять транзитные полеты через территорию России из Канады в Дели.

В ходе состоявшихся в ноябре переговоров двух стран все разногласия удалось урегулировать.


Источник: веб-сервер "Газета.Ru"
 
С Аэрофлотом вокруг света
Заключено прорейтовое соглашение между ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и авиакомпанией "Air Tahiti Nui", предусматривающее использование Москвы и Папеэте в качестве трансферных пунктов для пассажиров таитянской и российской авиакомпаний при полетах в Америку и Азию. Это позволит значительно расширить возможности авиакомпаний в перевозке пассажиров, следующих в Японию и Америку.

С учетом заключенного соглашения опубликованы специальные тарифы Аэрофлота на маршруте Москва - Попеэте через Лос-Анджелес или Токио.

Соглашение дает пассажирам Аэрофлота уникальную возможность совершить кругосветное путешествие по маршруту Москва - Токио - Папеэте (Таити) - Лос-Анджелес - Москва по специальному тарифу.

Перелет по всему маршруту займет около двух с половиной суток. Продолжительность стыковок составит в Лос-Анджелесе 4 часа 10 минут, а в Папеэте и Токио - 3 часа 35 минут. Учитывая, что пассажиры при кругосветном перелете будут совершать посадку в Японии, на Таити и в США, им понадобится визовая поддержка всех перечисленных стран.

Подчеркивая важность данного события, генеральный директор ОАО "Аэрофлот" Валерий Окулов отметил, что развитие взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными авиакомпаниями - одно из важных направлений развития сети Аэрофлота. "Такая кооперация полезна и экономически выгодна обоим авиаперевозчикам", - подчеркнул Валерий Окулов.

"Air Tahiti Nui" является главным перевозчиком Французской Полинезии и связывает южную часть Тихого океана с четырьмя континентами. Авиакомпания выполняет полеты в Новую Зеландию (Окленд), Австралию (Сидней), Японию (Токио, Осака), США (Лос-Анджелес), Францию (Париж).


Источник: компания "АК "Аэрофлот - российские авиалинии"
 
Гигантомания "Аэрофлота"

Компания собирается в 3 раза увеличить объем перевозок
"Аэрофлот" разработал амбициозные планы развития. К 2010 г. компания почти в три раза намерена увеличить объем пассажирских перевозок и почти в два раза - парк самолетов. В "Аэрофлоте" обосновывают свои планы надеждами на резкий рост объемов внутренних перевозок. Но конкуренты и аналитики не разделяют оптимизма лидера отрасли.

"Аэрофлот" - крупнейший в России авиаперевозчик. В парке компании - 104 воздушных судна, из них 27 "иномарок". Но, по словам гендиректора компании Валерия Окулова, эксплуатируется только 78 машин. В прошлом году "Аэрофлот" перевез 5,49 млн пассажиров. Выручка авиакомпании по стандартам IAS составила $1,563 млрд, чистая прибыль - $89,3 млн. Государству принадлежит 51,17% акций "Аэрофлота", группе Национального резервного банка (НРБ) - около 30% акций.

Как рассказал вчера на пресс-конференции гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов, компания намерена довести к 2010 г. ежегодный объем пассажирских перевозок до 15 млн человек в год. Окулов исходит из того, что объем перевозок "Аэрофлота" будет ежегодно увеличиваться примерно на 13%. Свои надежды "Аэрофлот" связывает прежде всего с развитием рынка внутренних перевозок. Так, Окулов прогнозирует, что в будущем году "Аэрофлот" сможет увеличить объем перевозок на внутренних маршрутах на 30,5%. Замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков поясняет, что увеличения перевозок компания рассчитывает добиться прежде всего за счет увеличения интенсивности работы на уже имеющихся маршрутах. По словам Окулова, для реализации этих планов компании потребуется к 2010 г. увеличить парк эксплуатируемых самолетов почти в два раза - до 140 - 150 единиц. Еще полтора месяца назад планы "Аэрофлота" были не в пример скромнее. В интервью "Ведомостям" Окулов говорил о намерении компании в течение 10 лет увеличить парк самолетов до 120 - 130 единиц.

