"Трансаэро" полетело на биржу
Авиакомпания "Трансаэро" в рамках выпуска первого облигационного займа на 2,5 млрд руб. не только раскрыла структуру собственности, но и представила стратегический план развития до 2008 г. и первой среди российских авиакомпаний заявила о начале подготовки к IPO
Во вторник авиакомпания "Трансаэро" объявила размеры своего облигационного займа - 2,5 млрд руб. Однако для рынка гораздо более важной новостью стало раскрытие структуры собственности компании и планы ее стратегического развития. По оценкам аналитиков, это должно способствовать удачному проведению облигационного займа.
"Трансаэро" занимает 6% рынка пассажирских авиаперевозок в России и входит в пятерку крупнейших авиакомпаний страны. Компания оперирует парком, состоящим исключительно из самолетов западного производства - Boeing. В 2005 г. она выполняла полеты по 80 маршрутам в 25 стран. В 2005 г. пассажирооборот "Трансаэро" составил 5,25 млрд пкм - на 16,9% больше, чем в 2004 г. Число перевезенных пассажиров выросло на 16,5% - до 1,57 млн человек. Выручка от продаж "Трансаэро" составила 10,4 млрд руб., что на 42% больше, чем за 2004 г. По предварительным данным, в 2005 г. авиакомпания получила около 400 млн руб. чистой прибыли при выручке 10,4 млрд руб., а к 2008 г. она планирует увеличить выручку от продаж до 25 млрд руб., а чистую прибыль - до 1,2 млрд руб. К этому моменту авиакомпания, по словам генерального директора Ольги Плешаковой, будет управлять парком примерно в 40 лайнеров.
Согласно принятому решению, заем будет размещен по открытой подписке. В его рамках планируется разместить 2,5 млн облигаций номиналом 1 тыс. руб. сроком на 3 года с офертой через 18 месяцев с момента размещения. По займу предусмотрено шесть полугодовых купонов, ставка по трем первым из них будет определена в ходе размещения. Вырученные средства авиакомпания потратит на расширение парка воздушных судов. Речь идет прежде всего о лизинге самолетов Boeing 747 и Boeing 737-800 New Generation, а также российских Ту-214. Помимо этого "Трансаэро" направит часть полученных средств на финансирование программы международных рейсов из Санкт-Петербурга; приобретение запчастей и оборудования для эффективной технической эксплуатации самолетов; расширение наземной инфраструктуры; оптимизацию текущего долга компании, в том числе в части замещения вексельных займов, выпущенных в 2004-2005 гг.
Первый шаг авиакомпании на рынке заимствований - выпуск векселей - как всегда был дорогостоящим, но необходимым, так как после мирового спада на рынке авиаперевозок "Трансаэро" демонстрировало рост и для его дальнейшего обеспечения остро нуждалось в привлечении средств. С февраля 2004 г. по этой программе было привлечено более 2 млрд руб., причем "Трансаэро" уже выплатило по векселям 1,1 млрд руб.
Весьма неожиданным для рынка, тем более перед размещением займа, стало решение акционеров авиакомпании сменить место регистрации с г. Орел на г. Санкт-Петербург, однако вскоре последовало весьма простое объяснение. В рамках развития бизнеса авиакомпания намерена начать выполнение комплексной программы рейсов из Северной столицы и строительство сети гостиниц. Сейчас не только "Трансаэро" проявляет внимание к Санкт-Петербургу. "Аэрофлот" заявил о том, что хочет открыть там филиал, и в январе запросил у авиавластей лицензии на маршруты из Санкт-Петербурга в более чем 20 зарубежных городов, которые сейчас эксплуатирует авиакомпания "Пулково". Но, в отличие от "Трансаэро", он вряд ли переедет в Санкт-Петербург, а отсутствие налоговых поступлений в бюджет города при весьма больших амбициях не будет воспринято положительно городскими властями. Как сообщил источник RBC daily, проект "Аэрофлота" пока не нашел поддержки в администрации Северной столицы, в то время как "Трансаэро" ее уже получило. Так, губернатор Валентина Матвиенко заявила на своей январской пресс-конференции, что в Петербурге "Трансаэро" в первую очередь собирается развивать дальние беспосадочные перелеты в различные страны мира, и правительство города, безусловно, поддержит планы и проекты авиакомпании.
Менеджмент "Трансаэро" впервые официально признал, что владеет контрольным пакетом акций, и заявил о планах в 2007 г. провести листинг на РТС и, возможно, на Санкт-Петербургской бирже, а затем выйти на IPO, разместив, по словам председателя совета директоров "Трансаэро" Александра Плешакова, на одной из западных бирж до 20% акций. С текущего года авиакомпания перейдет на ведение отчетности по международным стандартам US GAAP.
В прошлом году состоялось размещение облигационного займа авиакомпании Air Union. По мнению участников рынка, если заем красноярского авиаальянса не нашел своего покупателя, то облигации "Трансаэро" будут пользоваться спросом среди инвестиционных банков, и вторичное обращение им гарантировано. Отраслевые аналитики считают, что начало февраля, выбранное для размещения облигационного займа "Трансаэро", - удачное время. Поскольку уже подведены итоги работы за предыдущий год, эффективность которой - лучшая рекомендация для инвесторов.
Большинство аналитиков уже озвучили свои прогнозы по доходности займа. В целом определенный ими диапазон колеблется в пределах 11-12%. По словам аналитика "АТОНа" Алексея Булгакова, авиакомпании считаются рискованным сегментом рынка, поскольку у них целый ряд проблем, среди которых лизинговые платежи за самолеты, цены на топливо, пошлины на ввоз самолетов. С другой стороны, благосостояние населения улучшается. Если индикация составит 12%, то весь объем займа "Трансаэро" будет размещен.
Благодаря диверсификации бизнеса авиакомпания превращается в вертикально интегрированную структуру, считает аналитик ИГ "ЦентрИнвест" Михаил Ганелин. Она внедряет грамотную бизнес-модель, включающую продажу туров, перевозку пассажиров на собственных самолетах и размещение их в своих гостиницах. "Так работают все крупнейшие авиакомпании мира, - считает он. - Благодаря займу они могут заработать до 80 млн долл., но все будет зависеть от цен на нефть и рентабельности". По его же словам, благодаря IPO "капитализация к 2008 г. может быть 600-700 млн долл. В итоге от IPO они смогут привлечь еще 100 млн долл.". Впрочем, это самая скромная оценка стоимости "Трансаэро". В случае, если спрос на авиаперевозки у россиян будет расти минимум на 5% в год, то авиакомпания реально сможет увеличить свою долю на рынке до 15%, а ее рыночная стоимость превысит 1 млрд долл.
Источник: газета "RBC Daily"