Роман Пахомов, генеральный директор а/к "ВИМ-Авиа": На чартере за прибылью
Как 'ВИМ-Авиа' за год переместилась из четвертой десятки российских авиакомпаний в первую.
Роман Пахомов, генеральный директор а/к "ВИМ-Авиа"
Алан Хурумов, SmartMoney, август 2006, 17 августа 2006 года
Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком.
Ханс Кристиан Андерсен
Роман Пахомов считает себя руками владельца 'ВИМ-Авиа' Рашида Мурсекаева
Авиакомпания Рашида Мурсекаева 'ВИМ-Авиа' - enfant terrible отрасли. Мурсекаев все делал 'не так'. Он не приватизировал оставшиеся после раз*вала советского 'Аэрофлота' авиаотряды с собственным парком техники, подобно владельцам 'Сибири'. Не дискутировал на публике о перспективах отечественных са*молетов, а просто избавлялся от них. Сделав ставку на лайнеры-иномарки, Мурсекаев не получил освобождения от таможенных , как 'Аэрофлот' и 'Трансаэро'. Ос*новная статья расходов его активно попол*няющей парк компании-не топливо, как у конкурентов, а лизинговые платежи. Мурсе*каев не выбивал из авиавластей престижных маршрутов для регулярных перевозок, а раз*вивал чартерный бизнес. Управлять эконо*микой такой 'неправильной' авиакомпании непросто. Но давний друг Мурсекаева, генди*ректор 'ВИМ-Авиа' Роман Пахомов пока справляется: в 2005 г. показатель EBITDA со*ставил $39,5 млн. при выручке $208 млн. Бо*лее того, в прошлом году компании удалось семикратно увеличить объем перевозок и пе*редвинуться с 33-й на 6-ю строчку в отрасле*вой табели о рангах. А по международным пассажирским перевозкам-вовсе выйти на второе место после 'Аэрофлота'. При том что весь российский рынок авиаперевозок вырос в 2005 г. только на 3,4 %.
С НУЛЯ
Большой авиацией Рашид Мурсекаев - бывший гла*ва наблюдательного сове*та Морбанка, отраслевого банка Минтранса, - за*нялся всего три года назад. О его финансовой компании 'Центр-Капитал' на рынке заговорили после того, как она в 2001 г. полу*чила контроль над Дальневосточным морским пароходством (ДВМП). Уже тог*да гендиректором у Мурсекаева работал Ро*ман Пахомов. 'Мы так уже восемь лет: он - глава, я - руки', -описывает распределение ролей в тандеме Пахомов. Акции ДВМП были сильно распылены, и 'Центр-Капита*лу' удалось собрать 68-процентный пакет. В 2002 г. он был продан группе 'Промышлен*ные инвесторы' бывшего министра топлива и энергетики Сергея Генералова за $68 млн. Параллельно развивался другой сюжет, менее засвеченный, но сыгравший важную роль при определении будущего направле*ния инвестиций 'Центр-Капитала'. Исто*рия почти детективная и не слишком кра*сивая. В 2000 г. Мурсекаев выкупил долг разорившейся авиакомпании 'Аякс', по словам Пахомова, за $6 млн. Все, что у нее было ценного, - грузовой самолет Ан-124-100 'Руслан'. Его оценочная стоимость, рассчитанная исходя из возраста и налета машины, составляла порядка $20 млн., но са*молет был проблемный. За долги бывших владельцев он был арестован и стоял на при*коле в аэропорту голландского Маастрихта. А стоило Мурсекаеву выкупить эти самые долги, как самолет был продан на аукционе компании Air Foyle Ltd, аффилированной, по словам Пахомова, с украинским АНТК имени Антонова. Машину перегнали в сто*лицу Украины. Там ее ареста добился уже Мурсекаев. Начали судиться. 'Мы приехали в Киев и предложили решить дело миром. А они перегнали машину в Великобрита*нию!' - негодует Пахомов.
Несколько, впрочем, наигранно. 'Мы сумели доказать, что самолет в Киеве был арестован незаконно, - рассказала Наталья Аристова, директор по развитию бизнеса юридической фирмы "Ильяшев и партне*ры", представлявшей интересы АНТК име*ни Антонова.-Однако украинской победы оказалось мало'. В Лондоне 'Центр-Капи*тал' через суд все-таки сумел, как выразился Роман Пахомов, 'выгрызть' злополучный 'Руслан' обратно. 'АНТК имени Антонова не мог показать себя на суде в Англии. Пото*му что это госпредприятие - их бы спросили, на что они потратили деньги. И как только нам удалось их притянуть в суд, они сразу сдались', - объясняет секрет своей победы над украинцами Пахомов. Машину перегна*ли в Ульяновск, а затем продали авиакомпа*нии 'Полет'.
Занимаясь возвратом самолета, команда Мурсекаева узнала, что почем в авиации,- стало понятно, что здесь можно делать не*плохой бизнес. Мурсекаев занялся поисками опытного партнера еще до окончания эпопеи с 'Русланом'. Выбор пал на авиакомпанию 'ВИМ-Авиа', основанную ветераном отрас*ли Виктором Меркуловым (в названии ком*пании зашифрованы его инициалы). Мерку*лов в авиации без малого полвека, работал в компании 'Волга-Днепр', затем основал фирму 'Аэрофрахт', а в конце 2002 г. - 'ВИМ-Авиа'. У Меркулова был огромный опыт, но на развитие бизнеса не хватало де*нег. Парк 'ВИМ-Авиа' состоял из восьми старых отечественных самолетов марок Ил-62, Ан-12 и Ан-24. 'Меркулов хотел создать перевозчика с нуля. Ему был необходим пар*тнер, который мог бы подключить финанси*рование. И судьба их свела', - вспоминает Пахомов. Меркулов и Мурсекаев стали рав*ными партнерами (впоследствии Мурсека*ев выкупил долю Меркулова): первый внес лицензию авиаперевозчика, второй при*влек кредиты и собственные средства. Об*щая сумма инвестиций составила порядка $160 млн. В марте 2004 г. начались прора*ботки нового проекта. Часть денег пошла на формирование команды, обучение пилотов, приобретение специально*го софта, налаживание системы про*даж и технического обслуживания самоле*тов. Меркулов подсказал главную идею для стратегии обновленной 'ВИМ-Авиа' - закупать и эксплуатиро*вать подержанные самолеты за*падного производства. Идея на тот момент была новаторской.
Работник 'ВИМ-Авиа' приносит своей компании в 1,5 раза больше выручки, чем аэрофлотовец
Компания Персонал (тыс. человек) Выручка в 2005 г. ($ млн.) Выручка на одного работника ($ тыс.)
Аэрофлот 14,9 2200 148
Сибирь 5 695 139
ЮТэйр 8 160 20
КрасЭйр 4,4 357 81
ВИМ-Авиа 1 208 208
Источник: данные компаний