По словам Кошлякова, компании еще предстоит определиться, какие самолеты пополнят ее авиапарк. "Мы готовы покупать продукцию отечественного авиапрома, если он сможет предложить достойную технику, - говорит он. - Ближайший год покажет, насколько состоятельны проекты создания новых самолетов - Ан-148, Ту-334 и RJJ, который сейчас только разрабатывается". Иначе, говорит Кошляков, авиакомпании придется искать "иные варианты развития компании". Впрочем, отмечает Кошляков, пока планы "Аэрофлота" упираются в отсутствие современного терминала, которым должно стать "Шереметьево-3". По его мнению, строительство "Шереметьево-3" может дать дополнительный 10% -ный ежегодный рост перевозок.

Конкуренты не разделяют оптимизма "Аэрофлота". Замгендиректора второй по величине авиакомпании - "Сибирь" Михаил Кошман отмечает, что планы "Аэрофлота" по увеличения авиапарка упираются в отсутствие конкурентоспособного самолета, который мог бы заменить выбывающие Ту-154, Ту-134, Ил-86. Рассчитывать на импортную авиатехнику вряд ли стоит, считает Кошман, до тех пор пока не будет решен вопрос с ввозными пошлинами. А представитель "Красэйра" уверен, что планы "Аэрофлота" реализуемы только при условии создания обширной сети аэропортов-хабов (пересадочных узлов).

Аналитик "Ренессанс Капитала" Наталья Загвоздина называет планы "Аэрофлота" по росту перевозок слишком оптимистичными. "Рынок будет расти, и темпы роста перевозок "Аэрофлота" будут равняться на него", - уверена она. Загвоздина указывает, что рынок авиаперевозок зависим от роста ВВП, поэтому можно прогнозировать более скромные темпы. По ее оценке, увеличение ВВП на 1% дает 1,5% -ный рост перевозок. "Рынок будет консолидироваться. С него уйдут мелкие игроки, и "Аэрофлот" сможет занять их место и увеличить свою долю на рынке", - говорит Елена Сахнова из Объединенной финансовой группы. Однако, говорит она, пока сложно поверить в эти прогнозы, поскольку неясно, за счет каких самолетов собирается "Аэрофлот" увеличивать свой авиапарк.


Источник: газета "Ведомости"
 
Новое решение застарелой проблемы

После длительного периода спада гражданская авиация России начала демонстрировать убедительный рост показателей. Однако на общем благополучном фоне региональные перевозки остаются проблемной зоной. Только по-новому построив бизнес-модель, можно рассчитывать на успех.

Кризис региональных перевозок

Воздушное сообщение в СССР являлось неотъемлемой частью транспортной стратегии. В силу этого по всей территории огромного государства пролегали воздушные трассы, связывавшие разветвленной маршрутной сетью все крупные города, региональные центры и отдаленные поселки. Кризис начала 90-х годов прошлого столетия привел к тому, что покупательная способность населения катастрофически упала. На этом фоне рост стоимости авиабилета сделал воздушный транспорт недоступным большинству россиян. Перевозки постепенно сокращались, и на некоторых направлениях негативные тенденции до сих пор не удалось преодолеть. Отчасти это связано с тем, что деловая активность в регионах заметно ниже, чем в крупных городах, и сообщение между региональными центрами не слишком активное. Но важнейшей проблемой остается отсутствие авиакомпании, которая смогла бы предложить потенциальному авиапассажиру приемлемый тариф.

Наиболее чувствительный удар по воздушному сообщению высокие цены нанесли в центральной европейской части страны. С учетом развитой сети автомобильных и железных дорог, альтернативные виды транспорта оказываются в более выигрышном положении. Как следствие, самолет проигрывает в конкурентной борьбе автобусу и поезду. Это подтверждается и статистикой - на Московское направление в европейской части приходится свыше 60% отправленных пассажиров, еще некоторое количество рейсов выполняются в Санкт-Петербург и столицы нефтедобывающих районов. Собственно на сообщение между городами приходится около 5% пассажиров. При этом известно, что порой бизнесмены предпочитают совершить перелет в соседний город через Москву, мирясь с неизбежной потерей времени на трансфер.

Ситуация за Уралом существенно лучше: здесь зачастую авиационному транспорту альтернативы нет вообще. Либо существует только сезонное наземное сообщение, когда ряд рек освобождаются ото льда. В любом случае, региональные перевозки здесь демонстрируют тенденцию к росту, что открывает для перевозчиков определенные перспективы. Несмотря на то, что по-прежнему продолжается закрытие аэродромов местного значения, в ряде регионов авиация получает поддержку на уровне местных властей, дотирующих убыточные рейсы.

