На фоне кризиса в авиаотрасли и фактического отказа государства оказать поддержку авиакомпаниям обремененная долгами "Трансаэро" пытается привлечь инвестора из Китая или Гонконга. Поиском займется китайский банк ICBC. Параллельно перевозчик уже в январе сократит провозные емкости на части рейсов и перенесет ряд поставок самолетов. Но эксперты скептически оценивают возможность прихода инвесторов в российскую авиакомпанию в текущей экономической ситуации.
"Трансаэро" (вторая по пассажиропотоку авиакомпания в РФ) и китайский госбанк Industrial & Commercial Bank of China (ICBC) заключили соглашение "о привлечении инвестиций в акционерный капитал", сообщил вчера перевозчик. Банк окажет "Трансаэро" "комплекс юридических и маркетинговых услуг". Опыт совместной работы у них есть: ICBC Leasing с 2015 года предоставит "Трансаэро" в лизинг шесть Airbus A321. Замначальника управления корпоративного бизнеса ICBC (Москва) Дмитрий Иванов уточнил "Ъ", что "Трансаэро" работает и с дочерним банком ICBC в России (Торгово-промышленный банк Китая) — "преимущественно по расчетным операциям в юанях". По его словам, банк хочет привлечь в капитал компании инвестора из Китая или Гонконга, размер доли и форма продажи акций еще обсуждается. В "Трансаэро" уточнили, что залоговые условия не рассматриваются. В компании изучают привлечение стратегических инвесторов, "разделяющих ее стратегию и способных увеличить стоимость компании за счет как инвестиций, так и опыта и возможностей".
Почему международные авиаперевозки начали падать
В октябре впервые с 2011 года месячный объем международных авиаперевозок в России упал на 1,8%, хотя на внутренних линиях сохранился рост около 15%. Основной спад пришелся на СНГ, где потеряно 11% пассажиров
"Трансаэро" в 2000-х годах изучала возможность IPO 14-17% акций, но идея умерла в кризис 2008 года. Теперь ситуация не лучше: рост авиаперевозок замедлился, турпоток спал, туроператоры банкротятся, финансовое положение авиакомпаний ухудшается. Перевозчик, на протяжении многих лет увеличивавший пассажиропоток быстрее остальных, в высокий сезон этого года показал рост всего на 4-7% и готовится к худшему.
Вчера в "Трансаэро" сообщили, что после новогодних праздников сократят провозные емкости на ряде международных и внутренних рейсов. Текущую глубину продаж — до конца января — в компании считают "хорошей". Перевозчик также планирует перенести сроки поставок новых самолетов "с учетом реалий финансового рынка, банковского сектора и рынка перевозок". О сокращении предложения на рынке в условиях кризиса думают многие. Глава "Аэрофлота" Виталий Савельев вчера предложил коллегам принять совместное решение о выводе из эксплуатации части провозных емкостей. Государство пока идею не поддерживает: замминистра Валерий Окулов заявил, что она "не отвечает государственным задачам", наоборот, нужно "наращивать количество авиалиний". Но при этом правительство так и не решило системно поддержать отрасль, а финансовое положение ее участников стремительно ухудшается.
Зачем Трансаэро просит у государства 10 млрд рублей
В авиакомпании официально продолжают опровергать сам факт просьбы, но в Минэкономики ее получили и считают выдачу гарантий "возможной". Меньше повезло также обращавшейся за помощью "ЮТэйр" — по данным "Ъ", в правительстве считают возможным поддержать авиакомпанию только с серьезной реструктуризацией бизнеса
Одной из основных проблем "Трансаэро" считается высокая долговая нагрузка. Общий объем обязательств компании по РСБУ на конец третьего квартала — почти 120 млрд руб., при этом выручка составила лишь 86 млрд руб., а чистая прибыль — 129 млн руб. По МСФО на конец первого полугодия объем краткосрочных кредитов и займов компании составил 21 млрд руб., долгосрочных — 33 млрд руб., обязательства по финансовой аренде — 40 млрд руб. Вчера в "Трансаэро" подчеркнули, что соотношение долгосрочных и краткосрочных заимствований в портфеле составило 48% к 52% по сравнению с 40% к 60% на начало года. При этом перевозчик находится "в конструктивном взаимодействии" с ведущими банками, идут переговоры по новым займам. В октябре Сбербанк выдал мандат на организацию синдицированного кредита на 45 млрд руб. и открыл "Трансаэро" кредитную линию на 800 млн руб. на 34 месяца. В банках от комментариев отказались.
По данным "Ъ", правительство в курсе проблем российских авиакомпаний, в том числе "Трансаэро", и обсуждало различные формы их поддержки. Осенью министр транспорта Максим Соколов говорил, что сложности касались доступности кредитов и их реструктуризации, но "после определенного взаимодействия с банковским сектором" они были сняты. В сентябре "Трансаэро" обратилась в Минэкономики за госгарантиями по привлекаемым кредитам до 10 млрд руб. Вчера в министерстве "Ъ" сообщили, что вопросы господдержки "Трансаэро" находятся в компетенции Минтранса. Но там придерживаются жесткой позиции: как говорил на этой неделе "РИА Новости" господин Соколов, поддержки авиакомпаний не будет: решение правительства в рамках данного бюджетного цикла по этим видам расходов не принято. По данным источников "Ъ" в правительстве, урегулировать финансовое положение "Трансаэро" помогала и спикер Совета федерации Валентина Матвиенко.
Независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко считает "вполне разумным поиск альтернативных вариантов привлечения финансирования с учетом того, что обещанный многомиллиардный кредит Сбербанка пока не поступил". Но он отмечает, что авиация традиционно является низкомаржинальным бизнесом, а с учетом нынешних трудностей в экономике и неблагоприятных прогнозов на 2015 год инвестиция в авиакомпанию "выглядит скорее как венчурный проект".
Подробнее:
http://kommersant.ru/doc/2625899