В любом случае, сообщение между регионами и крупными центрами, будь то Поволжье или Дальний Восток, носит важный социальный и экономический подтекст. Быстрое удобное сообщение развивает деловые связи. Развитая инфраструктура позволяет обеспечивать функционирование аэропортов, а также косвенно способствует сохранению таких направлений авиационной деятельности, как санитарная авиация или охрана лесов. Для авиакомпаний, выполняющих перевозки на магистральных направлениях, местные перевозчики являются источником дополнительных пассажиров, которых регионалы подвозят на рейсы большей протяженности. Наличие развитой сети в области позволяет повысить заполняемость рейсов. Вся совокупность потенциальных плюсов заставляет авиакомпании искать свои пути возрождения региональных перевозок.

Хаб, еще хаб

Одно из первых решений, которое оказалось на поверхности - создание крупных региональных транспортных узлов (хабов), в которые бы стекались как магистральные, так и региональные потоки. За счет внедрения так называемого веерного расписания, время стыковки между двумя рейсами сокращается до минимума и пассажир может совершить перелет в интересующий его пункт назначения с пересадкой в трансферном центре. Суть заключается в том, что в один аэропорт в течение непродолжительного времени слетаются самолеты из разных городов, как по дальним маршрутам, так и по местным. Спустя некоторое время самолеты разлетаются. Пассажир же имеет возможность удобно состыковать рейсы и прибыв в хабовый порт сразу продолжить путешествие в любом из направлений.

Удобства такой схемы очевидны: путешественник расширяет доступную ему географию полетов. Особенно это актуально в том случае, когда авиакомпании-партнеры заключили Интерлайн-соглашение, что позволяет выполнить полет по всему маршруту, приобретя всего один билет. Авиакомпании, в свою очередь, повышают уровень занятости пассажирских кресел и улучшают свои коммерческие показатели. Но для организации полноценного хаба требуется разрешить огромное количество проблем. Это и координация расписаний авиакомпаний-партнеров, и обеспечение ритмичной работы аэропорта, выделение обширной трансферной зоны в аэровокзале. Не лишним будет отметить, что существующие примеры внедрения веерного расписания в Красноярске и Самаре (исключая столичные аэропорты) показали, что проблем на пути создания регионального хаба более чем достаточно.

Говоря о хабах, нельзя не упомянуть другую инициативу, родившуюся в Приволжском федеральном округе. Альянс аэропортов Самары, Казани и Уфы можно рассматривать как распределенный хаб. Преимущество крупного трансферного узла заключается в том, что в любой день из него можно вылететь в любом направлении. Очевидно, что именно ежедневные полеты в любую точку привлекают бизнесменов, составляющих важную часть общего пассажиропотока. Для тех, кто считает время, ценность воздушного транспорта заключается в том, что есть возможность совершить перелет за один день.

В то же время очевидно, что выполнение ежедневных полетов из Самары в, допустим, Франкфурт не позволит загрузить рейс только самарскими пассажирами. Аналогичная ситуация и в соседних городах. Плюс к тому, аэропорты этих региональных центров не имеют необходимых ресурсов для быстрой и полномасштабной реконструкции, что позволило бы им стать хабом. В такой ситуации было найдено решение, когда ежедневные полеты по всем маршрутам должны выполняться хотя бы из одного порта, входящего в альянс. А для того, чтобы пассажир из другого города мог воспользоваться этим рейсом, между аэропортами несколько раз в день выполняются челночные рейсы на самолете небольшой вместимости.

Перспективы развития такой схемы весьма заманчивые - общими усилиями можно в относительно сжатые сроки наладить сообщение между соседними городами, и при этом привлечь дополнительных пассажиров на магистральные рейсы. Инициатива была воспринята "на ура", и теперь идет кропотливая работа по согласованию расписаний и решению ряда других организационных вопросов. Тем временем, о своем желании присоединиться к альянсу заявили порты Нижнего Новгорода и Ульяновска.

Региональный Low-Cost

Как бы удобно не были составлены стыковки, основная проблема региональных перевозок заключается в низкой платежеспособности населения. Ориентироваться исключительно на бизнесменов, предоставляя им возможность в любой день совершить поездку по желаемому маршруту, невозможно, так как предложение будет заведомо превышать спрос. Остается только ориентироваться на широкие массы населения, предлагая услугу для всех. А так как низкая цена на билеты должна сочетаться с рентабельностью, необходимо отказаться от традиционных моделей. Может показаться странным, но новатором в этой области выступил национальный перевозчик "Аэрофлот - российские авиалинии". Здесь был разработан проект создания региональной компании, работающей оп принципу Low-Cost.

Работа началась в Департаменте корпоративных проектов почти два года назад, и за этот период специалисты прошли путь от общей идеи до создания вполне конкретных схем, с четко проработанным подходом к формированию маршрутной сети, с определенными параметрами парка воздушных судов, с созданной схемой ценообразования и так далее. Однако по словам Алексея Чибрикова, директора департамента, все сделанные наработки еще не являются окончательным бизнес-планом. Сегодня достигнут важный результат: разработаны решения, базируясь на которых можно построить полноценную региональную компанию. Конкретные же параметры будут зависеть только от инвестора, который волен будет определить маршрутную сеть и другие базовые параметры.

Но вернемся к началу работ. Анализ рынка региональных пассажирских перевозок проводился на основе данных статистических сборников Транспортно-клиринговой палаты РФ. Были рассмотрены показатели фактических объемов с 1996 по 2002 год в разбивке по федеральным округам России. Из более чем 6000 внутренних линий были выделены примерно 2600 маршрутов протяженностью от 200 до 1200 км. При этом среднее плечо составило 600-700 км. Таким образом была очерчена рыночная ниша, в которой предстоит строить новый бизнес. Было подмечено, что данная сеть имеет достаточно большой потенциал. В ряде случаев маршруты дублируются альтернативными видами транспорта, на некоторых направлениях за самолетами остается монополия. Однако при наличии конкурентоспособного тарифа и ежедневной частоте выполнения полетов можно было уверенно рассчитывать на приток пассажиров. "Пассажир есть всегда, - уверен Алексей Чибриков. - Нужно только лишь предложить ему выгодные условия". И здесь на первый план вышла "железная" проблема.

"Двадцать четвертых" совсем не осталось

Одной из причин свертывания региональных перевозок является устаревший парк воздушных судов. Его основа - турбовинтовые самолеты Ан-24 и турбореактивные Як-40.

Ан-24 совершил первый полет в 1959 году и вышел на регулярные линии "Аэрофлота" в октябре 1962 года. Всего за более чем 15 лет серийного выпуска построено около 1100 машин, не считая китайского аналога Y-7. Согласно существующим оценкам, средний возраст парка превышает 30 лет. На сайте ГСГА приведены сведения, согласно которым в авиакомпаниях России числится 250 таких машин (по состоянию на 1 января 2003 года).

Парк Як-40 моложе и более многочисленный. Совершив первый полет в октябре 1966 года, он продержался в серийном производстве с 1968 по 1981 год. Из более чем 1000 построенных машин примерно 125 было экспортировано. По данным ГСГА, сейчас осталось свыше 310 этих самолетов.

С одной стороны, это достаточно внушительный парк. С другой, реальная картина далека от безоблачной. Если на протяжении долгих лет региональные самолеты были в избытке из-за резкого обвала перевозок на внутренних воздушных линиях, то теперь их парк стремительно сокращается и не за горами тот момент, когда имеющихся в наличии самолетов будет недостаточно даже для удовлетворения существующих потребностей, тем более не учитывая возможности роста перевозок. Согласно прогнозам списания, ежегодно число машин такого класса будет уменьшаться на 70 штук, и к концу 2006 года не превысит 413 Ан-24 и Як-40. Однако это номинальная цифра, не отражающая существующего положения. Значительное число машин разобрано на запчасти для поддержания летной годности небольшого числа эксплуатируемых собратьев, но при этом они продолжают числиться за авиакомпаниями. Парк Як-40 в значительной степени состоит из переоборудованных в VIP-вариант бортов, и обратная конвертация уже нецелесообразна. Так что сейчас в России на крыле остается не более 150 - 200 региональных машин.

Понятно, что строить бизнес-план сколь-либо крупной региональной авиакомпании на этих самолетах не приходится. Даже если собрать по крохам со всей страны оставшиеся машины с достаточным ресурсом, их технической обслуживание и ремонт с каждым годом будет обходиться все дороже, так как производство запчастей невыгодно и по ряду позиций уже прекращено. Наконец, Як-40, прозванный истребителем керосина, и Ан-24 не отвечают современным требованиям по расходу топлива. Даже с учетом минимальной остаточной стоимости, которая может исчисляться даже не сотнями, а десятками тысяч долларов, эксплуатационные расходы будут неподъемно велики. И если Як-40 еще сможет прожить лет 10, то дни Ан-24 безоговорочно сочтены.

Новый отечественный или подержанный иностранец?

Выбор, который остается перед авиакомпаниями, невелик. Либо новые отечественные воздушные суда (Ан-140 и Ил-114), либо подержанные иномарки. Как в первом, так и во втором случае они имеют высокую стоимость, и лизинговые платежи будут составлять заметную часть расходов. Цена Ан-140 сегодня зафиксировалась на уровне 8,5 млн долларов, Ил-114 дороже - по разным оценкам, он обойдется от 9 до 12 млн долларов. При том, что средняя ставка ежемесячного лизингового платежа может составлять 1% от стоимости самолета, получается довольно приличная сумма, которую может себе позволить далеко не всякая авиакомпания. По крайней мере, "раскатывать" рейсы с нуля на новых отечественных самолетах - занятие явно убыточное. Кроме того, есть еще одна деталь, которая не позволяет считать эти самолеты отечественными: пока ни Ан-140, ни Ил-114 не производятся в России.

К проблеме парка специалисты "Аэрофлота" подошли основательно, проведя обширный анализ рынка по различным направлениям. Первый вопрос, на который следовало найти ответ: будет ли будущий самолет турбореактивным или турбовинтовым? Исходя из предполагаемой средней дальности маршрута 600-700 км и особенностей состояния аэродромов, выбор был сделан в пользу винтовых машин. На таком плече разница в скорости не столь существенна, а экономически турбореактивные самолеты менее выгодны.

Второй вопрос - это выбор базовой модели, с помощью которой можно строить свой флот. Проведенное сопоставление охватывало несколько параметров, таких как наличие семейства, доля на рынке, количество поставленных самолетов, количество эксплуатантов - словом то, что характеризует распространенность самолета и, косвенно, позволяет оценить разветвленность сервисных служб. Далее был оценен среднегодовой налет на один борт, надежность вылета по расписанию, эффективность системы поддержки в эксплуатации и гибкая ценовая политика. Эти факторы напрямую влияют на экономические показатели работы перевозчика, определяя возможность зарабатывать на данном типе самолета, а не получать убытки в результате его простоя на земле.

По большинству названных параметров самолеты европейского производства оказались впереди российских конкурентов. Дело в том, что ATR-42 выпускается с 1985 года и его производство не прекращено по сей день, построено свыше 300 таких лайнеров. А "Илов" и "Анов" нового поколения можно по пальцам пересчитать - так что набрать достоверную статистику пока невозможно. Это в значительной степени отпугивает потенциальных покупателей - пока структура расходов на поддержание летной годности не ясна, следовательно затруднительно построить бизнес-план. Наконец, есть и еще один аспект в пользу иномарок: на рынке можно приобрести подержанные самолеты в возрасте около 7 лет. При этом соотношение размера лизинговых платежей и расходов на поддержание летной годности будет оптимальным. А вот отечественные самолеты надо проавансировать, и только спустя некоторое время можно будет начать полеты.

Впрочем, здесь возникают определенные тонкости. Как утверждает Павел Науменко, Генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного объединения, общее количество доступных на рынке самолетов ATR-42 составляет 19 штук, и наметившаяся тенденция оживления рынка опережает заказы на новые самолеты. Таким образом, компания, которая сделает ставку на эти машины, также будет вынуждена ждать поступления интересующих ее самолетов. А вот Ан-140 в ближайшее время будет выпускаться на 3 предприятиях, включая самарский "Авиакор", что позволит удовлетворить спрос в новых самолетах.

В свою очередь, в "Аэрофлоте" парировали, что реализация крупного контракта с ATR может быть связана с выполнением ряда условий, в том числе с передачей технологий по проведению тяжелых форм технического обслуживания, а при необходимости - и по осуществлению производства самолетов в России.

Таким образом, фаворитом на сегодня остается именно европейский самолет. В 2002 году на рынке существовали предложения ATR-42 по цене 3,2 - 3,3 млн долларов за 7-10 летний самолет. По данным ХГАПП, средняя цена подержанной 50-местной иномарки составляет немногим менее 5,2 млн долларов. В любом случае, это меньше, чем 8,5 млн за Ан-140, и ценовой фактор остается одним из наиболее важных.

Как привлечь пассажира

Есть несколько простых и понятных принципов, на которых должна базироваться деятельность региональной авиакомпании, однако до сих пор в России реализовать их в полной мере не удалось никому.

Во-первых, конкурентоспособные тарифы. Ценовая политика должна учитывать предложения конкурентов, в том числе и альтернативные виды транспорта. Однако нужно учитывать и другие факторы. Сервис на борту должен быть на должном уровне - как минимум, не хуже чем у традиционных компаний. При этом вовсе не обязательно навязывать платные услуги, такие как питание на борту. Обеспечить рентабельность при низких тарифах можно за счет повышения производительности труда и сокращения накладных расходов. Соответственно, вытекает необходимость использования высокоэффективного самолетного парка, способного обеспечить высокие - до 11-12 часов в сутки - показатели по налету при гарантированной надежности вылета по расписанию на уровне 99%. Есть еще один показатель, который характеризует эффективность авиаперевозчика: количество перевезенных пассажиров, приходящихся на одного сотрудника. Известно, что традиционные перевозчики обслуживают 300-500 человек в год, в то время как Low-Cost компании - 5000-9000 человек.

Необходимо отметить, что региональная авиакомпания изначально должна строить свою работу, ориентируясь на рентабельность полетов. Дотации из местных бюджетов не должны поддерживать такого перевозчика. В то же время внутри компании возможно перекрестное субсидирование, что позволит поддерживать важные с точки зрения сети маршруты за счет прибыльных рейсов. Очевидно, что только в этом случае разработанная модель может не просто вызвать интерес чиновников, но и позволит найти инвестора.

Во-вторых, высокая частотность полетов. Преимущество перед наземным транспортом в высокой скорости может быть сведено на нет тем обстоятельством, что в тот или иной день рейса вообще не предусмотрено. Главное - иметь минимум один полет ежедневно, иначе человек, ценящий время, воспользуется другим видом транспорта, который доступен ежедневно, например автотранспортом. Наконец, для пассажира важна надежность вылета - ведь в ряде случаев он будет продолжать путешествие, выполнив пересадку на другой рейс.

Когда появится новый игрок?

Выполняя прединвестиционное исследование, Алексей Чибриков определил для себя некоторые принципы формирования будущей авиакомпании. Она должна создаваться с чистого листа, с новой организационной структурой, а не на базе существующих компаний. Это должен быть отдельный вид бизнеса со своей идеологией, так как он базируется на концепции низких тарифов. Совмещать же в одной структуре два подхода к обслуживанию пассажира невозможно.

Для создания новой компании может потребоваться порядка 9 месяцев, в течение которых в соответствие с пожеланиями инвестора будет разработана маршрутная сеть, создана организационная структура, выполнены необходимые формальности, связанные с регистрацией и получением лицензий. При этом можно предположить, что созданию нового перевозчика не будут препятствовать другие игроки: в большинстве случаев будут открываться новые сегменты рынка и создаваться дополнительные пассажиропотоки.

Проект уже представлен на рассмотрение многим потенциальным инвесторам. Можно предположить, что он найдет поддержку в Минтрансе и ГСГА и будет реализован. По убеждению Алексея Чибрикова, эта идея уже витает в воздухе, и рано или поздно кто-то ее сумеет воплотить в жизнь. Пока же первые и наиболее успешные шаги в развитии региональных перевозок делают ведущие авиакомпании "Сибирь" и UTair.


Корреспондент: Олег Пантелеев
Источник: веб-сервер "АвиаПорт.Ру"
 
Реклама
"Аэрофлот" перебрасывает рейсы из Америки в Азию
Прощай, Америка
В 2004 году "Аэрофлот" сократит количество маршрутов на Западное побережье в США. "Аэрофлотовских" линий лишаться Сан-Франциско или Сиэтл. Освободившиеся самолеты будут переброшены на более перспективные направления - на рейсы внутри России и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Небо, самолет, "роялти"

Для обеспечения роста пассажирских перевозок "Аэрофлоту" не хватает транспорта."У нас дефицит флота, и чтобы увеличить полеты на прибыльном рынке АТР, мы рассматриваем возможность сокращения полетов на Западное побережье США", - заявил вчера гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов. По его словам, маршрут в Лос-Анджелес сохранится, отказываться компания будет от Сан-Франциско или Сиэтла. Компания намерена более активно действовать и на внутреннем рынке. Валерий Окулов считает, что к 2010 году компании удастся увеличить свою долю на российском рынке с 11 до 30%.

Не исключено, что к этому году "Аэрофлот" может лишиться одной из важнейших статей доходов. В Европе считают, что если российскую компанию лишить незаконных, с их точки зрения, компенсационных выплат за полеты над территорией России ("роялти"), то нынешнее благополучие "Аэрофлота" будет не столь явным. При общей выручке "Аэрофлота" в $1.6 млрд. доля "роялти" ежегодно составляет, по неофициальным данным, от $250 до $300 млн.

В последнее время появились слухи, что авиавласти России разрабатывают варианты отмены компенсационных выплат, чего добивается Европа на переговорах по вступлению России в ВТО. Однако руководитель Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Александр Нерадько опроверг слухи, заявив, что "роялти" - спор хозяйствующих субъектов, в которой авиавласти не должны вмешиваться. "Механизм компенсационных выплат относится к вопросам экономических отношений авиакомпаний, именно в таком ключе мы предлагаем решать этот вопрос, - говорит глава ГСГА. - Западные авиакомпании сами предложили такую схему компенсаций".

Такого же мнения придерживается и Валерий Окулов. "Какие бы ни были аппетиты у чиновников ЕС, существуют стандартные условия вхождения в ВТО, - говорит он. - Там ничего не сказано про коммерческие отношения между хозяйствующими субъектами. Чиновникам ЕС вообще запрещено заниматься коммерческими вопросами. Главное, что между авиакомпаниями нет споров".

В московских офисах ведущих европейских авиакомпаний - British Airways, Lufthansa и Air France - отказались давать комментарии по этому вопросу. Западные перевозчики не знают, сколько платят "Аэрофлоту" их коллеги, и ухудшать свои позиции на переговорах резкими высказываниями европейцы не желают. За них это делает Ассоциация европейских авиакомпаний, поднявшая этот вопрос на переговорах о вступлении России в ВТО. Сторонники отмены "роялти" есть и в России. "Искусственные ограничения на использование воздушного пространства России необходимо снимать, от этого экономика страны получит больше выгод, чем дает "роялти", получаемое сегодня одним национальным перевозчиком, - сказал "Финансовым Известиям" гендиректор "КрасЭйр" Борис Абрамович. - Это позитивно скажется на формировании нормальной конкурентной среды на рынке".

Как делать деньги из воздуха

В 1970 году советское руководство разрешило иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью с возможностью дозаправки в Москве, потребовав за это компенсации "Аэрофлоту". Иностранцы согласились, так как единственной альтернативой Сибири был маршрут через Аляску и Северный полюс, полет над которыми на восемь часов дольше. Платя за посадку в Москве, авиакомпании все равно экономили огромные суммы. В начале 80-х годов в строй вошли дальнемагистральные самолеты, которые могли перелетать просторы Советского Союза без дозаправки в столице. В "Аэрофлоте" говорят, что с началом беспосадочных полетов через Россию коммерческая загрузка его рейсов из Европы в Москву упала на 6%, а из Москвы в страны Юго-Восточной Азии - более чем на 10%. В середине 80-х годов "Аэрофлот" ввел новшество: иностранным компаниям пришлось платить за право перелета независимо от того, требовалась ли им посадка. Так как, согласно чикагской Конвенции о гражданской авиации, каждая страна имеет право на принудительную таможенную посадку самолета, пролетающего над ее территорией. Американцы и канадцы отказались платить дань "Аэрофлоту", решив просто не летать по этим маршрутам. Но европейцы продолжают платить эту дань. Сумма выплат - коммерческая тайна. По неофициальной информации, часть средств из "роялти" перечисляется в ГСГА.

В конце октября канадцы попытались добиться отмены компенсационных выплат, ограничив полеты "Аэрофлота" в Торонто. Не получилось. Недавно ограничения были сняты, вопрос с "роялти", как говорят чиновники, рассматривается.


Источник: Финансовые известия
 
Назад